Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 12:10:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Грибы
14.12.2010, 11:57:37

Оборудование: костюмы грибов и другой реквизит для представления; магнитофон и кассета с записью оперы В.-А. Моцарта «Волшебная флейта»; альбомы (в т.ч. самодельные) «Царство грибов», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы», «Учитесь отличать ядовитый гриб», «Блюда из грибов»; набор открыток и буклетов по теме «Грибы»; грибы, выпиленные из фанеры (боровик, мухомор, маслёнок), вышивки грибов, панно-аппликация «Подосиновик»; самостоятельно составленная Красная книга Ульяновской области «Грибы»; таблички с названиями станций: «Летописная», «Экологическая», «Гриб-ной калейдоскоп», «Шляпочные грибы», «Ведьмины кольца»; опорные конспекты «Царство грибов», табличка с термином «Симбиоз», распечатки тестов, таблички для игры «Логическая цепочка», «круговая модель» с изображениями разных грибов.

ХОД УРОКА

Учитель. Грибы – самостоятельное царство живой природы. Чтобы познакомиться с некоторыми представителями этого царства, мы с вами отправимся в путешествие на мыслелете и будем останавливаться на разных станциях. Все готовы? Тогда – в путь!

Стюардесса. Добрый день, уважаемые дамы и господа! Командир корабля и экипаж приветствуют вас на борту нашего мыслелета. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. На борту мыслелета присутствуют: филолог, врач, миколог. На борту запрещается шуметь, но разрешается принимать активное участие в программе полета.

Чтобы узнать маршрут путешествия, вам надо отгадать загадки.

1. Спрятался за пень,
Шапка набекрень.
Кто подходит близко,
Кланяется низко.

2. Стою я в чаще лесной
Целый день на ножке одной.

Правильно, это загадки о грибах! Мы отправляемся в путешествие в Царство микологии!

Миколог (пишет на доске слово «микология», демонстрирует альбом «Царство грибов»). Свое научное латинское имя «микота» грибы получили от греческого названия шампиньона – «микос». Этот термин упоминался еще в трудах «отца ботаники», греческого ученого Теофраста, жившего в IV–III вв. до н.э. Теофраст описывал главным образом съедобные грибы: шампиньоны, сморчки, трюфели и др.

Стюардесса. Через несколько минут наш мыслелет совершит посадку. Первая мыслеостановка – «Летописная» (на доске вывешивается табличка с названием станции). Встречает нас здесь, как в старые добрые времена, летописец.

Летописец (в руках перо, под мышкой свиток). Добрый день, уважаемые гости! После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнеримских ученых Диоскорида и Плиния Старшего, живших в I в. до н.э. Они описывали крупные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и о лечебных. Плиний Старший первым попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные.
Один из грибов получил название цезарского, или царского, гриба и подавался только знатным патрициям. От Средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «травники», в них входили и описания грибов. В конце XVI – начале XVII в. Карл Линней в своем труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он поместил их среди растений, не имеющих цветов. Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу.
От слова «микос» получает свое название наука о грибах – микология, возникшая в конце XIX в. Основателем этой науки считается русский ученый Ф.М. Каменский. В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов.

Стюардесса. Мы покидаем «Летописную» и продолжаем наше путешествие. Узнаем о происхождении русского слова «грибы».

Филолог. В древнерусском языке слова «грибы» как названия всей группы растений не существовало. Говорили «губы ломать». Как пишет В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского язы-ка», оно означало «идти по грибы». Слова «грибы» нет и в сохранившемся древнерусском медицинском сборнике XV в., а слово «губы» встречается неоднократно. На протяжении XVI–XVII вв. название «губы» продолжало существовать как обобщаю-щее название всех грибов, новое же слово «грибы», появившееся в русском языке в конце XV в. или начале XVI в., относилось только к «горбатым губам», имеющим выпуклые горбатые шляпки.
Известный филолог Н.В. Горяев, автор «Сравнительно-этимологического словаря» производит слово «гриб» от древнерусского «гръб», «горб». В славянском языке в то время «грыбами» и «горбами» назывались холмы, горбоносые голуби назывались «грибастыми». А может быть, слово «гриб» образовалось от «глиб» (так же, как «крик – клик») и происходит от того же корня glei (слизь), что и слова «глина», «глиста».
В «Домострое» XVI в., среди свода рекомендаций и правил семейного, общественного и религиозного характера, в кулинарных советах хозяйкам приведены различные начинки для пирогов: «или с репою, или с грибки, и с рыжики, и с капустою».
В Архиве древних актов в Москве хранится рукописный русский ботанический словарь неизвестного автора, относящийся к концу XVII в. Он вплетен в старинный «травник» итальянского ботаника и медика Матиолли, изданный в 1565 г. в Венеции. В словаре около 600 русских названий растений, имеется таблица с изображениями шляпочных грибов, подпись: «Губы, грибы, грузди, различные роды».

