3. Пшеница, просо, ячмень, овес - как называем мы эти
культуры? (Зерновые)
4. Под стеклом сижу, на север, юг гляжу? (Компас)
5. Как называется подземная часть растения? (Корень)
6. Голубая простыня весь свет одевает? (Небо)
7. Поднялись ворота - всему миру красота? (Радуга)
8. Может ли сазан (рыба) забраться в океан? (Нет)
9. Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не
выбежит? (Река)
10. Три простеньких слова - нота, круг, союз - дают
нам вместе овощ, приятный всем на вкус? (Ре-диск-а)
11. Дышит, растет, а ходить не может? (Растение)
12. Без языка, без голоса, а все расскажет? (Книга)
13. Ночью спит на земле, утром убегает? (Роса)
14. У древней старушки снег на макушке? (Гора)
15. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает?
(Сверчок)
16. Красная девица по небу ходит? (Солнце)
17. Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Погибанет)
18. Прозрачен, как стекло, да не вставить в окно?
(Лед)
19. Хоть я не снег, а таю,
Не птица, а летаю? (Дым)
20. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
И г р а с болельщиками
Ведущий. Дружно хором отвечайте:
Он и волк, и Дед Мороз,
Он смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он- очень много,
Потому что он... (Артист)
Всегда послушен моде, как зеркало, блестит,
Завязанный он ходит, развязанный стоит.
Догадаться же пустяк, что зовут его... (Башмак)
Хвост короче уха, быстрые повадки,
Мчусь я что есть духу, мчусь без оглядки,
Кто я, угадай-ка, ну, конечно... (Зайка)
Вы сказать мне не могли бы, как зовется эта рыба?
Ты за хвост ее возьмешь, носом в воду окунешь,
Воду в рот наберет и к тебе отправит в рот.
Подумали немножко, не рыба то... (Ложка)
Есть добрая вещица у меня, нельзя мне без нее и дня
прожить,
Помогает мне во всем, но живет моим умом.
Я решу - она решит, я спешу - она спешит,
Занимательная штучка, как она зовется?.. (Ручка)
6. Тетушка знакома мне - дом таскает на спине,
При себе всегда пожитки, как удобно жить... (Улитке)
Слышит мишка краем уха, как жужжит над ухом муха,
Мишка лапой муху хвать,
Мухи слыхом не слыхать,
Но понять не может мишка, отчего над ухом... (Шишка)
8. На поляне у реки гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки, белоснежные... (Ромашки)
9. Ветка в грозди разодета фиолетового цвета,
Это в летний жаркий день расцвела в саду... (Сирень)
10. Вот шершавый стебелек, в середине - уголек,
Лепестки блестят, как лак, распустился... (Красный мак)
11. Куда ведет подземный ход? Об этом знает только...
(Крот)
12. Отступать врагам пришлось, их рогами встретил...
(Лось)
13. Да не бойтесь, ладно уж, не ужалит, это... (Уж)
14. Мы варенья наварили, никому не говорили.
"Чудеса! Чудеса! Как проведала... (Оса)
15. Ты зарос до самых глаз, сразу видно... (Дикобраз)
Ведущий. Внимание! Перед тем, как я начну читать,
будьте внимательны, слушайте слова, и там, где прозвучат ошибки, хором
произносите правильные нужные слова.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.
Но едва туда зашла буква-озорница,
Очень страшные дела начали твориться.
Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной!
На виду у детворы Крысу красят маляры.
Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый Лук с длинными усами.
Говорит, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючке попался Дом.
Тает снег, течет ручей, на ветвях полно Врачей.
Мы собирали васильки, на голове у нас - Щенки.
Старый дедушка Пахом
На Козе скакал верхом,
Жучка Будку не доела, неохота, надоело.
На пожелтевшею траву
Роняет Лев свою листву.
Миша дров не напилил,
Печку Кепками топил.
Синеет море перед нами,
Летают Майки над волнами.
3 а д а н и е. Инсценировка басен.
Команда 1. Басня «Ворона и лисица». Команда 2. Басня
«Квартет».
(Можно басню по выбору самих учащихся или дать задание
подготовить заранее - домашнее задание).
Следующий конкурс. Команды задают по 2 вопроса друг
другу, желательно связанные с природой, наблюдениями в природе.
В заключение каждой команде предлагается
рассказ-загадка, задание: найти ошибки.
Команда 1. Зимний день.
В классе только и были разговоры о предстоящем походе.
Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже прошел по лесу на лыжах, и
нам было идти не тяжело. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса
синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых
животных леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? «Это,
наверное, следы ежа», - сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик»,
- возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие
лиственницы, зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега на ветках. Решили
отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», -сказала Маша. «А ты что,
не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петрик. Где-то сверху
доносился равномерный стук - это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем птицу. Кто же это
насиживает яйца зимой? Пет- -рик и это знал: «Это сойка!» Между березами мы
увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники
заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было голодно зимой. Солнце уже
приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели
много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене»,
- сказала Катя. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного
усталые, но довольные мы подъезжали к городу.
Ошибки.
1. Скворцы - перелетные птицы, зимой их не бывает.
2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
3. Зимой на лиственнице нет иголок, они опадают
осенью.
4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
6. Ловит мышей лисица, а не волк.
5 Касаткина
Команда 2. В весеннем лесу.
Мы отправились в лес. Хорош лес в конце апреля.
Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет
птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой желтой птички. «Это
сойка, - закричал Петрик, - она только на днях прилетела из теплых краев». На
согретых солнцем косогорах появились первые цветы - мать-и-мачеха, желтые
шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше - желто-синие иван-да-марья.
Цветет белыми звездами ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. В
воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей
липы. А вот и первые грибы появились - сморчки, строчки с коричневыми
шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве - черные грузди. Еще довольно
прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. А вот стая белых
аистов плавно кружится в голубом небе. Слышится методичный стук неутомимого
труженика леса- большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются
первые почки. Незаметно прошло время. Надо отправляться домой, идти на станцию,
но куда? Где север? Где юг?
И как всегда, подал голос всезнающий Петрик: «Я знаю!
Южная сторона муравейника круче северной!» Но тут учительница взяла компас, и
мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей - первый солист
лесной оперы.
Ошибки. 1. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий
и неприятный.
2. Сойка - не летающая птица, она не желтая, а
пестро-серая, с рябовато-пестрыми крыльями.
3. Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.
4. Иван-да-марья цветет в июне.
5. Иван-чай тоже зацветает в июне.
6. Липа цветет летом (июнь-июль).
7. Летние опята - в июне-июле, осенние - в августе.
8. Черные грузди появляются летом.
9. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они
впадают в оцепенение.
10. Почки на дубах распускаются в мае (конец).
11. У муравейника северная сторона круче южной.
Подведение итогов. Награждение.
Задание: найди пару.
(Можно для команд, болельщиков или для конкурса
капитанов)