Оборудование: коллекция и
изображения лишайников, эмблемы для игроков двух
команд, медали для награждения участников.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, изучить тему
«Лишайники» – трудное дело. Надеюсь, что вы не
боитесь трудностей. Наш сегодняшний КВН поможет
вам больше узнать о лишайниках – этих
необыкновенных, своеобразных и удивительных
организмах.
I. Приветствия команд
Пармелия блуждающая
|
Пармелия козлиная
|
Цетрария исландская, или исландский
мох
|
Пельтигера собачья
|
|
Кладония
|
Каждая команда представляет свое
название. Приветствие оценивается в 3 балла.
1-я команда – «Исландский мох»
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2-я команда – «Олений мох»
И соревнуясь с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
И наша дружба крепнет с ней!
II. Разминка
Загадки и ответы на вопросы
Вопросы 1-й команде
1. У осины на коре,
У забора на дворе –
Накипь, будто золото,
К дереву приколота. (Накипные лишайники.)
2. В названии какого лишайника
присутствует название животного? (Олений мох.)
Вопросы 2-й команде
1. На полене иногда
Вырастает борода. (Кустистый лишайник.)
2. В названии какого лишайника
присутствует название острова? (Исландский мох.)
III. «Домашнее задание»
Команды представляют подготовленные
дома игры. Максимальная оценка за конкурс – 5
баллов.
Игра «Биологический ручей»
Все играющие прикрепляют карточки с
изображением лишайника, берутся за руки и
проходят через «ворота», образованные двумя
учениками. Тот, кого задержат в «воротах», должен
коротко, но интересно рассказать о своем
лишайнике. Например, аспицилия съедобная.
Существует легенда о том, как во время долгих
странствий древнееврейского народа по пустыне
(они продолжались, согласно Библии, сорок лет)
люди вначале сильно страдали от нехватки пищи. Но
после месяца невзгод, проснувшись как-то утром,
они обнаружили на земле непонятный налет,
похожий на крупу или иней. Впервые увидев его,
люди удивленно стали спрашивать друг у друга:
«Манна?» (В переводе на русский – «Что это?») Так и
назвали этот налет. Манна оказалась съедобной, ее
мололи, толкли в ступах, варили в горшках или
пекли из нее лепешки. Все сорок лет странствий,
говорится в книге Библии «Исход», каждое утро
евреи собирали принесенную ветром или упавшую с
неба манну, «небесный хлеб». Это помогло им
прокормиться в пустыне. Отсюда и произошло
выражение «манна небесная».
Ученые считают, что речь идет о комочках
лишайника аспицилии съедобной, которую называют
лишайниковой манной.
Игра с болельщиками «Живые лишайники»
У играющих на груди прикреплены
карточки со слогами – например: бо, ус, цет,
рия, пар, лия, ро, нея, ра,
ла,
дач. Болельщикам предлагается составить из
этих слогов названия лишайников. (Бородач,
уснея, цетрария, пармелия.)
Жюри подводит итоги первых конкурсов.
IV. Конкурс капитанов
Капитаны получают планшеты с
кроссвордами. Необходимо как можно быстрее
решить кроссворд, используя ключевое слово:
вписать названия лишайников и одного гриба.
Ответ.
1. Ягель. 2. Пармелия. 3. Вешенка. 4. Цетрария. 5.
Аспицилия. 6. Ксантория. 7. Гипогимния. 8. Кладония.
V. Викторина для болельщиков
Пока капитаны решают кроссворд,
болельщикам предлагается викторина. Болельщики,
набравшие большее количество жетонов, приносят
своей команде 3 балла.
1. Как называется наука о лишайниках? (Лихенология.)
2. В названии какого лишайника «протекает»
главная река Донского края? (Кладония.)
3. В названии какого лишайника упоминается поле,
оставленное на одно лето незасеянным? (Пармелия.)