Стюардесса. Следующая остановка – «Шляпочные грибы». Встречает нас здесь Лесовичок.

Звучит запись «Волшебной флейты» из оперы В.-А. Моцарта – со свистом птиц, журчанием ручейка.

Лесовичок. Здравствуйте, путешественники! Отгадайте-ка мою загадку.

Живет без забот
Населенье лесное.
Живет под берёзой,
Живет под сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый,
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй.

Что это такое? Правильно, грибы. Добро пожаловать на нашу станцию (вешает на доску табличку с названием станции «Шляпочные грибы»).

Стюардесса. Лесовичок, вот ты в лесу живешь, все знаешь. Наши дети все видели грибы, да вот спор у них возник: одни говорят, что гриб – это растение, потому что он растет, а другие считают, что гриб – никакое не растение, листьев-то зеленых у него нет. Так что же такое гриб?

По ходу рассказа ребята рассматривают схему в опорном конспекте.

Лесовичок. Да, немудрено, что вы заспорили. Грибы – это самостоятельное царство живой природы. (Показывает вышитый гриб.) Что мы видим, когда на гриб смотрим? Ножку, на ножке шляпка сидит. У одних грибов нижняя сторона шляпки состоит из пластинок. Эти грибы называют пластинчатыми. У других шляпка снизу из трубочек. Это трубчатые грибы. Но то, что мы видим, это еще не весь гриб, главное у него под землей спрятано. Разроешь осторожненько землю вокруг гриба и увидишь белые ниточки. Что это? Его корни? И здесь у гриба все необычно. Это не корни, а грибница, или мицелий, – переплетение гиф, сам гриб. Это его дом, здесь он родится, появляется из-под земли и очень быстро растет. Таких торопыг среди растений вы почти и не найдете. Где вы встречали растение, которое могло бы вырасти за один день? Кроме, может быть, бамбука. А грибы вырастают, и растут они целыми семейками. Если вы увидели один гриб, ищите рядом его сестренок и братишек.

Стюардесса. Лесовичок, мы знаем, что у растений есть зеленые листья, в них живут зеленые поварята, которые готовят растению пищу. А кто же готовит пищу грибам, если у них нет зеленых листьев?

Лесовичок. Грибы, они хитрые. Они вот что придумали. Раз Природа-мать зеленых листьев им не дала и пищу сами они сварить не могут, значит надо где-то достать готовую пищу. И вот как ловко грибы устроились! Поселились рядом с деревом, переплелись своими гифами с его корнями. Потому и растут так быстро, ведь живут-то на всем готовом! Однако грибы – благодарные существа. Чем же они платят дереву за еду? А тем, что разлагают остатки растений и животных, обогащая почву пищей для деревьев. Так, в свою очередь, и грибы кормят дерево. Вы никогда не задумывались, куда деваются в лесу опавшие листья, кто их убирает? А вот грибы и «убирают» – превращают их в перегной. Так что грибы нужны и лесу.

Я раскрою вам еще один секрет. Каждый гриб растет под любимым деревом. Вам, я думаю, понятно, что подберезовик так называется потому, что растет он под березой, и если хочешь его найти, то отыщи в лесу сначала это дерево. А вот подосиновик растет, как говорит название гриба, под осиной, найдешь в лесу осину – найдешь и этот симпатичный гриб. Такое явление – сожительство организмов, при котором они взаимно извлекают друг от друга пользу, называют симбиозом. (Вешает на доску табличку с термином.) А симбиоз грибов и растений называется микоризой. Открыл его в 1874 г. Ф.М. Каменский.

