Цели игры:
- подвести итог изучения темы, проверить качество
усвоения знаний,
- продолжить формирование у учащихся навыков
получения знаний путем самостоятельной работы с
различными источниками информации;
- формировать интерес к предмету, стремление
защищать живых обитателей Земли и охранять среду
их обитания.
I. Представление команд: сообщить имя и девиз.
Пример:
Наше имя? - Муравьи!
Муравей в глуши лесной
Груз несет к себе домой,
Тяжелей себя в пять раз,
Разве слабый он у нас?
Кто на свете всех сильней?
Муравей!
Как то мишка косолапый
В муравейник сунул лапу,
Муравьи тут прибежали
И злодея прочь прогнали.
Кто на свете всех храбрей?
Муравей!
Если плохо муравью,
Он зовет свою семью.
Поспешили, прибежали,
Помогли и поддержали.
Кто на свете всех дружней?
Муравей!
Наш девиз: Мы лесные муравьи
В мире нет дружней семьи!
Наше имя? - Паучки!
Сети ловчие плетет,
Вредным мухам счет ведет,
Притаился паучок,
Паучок - крестовичок.
Это кто у нас такой
Строит замок под водой?
Серебрянка - паучок
Тянет воздух в свой домок.
Не нужны мне ловчьи сети,
Есть такой паук на свете!
И зовусь я птицеед,
Равных мне в охоте нет!
Наш девиз? - Паучки везде пройдут!
Всех поймают и найдут!
II. Конкурс I.
Защита имени. (Выполняется как домашнее
задание).
Команда рассказывает о той группе животных, чьё
имя она носит.
Команда 1.
Муравьи относятся к отряду Перепончатокрылых.
Они возникли 70 - 100 млн. лет назад и всегда были
общественными насекомыми. Рабочие особи
бескрылы, крылаты только самцы и самки,
участвующие в размножении, после чего самцы
погибают, а самки отгрызают себе крылья. У
муравьев есть ядовитые железы, вырабатывающие
муравьиную кислоту, струйкой яда насекомое может
"выстрелить" на расстояние в 500 раз больше
своего размера.
Мы все видели лесные муравейники, сделанные из
веточек и хвоинок, но есть виды с подземными
гнездами, или сделанными в древесине, или
склеенными из бумажной массы, как у ос, или
сшитыми из древесных листьев. Есть муравьи -
кочевники, которые всю жизнь кочуют колоннами и
поедают все на своем пути. Большинство муравьев
всеядны, но чаще тащат в дом мертвых насекомых.
Другие собирают сухие зерна, их называют
муравьями - жнецами. Муравьи - листорезы
складывают в подземные камеры кусочки листьев,
на которых выращивают грибы.
В целом муравьи полезны, так как уничтожают
массу вредных насекомых. Рыжие муравьи -
настоящие санитары леса.
Команда 2.
Отряд пауков относят к классу Паукообразных, в
нем около 27 тысяч видов. Тело паука делится на
головогрудь и нечленистое брюшко, на конце
которого паутинные бородавки, возникшие из
брюшных ножек. К ним ведут протоки паутинных
желез. Хелицеры снабжены ядовитыми железами.
Прочность паутины на разрыв 260 кг на 1 мм2 сечения,
паутину некоторых экзотических видов местные
жители используют для изготовления сувенирных
платочков. Не все пауки строят ловчие сети, у
некоторых паутины хватает лишь на кокон, такие
пауки прыгают на жертву. Пауки - очень полезные
животные, истребляющие немало вредных насекомых.
Яд большинства пауков безопасен для человека, но
есть исключения: маленький каракурт(черная
смерть), обитающий в степях и пустынях Средней
Азии, на Кавказе, близкий американский вид
"черная вдова", некоторые тропические пауки, от
их укусов человек может погибнуть.
III. Конкурс II.
Вопросы для знатоков. Задаются по очереди.
- Как отличить у речного рака самца от самки?
