Физика занимает особое место среди школьных предметов. Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Главной задачей внеклассной работы по физике считаю развитие познавательного интереса к предмету. Ежегодно провожу в школе Неделю физики – одну из групповых форм внеклассной работы. Объявляю конкурсы: на лучшее стихотворение, рассказ, песню о физических явлениях; ученых-физиках; конкурс кроссвордистов; конкурс ребусов. Провожу физические игры. В процессе игры учащиеся лучше разбираются в учебном материале, совершенствуют мышление, развивают внимание и творческое воображение. Предлагаю Вашему вниманию 2 внеклассных мероприятия. Игра "Физическое ассорти ФИЗИКА +” Игра "Путешествие в мир физики”
Игра "Физическое ассорти ФИЗИКА +” Цель: показать гуманитарное содержание и общекультурное значение физики как учебного предмета. Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внеклассной игровой деятельности; развивать творческое мышление, умения сравнивать и наблюдать, правильно объяснять с точки зрения физики повседневные явления и процессы. Содержание игры.
Подготовка: класс оформлен изображением ромашки, на лепестках которой, с изнаночной стороны написаны названия предметов, которые ребята изучают в школе.
Вступительное слово учителя.
Представление команд (команды сформированы заранее).
Правила игры: представители команд по очереди выбирают лепесток ромашки. На лепестках ромашки записаны предметы, вопрос к которым зачитывает учитель. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Вопросы к предметам: Математика По графику колебательного движения определите следующие физические величины: период, амплитуду, частоту. Технология Какие физические явления происходят в ткани при проглаживании утюгом? Почему ручка утюга сделана из пластмассы? (Деформации, в результате которых происходит смещение нитей и волокон, а также их растяжение. Ткань становится более мягкой, эластичной и гладкой. Ткань иногда увлажняют для того, чтобы нити не подгорали, а из воды образовывался пар. Под воздействием пара и высокой температуры утюга деформация нитей происходит быстрее. Дерево и пластмасса – плохие проводники тепла, поэтому даже когда металлическая часть утюга (подошва) сильно нагреется, пластмасса и дерево остаются холодными). Изобразительное искусство Учащимся показывают 2 рисунка на которых изображен воробей – зимой и летом. Какой из рисунков сделан зимой? Почему? (Воздух имеет низкую теплопроводность, поэтому воробей зимой распушает перья для сохранения тепла). Химия Назовите химический элемент, содержащий в ядре 19 протонов. (По таблице Менделеева определяем, что это калий К, №19 число протонов равно числу электронов и равно порядковому номеру элемента). История Этот английский ученый получил за свою научную деятельность рыцарский титул. В 1695 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора. Ему была поручена чеканка всех монет страны. В детстве он увлекался стихами, рисовал, много мастерил. Им были сконструированы солнечные и водяные часы, ветряная мельница, бумажный змей. (Исаак Ньютон). Основы безопасности жизнедеятельности Отправляясь в зимний поход, лесники, егеря между носками наматывают "портянки” из газет. С какой целью они это делают? (Бумага и воздух – плохие проводники тепла, они служат теплоизолирующим материалом, помогающим сохранить тепло ног). География Назовите ученого, именем которого названы: хребет в Северном Ледовитом океане; течение в Атлантическом океане; город в Ленинградской области. (М.В. Ломоносов). Литература Отрывок из сказки "Репка”/ "…Посадил дед репку в глинистую почву. Выросла репка большая-пребольшая. Пришел дождь, и решил дед выдернуть репку. Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка – за дедку, дедка – за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут. Пришлось звать на помощь внучку, а потом собачку Жучку. Дедка – за репку, бабка – за дедку, внучка – за бабку, Жучка – за внучку ухватились и вытянули репку.” Почему репку вытягивалась с трудом из почвы? Как влияло то, что почва была глинистая? (Чтобы выдернуть корнеплод, нужно преодолеть силу трения между корнеплодом и почвой. Кроме того, при вытаскивании корнеплода из глинистой почвы под ним создается разреженное пространство, а атмосферное давление давит на репку с большей силой, так как давление снизу меньше атмосферного давления.) Биология Обитатель морей – кальмар время от времени набирает воду в специальную полость, а затем её выбрасывает в виде тонкой струи. Зачем он это делает? (Для передвижения. Он движется за счет реакции струи – в противоположную сторону от выброса струи. Кальмар – это живая ракета.) Русский язык Кто впервые ввел в русский язык термины: барометр, формула, термометр, поршень, полюс магнита? (М.В. Ломоносов). Иностранный язык Этимология – это наука о происхождении слов. Нужно указать из какого языка это слово пришло к нам. Инерция – это слово: итальянское; греческое; латинское. Орбита – это слово: английское; латинское; немецкое. Ракета – это слово: немецкое; греческое; латинское. Физика – это слово: греческое; латинское; английское. Физическая культура Почему, если быстро скользить по канату или шесту можно обжечь руки? (При движении под действием силы трения происходит увеличение внутренней энергии трущихся поверхностей). Музыка Поставить пластинку и менять скорость вращения пластинки. Проигрыватель издает то нормальные, то визгливые звуки. Как объяснить это явление? (При изменении частоты вращения пластинки увеличивается или уменьшается частота колебаний иглы и создаваемых иглой звуковых колебаний. Высота звука зависит от частоты колебаний. Чем больше частота колебаний в звуковой волне, тем выше звук. Например, писк комара, частота 500-600 колебаний и жужжание шмеля, частота колебаний крыльев которого 220 Гц). Подведение итогов игры.