Стюардесса. У нас к тебе просьба, Лесовичок, познакомь нас с грибами поближе. Очень уж хочется нам каждый грибок увидеть и все о нем узнать.

Лесовичок. Тогда в путь, на следующую станцию, которая называется «Грибной калейдоскоп». Сейчас каждый гриб о себе всё расскажет сам. А ну-ка, грибочки, вылезайте-ка из лукошка. Кто первый? Внимание!

Стюардесса. Ах, батюшки, что же такое делается? Ядовитые Поганки в кузовке сидят, а вкуснейшие съедобные грибы рядом валяются! Благороднейший гриб Боровик, вкуснейший гриб Шампиньон! Что тут творится? Что это за грибник такой – незнайка или растяпа? Набрал одних поганок, да еще и радуется, наверное? Надо нам его от беды спасти. А где же он сам?

Выходят грибы. На Мухоморе весит табличка «Груздь».

Боровик. Какой же ты груздь, когда ты – Мухомор!

Шампиньон. Никакой ты не груздь, зачем ты нас обмануть хочешь?

Мухомор. Все врут, и я вру. Ты, Боровик, лучше посмотри, кто в кузове сидит?

Лесовичок. А знаете, ребята, почему боровик называют еще и белым грибом? Да потому, что когда другие грибы срезаешь, ножка у всех на срезе темнеет, и при сушке они тоже темнеют. А вот у белого гриба ножка всегда остается белой. Даже если высушишь или сваришь его, гриб все равно остается белым. Так его и назвали – Белый гриб. Белый гриб считается самым вкусным среди грибов. Не зря он к нам первым вышел. Что ты о себе расскажешь, Белый гриб?

Белый гриб.

Называют меня люди
Часто – боровик.
Потому что знают люди –
К бору я привык.
Нравятся мне сосны,
Ели я люблю,
Со многими деревьями
Я еще дружу.

Лесовичок. А вот и родственник подберезовика – Подосиновик. Послушаем, что он нам расскажет.

Подосиновик.

Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновом платочке.
Подосиновиком звать,
Меня любят собирать.
Я люблю тепло и влагу,
А от солнышка бегу.
Вот, наверно, почему я
Только с севера расту.

Демонстрация альбома «Съедобные грибы».

Выходит Масленок.

Масленок.

Точно желтые цыплята,
Разбрелись в бору маслята.
Снизу – донышко под пленкой,
Сверху – масло в коже тонкой.
Эти желтые цыплята
Любят свет. Ты их найдешь
На опушках и полянках,
Только не среди берез.
Нас ищи в бору сосновом
Или в ельнике ищи.
Среди веток и иголок
Шляпку бурую смотри.
А на ножке у масленка
Есть колечко-ободок,
Любит, видно, наряжаться,
Чтоб заметным стать, грибок.
А когда в бору сосновом
Хлынут летние дожди –
Заблестит грибная шляпка
Точно масло. Вон, смотри!

(Показывает изображение масленка.)

Лесовичок. Ну, теперь вам понятно, за что масленка так назвали. А еще у масленка блестящая кожица шляпки легко отделяется, и шляпку можно очистить. С другими грибами вы это сделать не сможете. А вот еще очень интересный гриб – Рыжик.

Рыжик.

Рядышком с иголками
Мы растем под елками.
Любим сосны мы и ели,
Шляпку плоскую имеем.
А по ней идут круги.
Срежь-ка нас и не беги,
Когда увидишь на руке
Сок, оранжевый на вид,
Не бойся – он не ядовит!

Лесовичок. А вот этот гриб – груздь – хорош для засолки. А знаете, почему он так называется? Старое слово «груздие» означает «куча», «груда». Когда груздь растет, он поднимает шляпкой листья и над ним образуется куча, бугорок. Вот по этим кучкам и ищут грибы. А по мнению других ученых, «груздь» буквально означает «ломкий, хрупкий гриб».
Ну а кто из вас грибы есть любит? Рекомендую, посмотрите альбом «Блюда из грибов». Здесь вы найдете рецепты на все случаи жизни.
А вот вам загадка.

Грибы мелкие да крепкие!
Сидят рядом целым стадом:
Хоть косой коси да мешком неси!