4. В название какого лишайника присутствует
название дерева? (Ягель.)
5. Какие лишайники имеют самый большой возраст?
(Антарктические корковые.)
6. Почему лишайники – симбиотические организмы?
7. Лишайники широко распространены в природе,
часто в местах, где жизнь других организмов
невозможна. Однако хорошо известно, что их нет в
крупных городах. Почему?
VI. Конкурс «Зашифрованные лишайники»
Вставьте пропущенные буквы в слова,
чтобы получить названия лишайников.
Задание 1-й команде
—г—ль; —сн——; ц——тр—р——;
кс—нт—р——
(Ягель, уснея, центрария, ксантория.)
Задание 2-й команде
а——и—и—ия; —и—огимн——; э—е——ия;
—ю—а—ия
(Аспицилия, гипогимния, эверния,
любария.)
За победу в конкурсе команда получает 1
балл.
VII. Конкурс «Крестики-нолики»
Задание 1-й команде
Найдите выигрышный путь на следующей
таблице, если его составляют кустистые
лишайники:
Задание 2-й команде
Найдите выигрышный путь на следующей
таблице, если его составляют листоватые
лишайники.
За победу в конкурсе команда получает 1
балл.
VIII. Конкурс «Лишайник»
В словах
переставьте буквы или добавьте недостающие так,
чтобы получились названия частей лишайника
Задание 1-й команде
цинабигр, росводоль, сл——в—щ—,
деросии
(Грибница, водоросль, слоевище,
соредии).
Гипогимния вздутая
Задание 2-й команде
гибр, сосприки, —з—д——, лубыло
(Гриб, присоски, изидии, лобулы).
За правильный ответ команда получает 1
балл.
IX. Конкурс «Четвертый лишний»
Найдите в списке из четырех терминов
один лишний. Объясните свое решение. Каким общим
понятием можно назвать три остальных термина?
Задание 1-й команде
Пармелия, цетрария, сфагнум, ягель.
(Сфагнум – мох, остальные –
лишайники.)
Задание 2-й команде
Улотрикс, уснея, гипогимния, эверния.
(Улотрикс – водоросль, остальные –
лишайники.)
За победу в конкурсе команда получает 1
балл.
X. Конкурс «Найдите смысловые пары»
Побеждает команда, быстрее
подобравшая к словам, обозначенным цифрами,
соответствующие термины, обозначенные буквами.
1. Лишайники.
2. Лишайниковые кислоты.
3. Соредии.
4. Изидии.
5. Лобулы.
6. Слоевище.
7. Лакмус.
а) одна (или несколько) клетка
водоросли, окруженная грибными нитями;
б) организмы, состоящие из грибов и водорослей;
в) палочковидные выросты на верхней поверхности
слоевища;
г) органические соединения, характерная
особенность лишайников;
д) тело лишайника;
е) маленькие чешуйки, расположенные вертикально
на поверхности слоевища;
ж) особое вещество, используемое в химической
промышленности.
(1– б; 2 – г; 3 – а; 4 – в; 5 – е; 6 – д; 7
–
ж.)
За правильный ответ команда получает 1
балл.
XI. Конкурс «Ромашка»
Капитаны команд и болельщики выбирают
задания, срывая «лепестки ромашки». На обороте
«лепестка» указано задание.
1-й лепесток. Распределите
лишайники по группам: бородач, пармелия, бацидия,
степная золотянка, ксантория настенная,
кладония, ягель, цетрария, пельтигера.
(Бородач, кладония, ягель –
кустистые; пармелия, ксантория настенная,
цетрария, пельтигера – листоватые; бацидия,
степная золотянка – накипные.)
2-й лепесток. Впишите в пустые
клетки по вертикали названия лишайников.
1.
Пармелия.
2. Кладония.
3. Цетрария.
4. Ксантория.
5. Аспицилия.
6. Гипогимния.
7. Эверния.
8. Лобария.
9. Уснея.
