Пояснительная
записка
Элективный курс «Занимательные опыты»,
предназначен для учащихся 8-9 rлассов. Он задуман, как путь
повышения интереса к химии через экспериментальную работу в виде занимательных,
познавательных опытов.
В занимательной химии большое место занимает демонстрация
опытов с эффектными результатами выпадения окрашенных осадков, изменения цвета,
образования вспышек. Учащимся 8,9 кл. такие опыты очень нравятся. Но основное в
них не внешний эффект, а глубокое понимание учащимися происходящих химических
явлений. Во многих опытах можно найти и красивое,
и интересное, и обучающее. Формирование умений и навыков происходит на фоне
развития продуктивной умственной деятельности и в процессе групповой работы.
Учащиеся закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы
переносить в новые нестандартные ситуации.
Цели курса:
1.Развитие любознательности.
2.Развитие
интереса к химии.
3.Развитие
интереса к явлениям окружающей жизни.
4.Обучение умению правильно обращаться с химическими
веществами, химической посудой.
Задачи:
1.Совершенствование техники химического эксперимента.
2.Формирование навыков самостоятельного исследования.
3.Развитие творческих способностей.
4.Повторение вопросов неорганической химии.
В результате
изучения данного курса учащиеся приобретут следующие
Знания:
- Об элементарных правилах техники безопасности при
проведении химического эксперимента.
- О правилах постановки опыта.
- Об умении объяснять результаты опыта.
Умения:
- Обращаться с химической посудой.
- Монтировать простейшие химические установки.
- Сравнивать, выделять главное, делать выводы и
обобщения.
- Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и в повседневной жизни для безопасного обращения с
веществами.
Программа рассчитана на 17 часов. 1 час в неделю в любом
полугодии.
Тематическое
планирование
№п/п
|
тема занятия
|
кол.час.
|
форма зан.
|
1
2
3-4
5-7
8-9
10-11
12
13
14
15
16-17
|
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Электролитическая диссоциация
Опыт№1 «Изучение электропроводности раствора.
Галогены.
Опыт№1 «Добывание золота»
Опыт№2 «Вспышка с выделением
фиолетового
пара» (вода-поджигатель)
Опыт№3 «Крашение хлором в бурый
цвет»
Подгруппа кислорода
Опыт№1 «Искры внутри жидкости»
Опыт№2 «Несгораемый платок»
Опыт№3 «Чудо без чудес»
Опыт№4 «Медь загорается в парах серы»
Опыт№5 «Пламя художник»
Опыт№6 «Вода-зажигает костер»
5 группа главная подгруппа
Опыт№1 «Огненный дождь»
Опыт№2 «Дым без огня»
Опыт№3 «Примерзание стакана»
Опыт№4 «Извержение вулкана»
4-ая группа элементов
Опыт№1 «Ныряющее яйцо»
Опыт№2 «Химические водоросли»
Опыт№3 «Превращение в-ва в студень»
Опыт№4 «Фараоновы змеи»
Металлы и их соединения
Опыт№1 «Отсечение руки»
Опыт№2 «Перо жар-птицы»
Опыт№3 «Растворение магния»
Опыт№4 «Взаимодействие натрия с водой»
Опыт№5 «Огненный фейерверк»
Опыт№6 «Минеральный хамелеон»
Опыт№7 «Горящий снег»
Опыт№8 «Тайнопись»
Опыт№9 «Радуга цветов»
Опыт№10 «Зажигание спиртовки без спичек»
Опыт№11 «Цветные огни»
Подготовка и проведение химического кафе «кислоты»
|
1
1
2
3
2
2
1
|
практическая
работа на
каждом
занятии.
|
Литература.
Для учителя:
1.Увлекательная химия.-
Л.Е.Сомин. М.»Просвещение» 1978.
2.Предметная неделя химии в школе.- К.Н.Задорожный.»
Феникс»2006.
3.Предметные недели в школе.- Л.М.Брейгер.»Учитель» 2003.
4.Химия вокруг нас. Ю.Н.Кукушкин. М.»Высшая школа» 1992.
Для учеников:
1.Занимательная химия. – Л.Ю.Аликберова.М.»Аст-Пресс».
1999.
2.Чудеса на выбор. – О.Ольгин. М.»Детская литература»
1987.
Содержание
Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Тема 2.Электролитическая диссоциация.
Реактивы: 15% раствор уксусной кислоты,
концентрированный
раствор аммиака.
Ученики исследуют концентрированный раствор аммиака и
15%-ный раствор уксусной кислоты. Ученики видят, что лампочка прибора горит тускло.
Оба электролита слабые. Затем оставляем в стакане(0,5л) с раствором уксусной
кислоты(0,1л) электроды прибора и медленно приливаем к ней концентрированный
раствор аммиака. Свечение лампочки увеличивается.
Тема 3-4. Галогены.
Опыт 1. «Добывание
золота»
Реактивы: Ацетат свинца, иодид калия.
В одной колбе с кипящей водой растворяют ацетат свинца, а
в другой - иодид калия. Оба раствора сливают в большую колбу, дают смеси остыть
и демонстрируют красивые золотистые чешуйки, плавающие в растворе.
Если содержимое колбы слегка подогреть, «золото»
исчезнет, растворившись в горячей воде.
Опыт 2. «Вспышка с выделением фиолетового пара»
Реактивы: Кристаллический йод, цинковая пыль.
(Опыт проводят в переносном вытяжном шкафу.) 2г.
кристаллического йода растирают в порошок, смешивают с 4г. цинковой пыли. Всю
смесь делят на кучки, в каждой из которых делают углубление дном пробирки в
виде небольшого кратера. Затем с помощью пипетки наливают в каждый кратер несколько
капель воды. Наблюдается активная реакция с разогреванием и выделением
фиолетовых паров йода, кое-где видны вспышки.
Опыт 3. «Крашение хлором в бурый цвет»
Реактивы:Раствор бромида калия,склянка с хлором.
Полоску бумаги смачивают раствором бромистого калия и
опускают в банку с хлором. Бумага приобретает бурый цвет. Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы |