Цели:
- формирование интереса учащихся к предмету;
- развитие познавательных процессов (внимание,
память, воображение, восприятие);
- воспитание культуры личности.
Задачи:
- способствовать поиску новой информации;
- стимулировать интерес учащихся через решение
нестандартных задач, математических фокусов;
- создать сплоченный коллектив.
Оборудование: доска с начерченной
таблицей, карточки с нарисованными
четырехугольниками, карточки с ребусами,
карточки с заданиями на смекалку.
Форма: игровая
Этапы:
1. Подготовительный.
2. Игровой.
3. Подведение итогов.
Структура:
1. Приветствие.
2. Театрализованная сказка.
3. Соревнование.
4. Награждение.
5. Заключение.
ХОД УРОКА
I. Приветствие
С древних времен известно, что математика учит
нас правильно и последовательно мыслить,
логически рассуждать.
Кто с детских лет занимается математикой, тот
развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и
настойчивость. А эти качества нужны всем без
исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и
художнику.
Занимайтесь математикой! Эта наука раскроет вам
особый мир чисел и цифр; она поможет вам
проверить в свои силы и никогда не
останавливаться на достигнутом.
II. Театрализованная сказка «Родственники»
(Полезная сказка о геометрических фигурах).
Жила на свете важная фигура. Важность ее
признавалась всеми людьми, ибо при изготовлении
многих вещей форма ее служила образцом. А имела
фигура такой вид.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем
хвалилась:
– Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны
все мои равны, углы прямые. Если перегнусь я по
средней вертикальной линии, то противоположные
мои стороны так и сольются и углы один на другой
точь-в-точь наложаться. Если перегнусь я по
средней горизонтальной линии, опять углы мои и
противоположные стороны сравнятся. Захочу
перегнуться по любой прямой, идущей с угла на
угол, тогда и соседние стороны сольются, Красивее
меня нет фигуры на свете!
И вы не удивляйтесь, если увидите меня то большим,
то маленьким: я по размеру сторон могу быть
всяким. Только красота моей фигуры от этого не
изменится.
– Как же зовут тебя, брат? – спрашивали
встречные.
– А зовут меня просто … назовите эту фигуру,
ребята? (Квадрат)
Ходил Квадрат по свету… и стало тяготить его
одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем,
ни потрудиться в дружной и хорошей компании не
приходится. А уж, какое веселье одному! Весело
бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат
поискать родственников.
– Если встречу родственника, то я его сразу
узнаю, – думал Квадрат, – Ведь он на меня должен
быть чем-то похож. Однажды он встречает на пути
вот такую фигуру.
Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то
знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И
спросил он тогда: как зовут тебя, приятель?
– Называют меня… назовите, ребята, вторую
фигуру? (Прямоугольник)
– А мы не родственники ли с тобой? – продолжал
спрашивать квадрат.
– Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по
размерам и по отношению моих смежных сторон я
могу быть разным. Но если у нас найдутся четыре
неизменных признак, значит, мы с тобой из одного
рода и у нас имеется общее название, – отвечает
прямоугольник.
Стали они искать и обнаружили эти четыре
признака сходства.
– Какие четыре признака сходства у квадрата и
прямоугольника, ребята? Какое общее название у
этих фигур? (Четыре стороны, четыре прямых угла.
Четырехугольники.)
Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга,
Стали они теперь вдвоем жить-поживать, вместе
трудиться, вместе и веселиться, вместе по белу
свету шагать.
Отдыхают они однажды на опушке леса и видят:
выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и
направляется прямо к ним. А вид она имела такой.
Поздоровалась вежливо фигура с квадратом и
прямоугольником и с облегчением говорит:
– Долго я искала представителей нашего
старинного рода. Наконец-то я вас встретила,
разыскала своих родственников.
– А зовут тебя как? – с удивлением спросили новую
фигуру.
– Зовут меня… как же называют эту фигуру, ребята?
(Трапеция)
– Но как ты докажешь, что мы родственники?
– Очень просто. Мы все имеем два общих признака.
(Ребята, назовите два признака, по которым эти
фигуры имеют сходство)
Так встретились и стали вместе жить три
родственные фигуры, которые назывались теперь
одним словом – четырехугольники.
III. Соревнование «Математические гонки»
1. Приветствие (название команды,
речевка. Каждая команда получает по 5 очков)
2. Ребусы
(Каждая команда получает поочередно три
ребуса. На разгадку каждого ребуса дается 2
минуты. За каждый правильно разгаданный ребус
команда получает по 1 очку)
1-я
команда
2-я
команда
минус
точка
10
64
задача
знак
5
2;
4
3. Загадки
(Ведущий зачитывает загадки обеим командам.