О каких грибах здесь идет речь? А вот и они, Опята, явились к нам дружной семейкой.

Опенок.

Мы веселые ребята,
И зовемся мы – опята.
Так назвали нас не зря –
Мы на пне живем, друзья.

Ложный опенок. А я знаю, где грибник!

Стюардесса. А ты кто?

Ложный опенок. Я Опенок.

Боровик. Посмотрите, люди добрые, какая у не-го шляпка: серно-желтая, в середине красноватая, а пластинки зеленые. Не бывают такими съедобные опята. Это ложный опенок. Гнать его!

Гриб-навозник. Хи-хи, простаки! Поверили обманщику.

Стюардесса. А ты кто?

Гриб-навозник. Я старый Копринус, или Чернильный гриб, на навозных кучах расту, чуете – навозцем попахивает.

Опенок. Отойди, пахнет.

Гриб-навозник. Я им доброе дело делаю, а они носы воротят.

Выходят сыроежки.

Сыроежки.

Растем с весны до осени,
е прячемся в траве,
Найти легко и просто нас,
Ты встретишь нас везде.
Грибы мы интересные –
Ты только посмотри,
Какие разноцветные
Мы носим колпаки.
В зеленые, и в красные,
И в желтые цвета
Окрасила природа нас,
Наверно, неспроста.

Стюардесса. Дорогие грибы, скажите, вы не видели грибника в лесу?

Сыроежки. Видели. Он в ядовитом поганом царстве у королевы Бледной поганки. В ее царство попадают те, кто не знает грибы или путает их. (Демонстрируют альбом «Ядовитые грибы».)

Стюардесса. А как туда пройти?

Грибы. Пойдемте вместе. Вот и королевство Бледной поганки.

Покои Бледной поганки. Входит Шампиньон.

Шампиньон. Добрый день! Я – главный советник королевы. Хотя я – съедобный гриб. Не в лесной чаще, а в чистом поле или на огороде, на жирной земле расту. Когда молодой, как бы запеленут в пленку. А у старого шампиньона есть воротничок. Шампиньоны очень питательны. А теперь внимание, сюда идет Его Величество Желчный гриб.

Под звуки музыки входит Желчный гриб, за ним королева – Бледная поганка.

Бледная поганка.

Я старушка вредная,
На мне шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки,
Вокруг ворота
Пораспорото.
Коль меня коснуться,
Можно не проснуться.

Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Бледную поганку не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. Не было ли в нашем королевстве каких-либо происшествий?

Желчный гриб. Было, Ваше Величество. Сегодня я нашел грибника, который даже не знал мухо-мора.

Королева. Какое невежество! Позвать сюда этого грибника, я хочу посмотреть на него.

Раздается шум, входит стюардесса.

Шампиньон. Что за шум в покоях королевы?

Королева (обращаясь к Стюардессе). Откуда ты пришла? Зачем пожаловала в наше опасное царство?

Стюардесса. Поклон тебе, королева Бледная поганка. Мы путешествуем, а пришла я за грибником. Прибыли мы на станцию «Грибной калейдоскоп». Увидели в лукошке грибы без грибника, стали искать его.

Желчный гриб. Известно ли тебе, что этот грибник даже мухомора не знает. Такой гриб и не знать! Не отдадим грибника.

Мухомор. Братцы поганки! Вы что, своих не признаете? Почему меня не пускают к королеве? Замолвите словечко за родственника. Королева, мы ведь с тобой друзья-товарищи.

Бледная поганка. Ну уж нет. Полюбуйтесь на этого дурня в красной шапке да еще в белую крапинку. Тебя же любой грибник, кроме того, который у нас, узнает.

Мухомор. Желчный гриб, дружище, хоть ты протяни мне руку. Ты – несъедобный, я – ядовитый. Друг друга надо выручать!