Игра "Путешествие в мир физики” Цель: формирование устойчивой мотивации в познавательной деятельности учащихся. Задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внеклассной игровой деятельности. Содержание игры: 3 команды по 3 человека от класса представляют команды желтых, зеленых, красных. На доске размещены названия команд, баллы участники получают "верстами”, 1 правильно выполненное задание – 100 вёрст. Побеждает команда которая наберет как можно больше вёрст.
Вступительное слово учителя.
Представление команд.
Ход игры
Конкурс загадок (каждой команде по 2 загадки) Сначала – блеск За блеском – треск За треском – плеск (Молния, гром, дождь) И в огне не горит, И в воде не тонет. (Лед) Две сестры качались, Правды добивались А когда добились То остановились. (Весы) Чудо – птица Алый хвост Полетела в стаю звезд (Ракета) Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, но всё же Без него мы жить не можем. (Воздух) Тянусь я тонким столбиком По трубке из стекла Сжимаюсь я от холода, расту я от тепла. (Термометр) Конкурс "Физические величины” Вспомним: верста – единица длины в России, 1 верста = 1,07 км. Существуют другие физические величины и их единицы измерения. Вам предложены единицы измерения физических величин. Вам нужно указать к какой физической величине они относятся. Золотник (масса 4,27 г древнерусская единица) Узел (скорость 0,51 м/с старорусское, Англия, США) Дюйм (длина 25,4 мм Англия, США) Баррель (объём 159 л, США) Конкурс "О каком физическом приборе идёт речь? Из чего состоит и для чего предназначен?” Смотрю – и что ж в моих глазах? В фигурах разных и звездах Сапфиры, яхонты, топазы И изумруды, и алмазы И аметисты, и жемчуг И перламутр все вижу вдруг Лишь сделаю рукой движенье И новое в глазах явленье! (Калейдоскоп: состоит из трубки с зеркальными пластинами и осколками цветных стёкол. Предназначен для наблюдения быстро сменяющихся объектов. Изобретен в 1817 году шотландским физиком Д.Брюстером) Учащимся предлагается выбрать из следующих приборов, которые выставлены: телескоп, микроскоп, линза, калейдоскоп.
Конкурс "Что за чудо этот камень!” Благодаря какому камню так названы эти частицы? Что это за частицы? Учащиеся должны выбрать из набора бус: жемчуг, гранат, яшма, янтарь. (Электроны – (греч. Слово) – означает янтарь. Фалес (VII – VI в. до н.э.) заметил, что натертый шерстью янтарь притягивает к себе легкие кусочки других материалов (соломинки, шерстинки). Через 2000 лет английский ученый Гильберт обнаружил, что таким свойством обладают и другие вещества (алмаз, стекло …). Все эти вещества он назвал электрическими т.е. подобными янтарю. Янтарь – затвердевшая смола хвойных деревьев, которые росли на Земле 50 млн лет назад. В 1897 году Томпсон открыл частицу, являющуюся носителем элементарного заряда)
Конкурс "Переводчики” Назовите приборы, которые соответствуют данным названиям: Тяжесть измеряю; тепло измеряю; холод измеряю. Даны следующие приборы, из которых учащиеся должны выбрать соответствующие данным названиям: барометр, весы, динамометр, термометр, психрометр, плитка.
Конкурс "Наша история” Учитель рассказывает об истории возникновения утюга. Ближайшим родственником утюга является сковорода с углями. По принципу её действия сделан жаровой утюг: в чугунную полую форму насыпали тлеющие угли, которые нагревали подошву утюга. Чтобы угли горели, размахивали утюгом и приговаривали "Ух, ух, разгорелся мой утюг!” Вопрос: Что служило источником нагревания утюга? Зачем ручку утюга делали раньше деревянной? (Источником тепла служил древесный уголь). Учащимся выдавали таблицу удельной теплоты сгорания веществ. Конкурс "Объясни опыт” Демонстрация атмосферного давления. (стакан с водой, лист бумаги). Демонстрация инерции. (стакан, открытка, монета на открытке)
Конкурс литературный Учитель зачитывает отрывок из "Евгения Онегина” Татьяна пред окном стояла На стекла хладные дыша Задумавшись, моя душа Прелестным пальчиком писало На отуманенном стекле Заветные вензель О да Е. Вопрос: почему стекло отуманенное? (Стекло было холодное – у Пушкина "стекла хладные”. И когда попал теплый воздух дыхания, то содержащийся в воздухе водяной пар начал охлаждаться, а затем конденсироваться в виде мельчайших капелек воды. Стекло стало покрываться туманом – капельками влаги, став непрозрачным, пригодным для письма.)
Конкурс "Следствие ведут знатоки” Учитель: известна легенда об Архимеде. Царь Гиерон (250 лет до н.э.) поручил проверить честность мастера изготовившего золотую корону. Архимед определил, что плотность короны меньше плотности золота и следовательно в ней есть примеси. Вам, ребята нужно проверить подлинность серебряных ложек другим способом, используя горячий чай. Какие ваши предположения? (Опустить ложечки в чай. А так как у разных металлов разная теплопроводность и следовательно ложечки будут нагреваться неодинаково.)
Конкурс.
Учащимся самим предлагается продемонстрировать опыт по теме "Инерция”, "Атмосферное давление”. Подведение итогов. Команда набравшая большее количество "верст” - победитель. |