Та команда, которая первая поднимет руку и даст
правильный ответ получает одно очко. Если обе
команды дают неправильный ответ, то в игру
вступают болельщики)
На лестнице-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк – пять на пять –
Так мы учимся считать. (Счеты)
Белка с рынка возвращалась
И с лисою повстречалась.
– Что ты, белочка, несешь? –
Задала лиса вопрос.
– Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки.
Ты, лиса, мне подскажи:
Сколько будет два плюс три?
Лиса быстро сосчитала,
Ровно десять насчитала.
Ах, ты рыжая плутовка,
Обманула белку ловко!
Вы, ребята ей не верьте
И ответ ее проверьте. (Пять)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет
Ровно на три больше станет. (Шесть)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне. (Десять)
Восемь пар танцуют польку,
А всех танцоров сколько? (Шестнадцать)
Число, получаемое при сложении. (Сумма)
4. Сказочные задачи или задачи на смекалку
(Каждая команда получает карточку, на
которой записано четыре задачи. Дается время 10
минут. После чего капитаны команд на доске
записывают решение и дают комментарий. За каждую
правильно решенную задачу команда получает 1
очко.)
- Как разделить 188 на две равные части, чтобы в
каждой из них получилось сто?
- Какие числа (свыше 100) при чтении не изменяются
при их перевертывании?
- Папе Дяди Федора 42 года, а мама на три года
моложе папы. Сколько лет Дяде Федору, если он на 30
лет моложе мамы?
- Винни-Пух и Пяточок играли в школу. «Я задумал
число, – говорит Винни-Пух. – Если от него отнять
17, то останется 38. Какое число я задумал,
Пятачок?
(Пока команды решают задачи, мы вам покажем
математический фокус «Чудесная таблица». С
помощью этой чудесной таблицы, я могу узнать
любое число, задуманное вами. Но задуманное число
не должно быть более 31.
Итак, каждый задумайте число. Посмотрите
внимательно на эту таблицу и заметьте, в каких из
пяти столбцов находится задуманное число.
Скажите мне об этом. Предположим, число находится
в первом, третьем и пятом столбцах. Значит,
задуманное число 21.)
I |
II |
III |
IV |
V |
1 |
2 |
4 |
8 |
16 |
3 |
3 |
5 |
9 |
17 |
5 |
6 |
6 |
10 |
18 |
7 |
7 |
7 |
11 |
19 |
9 |
10 |
12 |
12 |
20 |
11 |
11 |
13 |
13 |
21 |
13 |
14 |
14 |
14 |
22 |
15 |
15 |
15 |
15 |
23 |
17 |
18 |
20 |
24 |
24 |
19 |
19 |
21 |
25 |
25 |
21 |
22 |
22 |
26 |
26 |
23 |
23 |
23 |
27 |
27 |
25 |
26 |
28 |
28 |
28 |
27 |
27 |
29 |
29 |
29 |
29 |
30 |
30 |
30 |
30 |
31 |
31 |
31 |
31 |
31 |
IV. Домашнее задание
(Кто больше? Каждой команде было дано домашнее
задание собрать пословицы и поговорки
которые содержат цифры. Первой начинает команда,
у которой меньше очков. Это команда… Побеждает
та команда, которая назовет последней поговорку
или пословицу. Команда победитель получает –
3 балла)
V. Награждение
– Ну вот и все. Наши конкурсы подошли к
концу. Сейчас мы попросим жюри подвести итоги и
назвать команду победителя. Слово
предоставляется жюри. (Все участники
награждаются сладкими призами)
VI. Заключение
– Вы были эмоциональны, быстры и
сообразительны. Надеемся, что каждому из вас
удалось в полной мере проявить свои способности.
Цифры в пословицах и поговорках
Один
Один за всех и все за одного.
Один в поле не воин.
В страду одна забота – не стояла бы работа.
От великого до смешного – один шаг.
Два
За двумя зайцами погонишься, ни одного не
поймаешь.
Два сапога – пара.
Одна голова – хорошо, а две лучше.
Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает.
Убить двух зайцев.
Три
Бог любит троицу.
У мужика в августе три заботы – и косить, и
пахать, и сеять.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Из третьих рук.
Обещанного три года ждут.
Четыре
Изба без четырех углов не ставится.
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Жить в четырех стенах.
Пять
Знать, как свои пять пальцев.
Рассказывать с пятого на десятое.
Быть как пятое колесо в телеге.
Шесть
Шесть дён лайся, седьмой кайся.
Беда шестериком правит.
Семь
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
У беспокойной хозяйки семь пятниц на неделе.
Тайна за семью печатями.
Семеро с ложкой один с плошкой.
Восемь
Весна да осень – на дню погод восемь.
Восьмое чудо света.
Девять
За тридевять земель, в тридевятом царстве.
Девятый вал.
Десять
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
Не трусливого десятка.
Рассказывать с пятого на десятое.
|