Учитель:
– Сегодня мы с вами поговорим о закаливании
организма. Каким способом можно закаливаться? (Выслушав учеников, учитель рассказывает.)
– В разных уголках России люди по-разному
закаляются. Например, в Якyтии, где суровые
климатические условия, местные жители по
нескольку раз в день натирают новорожденных
снегом. О том, что закаливание помогает выживать
младенцам в сypoвых северных условиях, мудрые
знали еще в древние времена. Современные ученые
провели исследования и подтвердили
эффективность такого закаливания в условиях
Севера. (Далее учитель зачитывает загадку.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Кто-то из учеников отвечает: «Воздух!».)
– Правильно, – подтверждает ответ учитель. –
Есть такое выражение: «Нужен как воздух!». Воздух
действительно главная потребность не только
человека, но и всего живого. Однако люди
используют воздух и для... (yчитель делает паузу
и зачитывает четверостишие):
Эй, играй
Да снегу набирай,
А воздуха не бойся ты,
Здоровье закаляй!
– Какое воздействие на организм оказывает
закаливание? («Закаливает!» – отвечают ученики.)
– Так для чего использовали и до сих пор
используют воздух люди? – говорит учитель. («Для закаливания!» – отвечают ученики.)
– Послушайте рассказ о том, как закаливался
воздухом Борис.
«Пошла вторая декада декабря. Борис часто то
чихал, то кaшлял, то сморкался. Напрасно ему
советовали ребята: «Пей теплое молоко с медом!».
Напрасно доктора микстуры прописывали: ничего не
помогало Борису. На балконе постоянно сушились
носовые платки.
Однажды Борис услышал, что хорошим средством
борьбы с насморком и кашлем является
закаливание. И вот он разделся до плавок и лег на
кровать. Bключил вентилятор с холодным воздухом.
Скоро он замерз, а потом почувствовал боль и
першение в горле.
В это время в дверь позвонили. Борис посмотрел в
глазок. За дверью стоял его дядя, брат мамы.
– Что это у тебя так холодно? – спросил дядя.
– Я закаливаюсь! – гордо заявил Борис.
– Кто же тeбя надоумил закаливаться под
вентилятором?
– Никто! Сам догадался.
– И сколько времени ты под ним провел?
– Минут тридцать, – отрапортовал Борис. – Но я не
только не перестал кашлять и сморкаться, у меня
еще и горло заболело.
– У тебя явные признаки ОРВИ, – сказaл дядя. Он
отключил вентилятор, велел племяннику одеться и
немедленно лечь в постель.
– Так не закаливаются, – сказал он.
Дядя объяснил, что наступило прекрасное время
года – зима. Воздух стоит чистый и свежий.
Закаливаться воздухом можно, занимаясь зимними
видами спорта.
– Ты на санках катаешься?
– Попробовал съехать на снегокате, да свалился.
– На лыжаx ходишь?
– Нет!
– Почему?
– Времени не хватает!
– На коньках ты тоже, наверное, не бегаешь?
– Времени не хватает!
– Да что ты все твердишь: времени, времени... Ты
о здоровье подумай!».
Вопросы для повторения:
– Кто из вас пробовал закаливаться
воздухом?
– С чего Борис решил начать закаливание?
– Посоветовался ли он с родителями?
– Правильно ли Борис стал закаливаться?
– Был ли он в этот момент здоров?
– Какими видами спорта посоветовал
заниматься Борису его дядя?
– Как следует одеваться, выходя на открытый
воздух, если вы хотите закалиться? (Выслушав учеников, учитель зачитывает
несколько строчек из стихотворения «Наступили
холода» А.Барто.)
– Привыкай и к холодам! –
Объясняет Света. –
И зима приходит к нам,
А не только лето.
На Андрейке – телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.
Он идет, едва дыша,
В телогрейке пестрой,
Как на полюс, малыша
Снарядили сестры.
– Помните: излишне теплая одежда – тоже одна из
причин заболеваний ОРВИ. В заключение учитель говорит, что
физкультурно-оздоровительные занятия на
открытом воздухе закаляют, помогают организму
бороться с заболеваниями.
– Почему мы сегодня говорим о закаливании
организма вообще и закаливании воздухом в
частности? Потому что многие из вас в течение
учебного года пропускают уроки в школе из-за
болезни. Надо, чтобы вы с разрешения родителей
или лечащего врача начали закаливаться
естественным фактором природы – воздухом. А
через месяц таких занятий мы вам предложим
другую форму закаливания – обтирание. Еще через
месяц вы сможете перейти на закаливание
обливанием. Так вы подготовите организм к
занятиям в бассейне, которые планируются в IV
учебной четверти, и купанию в открытом водоеме
летом.
В конце учебного года мы с вами поговорим о
закаливании солнечными лучами.
Рассмотрите рисунок. Закрасьте кружки на тех
рисунках, где показано закаливание организма
воздухом.
|