Желчный гриб. Была охота! Ты же, дуралей, все наши поганкины приемы нарушил, всю нашу ядовитую братию подвел. Ну чего ты в красную шапку вырядился? Разве настоящая поганка станет сама в глаза всем бросаться да в ногах путаться? Уж коли ты поганка, так хоть прикинься хорошим грибом, под съедобного замаскируйся. Бери с нас пример. Мы в чужую одежду стараемся вырядиться. Да не во всякую, а с выбором. Кто среди грибов самый хваленый и знатный? Конечно же, Белый гриб – Боровик. Он во всех блюдах вкусен: в жареве, в вареве и в маринаде. Хоть соли его, хоть суши – он только лучше становится. Вот мы, Сатанинский гриб и Желчный гриб в его одежку и вырядились! Попробуй-ка различи нас с ходу! И пиджачок одинаковый, и шляпа похожа. Потому нас грибник и спутал с Боровиком. А тебя пусти – ты ведь нас с головой выдашь!

Бледная поганка. Учись у меня! Из всех поганок я самая ядовитая, прямо как змея! А по одежде –
распрекраснейший и нежнейший гриб шампиньон! Меня вон грибник-незнайка и не распознал, а тебя, дурня, за версту узнает!

Мухомор снова пытается влезть в кузов, но его опять выпихивают.

Мухомор. Значит, так и не впустите?

Желчный гриб. Так и не впустим! Лучше и не проси!

Мухомор. Ну, поганки, держитесь! Пеняйте на себя! Я вас сейчас всех на чистую воду выведу! Все ваши приметы и хитрости грибникам выдам. «Мы, как белые! Мы, как шампиньоны!» Смотрите все и запоминайте! По виду эти поганки и в самом деле похожи на гриб боровик. Но если этому Сатанинскому надломить шляпку – вот так! – то на изломе она станет лиловой, а если то же сделать с грибом Желчным – вот так! – то его шляпка на изломе станет розовой. Запомнили? А у тебя, благородный гриб Боровик?

Боровик. А у меня излом шляпки всегда белый.

Мухомор. Теперь, Бледная поганка, твоя очередь. Сверху ты и впрямь похожа на шампиньон, а вот снизу другая. Какие у тебя пластинки под шляпкой? Белые. А у шампиньона они розоватые или даже черные. Вот и весь мой сказ. Ну, а меня уж вы ни с кем не спутаете. Как говорится, по Сеньке и шапка. И рад бы божьей коровкой прикинуться, да пятнышки выдают.

Стюардесса. Ваше Величество, отпустите, пожалуйста, грибника-незнайку.

Бледная поганка. Из моего королевства никто не уходит просто так. Пусть твои пассажиры пройдут тестирование.

Учитель раздает тесты на каждую парту, для ответов ребята используют опорный конспект.

Тест

1. Сожительство грибов с корнями деревьев называется:

а) паразитизмом;
б) симбиозом;
в) фотосинтезом.

2. Грибы питаются:

а) готовыми органическими веществами;
б) органическими веществами, произведенными ими в процессе фотосинтеза.

3. Процесс питания у грибов происходит следующим образом:

а) органические вещества всасываются только из почвы вместе с водой и минеральными веществами;
б) органические вещества всасываются только из корней деревьев;
в) часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть – из корней деревьев.

4. Грибница шляпочных грибов состоит из:

а) клеток, которые не содержат пластид;
б) клеток, которые имеют пластиды.

Бледная поганка. Молодцы, пассажиры, справились с первым заданием. Но у меня для вас еще одно испытание.

Игра «Логическая цепочка»

Играют «грибы» и пассажиры. Игрокам раздаются таблички со словами: грибница, ножка, гифы, плодовое тело, шляпка. Смысл задания – кто быстрее и правильнее построит логическую цепочку по строению гриба.

Бледная поганка. Наши гости хорошо знают грибы. Я сдержу слово. Привести грибника! (Входит грибник, Королева коварно улыбается.) Не зря меня зовут Бледной поганкой. Постойте, перед расставанием я хочу устроить ему небольшое испытание. Если грибник справится, забирайте его.

Вперед выходят два гриба из свиты.

1-й гриб.

Разноцветные поганки, сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной, их обходим стороной.
Пучеглазый мухомор боком сел на косогор,
Не пойдем на косогор, нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками, рыжики под елками,
Не малы, не велики и лежат, как пятаки.

2-й гриб.

А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко.
Это груздь. Надо взять. А за ним еще штук пять.
Под осинами, на кочке, гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать, и его придется взять.
Вот и гриб боровик! И красив он, и велик,
В толстой шляпке набекрень, ножка крепкая, как пень.