3-й лепесток. Расставьте слова в
нужном порядке, чтобы получить осмысленное
предложение.
Осадков, вещества, исключительно, из,
лишайники, атмосферных, минеральные, получают. (Лишайники
получают минеральные вещества исключительно из
атмосферных осадков.)
4-й лепесток. Какой русский
естествоиспытатель в 1772 г. показал, что манна
– это лишайник, который переносится ветром по
пустыне? (П.С. Паллас.)
5-й лепесток. Кто считается
основоположником лихенологии? (Шведский ученый
А.Э. Ахариус.)
6-й лепесток. Кем в 1860 г. был
предложен термин «лишайник»? (Русским ученым
А.Н. Бекетовым.)
За каждый правильный ответ команда
получает 1 балл.
XII. Конкурс «Биологический диктант»
Команды пишут
биологический
диктант, вставляя пропущенные слова. Каждый
участник команды пишет только одно предложение и
передает листок следующему члену команды. Как
только команда заканчивает писать, жюри
проверяет диктант. За каждую биологическую
ошибку с команды снимается очко.
Уснея длиннейшая
1. Лишайники в природе играют роль ... (Первопроходцев.)
2. Они поселяются в самых ... местах. (Бесплодных.)
3. Выделяя особые ..., лишайники медленно
разрушают ... породы. (Кислоты, горные.)
4. Отмирая, они образуют ..., на которой могут жить
другие ... (Почву, растения.)
5. Практическое значение ... довольно велико. (Лишайников.)
6. На севере они служат основным ... для ... зимой. (Кормом,
оленей.)
7. Из некоторых видов лишайников получают ... и ...,
необходимые химической промышленности. (Краску,
лакмус.)
8. Многие виды лишайников используют в ... и ...
промышленности. (Медицине, парфюмерной.)
XIII. Игра с болельщиками.
Болельщики отвечают на вопросы,
зарабатывая по 2 балла для своих команд.
1. Сколько разных блюд умел приготовить
повар знаменитого немецкого химика Ю.Либиха из
исландского мха? (Семьдесят.)
2. В названии какого лишайника присутствует
музыкальная нота? (Кладония.)
3. Какой лишайник имеет «ус»? (Уснея.)
4. Лишайник, один из видов орлов и человек с
большой бородой имеют одинаковое название.
Какое? (Бородач.)
XIV. Конкурс «Да или нет»
Команды задают друг другу вопросы.
Ответ должен быть односложным – «да» или «нет».
Вопросы 1-й команде
1. Лишайники могут поселяться не только
на коре деревьев, но и на почве, и даже на камнях. (Да.)
2. Лишайники состоят из нитей гриба и
одноклеточных водорослей. (Да.)
3. Лишайники не причиняют никакого вреда
деревьям, на которых они поселяются. (Да.)
4. Лишайник – это одно растение. (Нет.)
5. Лишайники первыми поселяются в самых
бесплодных местах. (Да.)
6. Всей поверхностью тела лишайники впитывают
влагу дождей, росы и туманов. (Да.)
Вопросы 2-й команде
1. Растет лишайник очень быстро. (Нет.)
2. Тело лишайника образовано бактериями и
водорослями. (Нет.)
3. Продолжительность жизни лишайников 50–100 лет. (Да.)
4. «Олений мох» – кустистый лишайник ягель,
широко распространен в тундре. (Да.)
5. В темном еловом лесу со старых ветвей
спускаются косматые седые бороды лишайника
аспицилии. (Нет.)
6. Всей поверхностью тела лишайники впитывают
влагу дождей, росы и туманов. (Да.)
За каждый правильный ответ команда
получает 1 балл.
Учитель. Итак, наш КВН подошел к
концу. Все участники достойно выдержали
испытания. Все молодцы! Выиграли все! Победили
знания, смекалка и находчивость.
Жюри подводит итоги и награждает
участников.
|