- Некоторые насекомые выделяют пахучие вещества.
Зачем они нужны?
- Если убрать из муравейника самку, то рабочие
муравьи начинают откладывать яйца. Как это можно
объяснить?
- Бездельников часто называют трутнями.
Действительно ли так бесполезны трутни, как
принято говорить?
- Есть понятие "язык пчёл". Что это за язык?
- Почему куколкам насекомых нет необходимости
питаться?
- У этого насекомого органы слуха расположены на
голени передних конечностей, а звуки оно издаёт,
водя крылом по крылу. Что это за насекомое?
- В организме термитов, активно питающихся
древесиной, поселяются жгутиковые простейшие, а
в них, в свою очередь, живут бактерии. Какая
взаимосвязь существует между этими организмами?
- Чем объяснить тот факт, что средняя численность
пауков-скакунов, живущих в Гималаях на высоте
6000м, не изменяется, хотя там не встречаются ни
растения, ни животные, годные паукам в пищу?
- Какие насекомые настолько одомашнены
человеком, что утратили способность летать?
IV. Конкурс III.
Конкурс капитанов.
Отгадай отряд насекомых с трёх раз.
- Отряд с полным превращением, грызущий ротовой
аппарат, первая пара крыльев превращена в
жёсткие надкрылья.(3балла)
- Могут быть хищниками, питаться падалью, поедать
зелёные насаждения.(2балла)
- Представители этого отряда прибыли когда-то как
злейшие вредители картофеля.(1балл)
- Отряд с неполным превращением, имеет грызущий
ротовой аппарат и плотные надкрылья, живут
далеко от жилища человека.(3балла)
- Могут быть хищниками, чаще питаются
растительной пищей.(2балла)
- Один из представителей отряда в период
массового размножения поедает так много
сельскохозяйственных культур, что это вызывает
массовый голод.(1балл).
V. Конкурс вопросов.
Команды задают соперникам по 2 вопроса.
Оценивается вопрос и ответ.
Примеры:
Команда 1
- Что такое хитин и какова его роль в жизни
членистоногих?
- Кого называют водяными блохами и какова их роль
в жизни водоемов?
Команда 2.
- Какие насекомые считались священными в древнем
Египте?
- Какое отношение к членистоногим имеет
итальянский танец тарантелла?
VI. Блиц-тунир.
Какая из команд за 2 минуты даст больше
правильных ответов.
- Откуда берётся паутина у паука?
- Где раки зимуют?
- Какой тип ротового аппарата у клопа?
- Какое пищеварение у паука?
- С кем вступает в симбиоз рак-отшельник?
- Где пчёлы носят "зеркальца"?
- Кто переносит энцефалит?
- К какому классу относят скорпионов?
- Чем опасна муха це-це?
- Как называется у рака первая пара ходильных ног?
- Чем жуки-скарабеи кормят личинок?
- Из чего пчёлы делают мёд?
- Сколько пар конечностей у бабочек?
- Почему брюшко насекомых всё время сокращается?
- Какой тип ротового аппарата у комара?
- Кого называют чешуекрылыми?
- Как называются органы дыхания рака?
- Какой тип развития у бабочек?
- От кого произошли членистоногие?
- К какому классу относятся циклоп и дафния?
- Кто является переносчиком малярии?
- Какой тип ротового аппарата у бабочки?
- Какой паук живёт под водой?
- Кто такая "чёрная вдова"?
VII. Конкурс болельщиков.
- У кого есть жировое тело?
- К какому классу относят мокриц?
- Чем лангусты отличаются от омаров?
- О чём может говорить окраска насекомых?
- Как предохраниться от нападения клеща?
- Почему надо защищать пищу от мух?
- Каких комаров называют малярийными?
VIII. Подведение итогов. Команда -
победительница получает почетные грамоты и
сладкий приз. Члены второй команды и активные
болельщики награждаются дипломами участников. |