Бледная поганка. Задание на внимание. Грибник, если ты был внимательным, то перечисли все грибы в том порядке, в каком они были названы в стихотворении. (Если «Грибник» путается, перечисляя, то ребята-зрители ему помогают. Наконец стюардесса получает «Грибника». Грибы радуются.)

Стюардесса. Мы покидаем королевство Бледной поганки и продолжаем наше путешествие. Но мы сбились с курса и уже путешествуем во времени. Таинственное четвертое измерение всегда влекло людей. Уважаемые пассажиры, просьба всем оставаться на своих местах. Снова остановка. А вот и хозяева!

Появляется профессор в черной мантии и черных очках.

Профессор. Приветствую вас из будущего, уважаемые пассажиры. Вы на станции «Ведьмины кольца». Предупреждаю, вам придется выполнять все распоряжения и задания наших жителей. Иначе вы рискуете остаться здесь навсегда. (Вынимает свиток и зачитывает указ.)

Указ

Мы, жители «Ведьминого кольца», проводим конкурс на звание магистра микологических наук.
Во-первых, вы должны распознать съедобные и ядовитые грибы.

Демонстрация круговой модели, при появлении в прорези очередного гриба ребята по очереди называют их.

Во-вторых, вы должны ответить на вопрос. Не ответите – останетесь у нас навечно.
В повести Владимира Солоухина о грибах «Третья охота» есть такие строки: «Любуешься своей находкой, а на душе неспокойно… Разрезаешь и бросаешь на землю. Добыча, оказывается, не твоя. Еще раньше тебя нашли тот гриб противные лесные мухи и сделали его своей добычей, отложили яички, из которых и развелись теперь еще более противные лесные черви».
Почему одни лесные грибы часто бывают червивыми, а другие нет?

Стюардесса. Ох, ребята. Пора нам выбираться из этого измерения. Придется мне отвечать на этот вопрос.
На самом деле эти «противные лесные мухи» – мелкие комарики из особого семейства комаров. Их личинки и отравляют радость грибников. Этим нежным крохотным личинкам гораздо легче развиваться в рыхлых тканях таких грибов, как подберезовик, подосиновик, белый гриб, сыроежки, чем, например, в плотном теле крепкого молодого груздя или рыжика. Особенно выделяются среди других грибов лисички. Они плотные, словно резиновые, и не гниют. Может быть, насекомых отпугивает содержащийся в них антибиотик аргостерин?

Профессор. И третье задание. Какова профилактика отравления грибами?

Стюардесса. На борту мыслелета присутствует врач, он и ответит на этот вопрос.

Врач. Чтобы не отравиться, будьте внимательны при сборе грибов. Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Очень старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми. (Демонстрация альбома «Учитесь отличать ядовитый гриб»). Сморчки и некоторые другие грибы перед употреблением в пищу надо дважды прокипятить, и воду после каждого кипячения слить. Вместе со слитой водой удаляются и ядовитые вещества, которые содержатся в этих грибах.

Профессор. Молодцы, путешественники! Можете возвращаться в свое измерение.

Стюардесса. Дорогие пассажиры! Наш полет завершается. Осталась последняя станция – «Экологическая». (Вывешивается табличка с названием этой станции.) А вот и ее хозяин.

Эколог. Добрый день, уважаемые друзья!

(Показывает красный круг, внутри которого нарисован гриб).

Ребята, что означает этот знак? Правильно, грибы надо охранять. Я покажу вам сейчас редкие грибы, которые включены в Красную книгу России и Ульяновской области.

(Демонстрируется самостоятельно составленная Красная книга грибов Ульяновской области).

В лесу нет ничего ненужного. Все в лесу надо беречь, даже ядовитые грибы. Все в природе взаимосвязано.

Стюардесса. Спасибо, уважаемый эколог!

Завершился наш полет на мыслелете. Спасибо всем участникам за работу. Все работы будут оценены, результаты объявлены. А домашнее задание будет творческое. Предлагаю два варианта, кому что больше по душе.

Вариант 1: составить кроссворд о грибах.

Вариант 2: сочинить сказку о грибах.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: викторина, Занимательная биология, интересная биология, эрудит, это интересно, урок-игра, неделя биологии в школе
Просмотров: 2448 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0