Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:17:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Знакомьтесь – мир злаков
18.02.2011, 21:07:35

Оборудование: иллюстративный материал – таблицы и изображения отдельных злаков, зерновок, колосков и соцветий, природных сообществ со злаками, картины с изображением полевых работ. Гербарии растений семейства злаков – для определения и демонстрационные; тексты стихотворений; коллекции семян и колосков; «медали» для награждения победителей: бублик и сушки на ленточках.

Примечание. Рисунки зерновок, колосков и соцветий могут заранее выполнить ребята, увлекающиеся предметом. Они же могут помочь в проведении игры.

На доске таблица, изображающая экран с названием категорий раундов и стоимостью вопросов.

Условия игры

В игре три раунда. Первый и второй предполагают ответы на вопросы и решение практических задач. Для ответов на пятый вопрос каждого раунда необходимо использование дополнительной литературы. Из-за ограниченности времени урока эти раунды длятся 15–18 мин (разыгрываться могут не все вопросы).
После ответа ученик передает право выбора вопроса другому – важно, чтобы в игре участвовали все.
На столах учащихся – демонстрационные гербарии культурных злаков и тексты стихотворений. Если ученик догадается, что ответом на вопрос является название растения, помещенного на его гербарном листе, он поднимает руку и зачитывает стихотворение. Если ответ правильный, ученик получает право выбора вопроса.
Таких растений немного – пшеница, овес, рис, ячмень, мятлик, пырей, кукуруза, тростник – поэтому можно сделать и раздать по несколько гербарных листов с одним и тем же растением, что внесет элемент соревнования.
В зависимости от уровня подготовки класса можно в первом раунде в случае неправильного ответа или его отсутствия присуждать и штрафные очки.
Если во втором раунде затрудняющийся ответить ученик использует помощь зала или передает право ответа другому, то положенная сумма баллов за ответ распределяется между ними по договоренности (50 : 50, 10 : 90 или 100% в пользу ответившего).
Третий раунд – определение растений. Результат проверяется по контрольной фразе; верно выполненное задание может оцениваться в 50 баллов.
Участники имеют возможность получить несколько отметок – по результатам игры за набранные баллы (их ученик записывает на полях рабочей тетради); за составление и заполнение по ходу урока итоговых схем «Многообразие злаков» и «Продукты переработки злаков»; за ответы на дополнительные вопросы (их учет также ведется самими учащимися – на полях тетрадей в виде «плюсов» или определенного числа баллов).
За шум и подсказки – штраф 10 баллов.
Нормы оценок определяются всеми в конце урока.

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Без злаков была бы невозможна цивилизация».

(Звучит музыка.)

Учитель. Сегодня мы поговорим о растениях, которые можно встретить почти по всему земному шару – за исключением тех областей суши, которые покрыты вечным снегом и льдом. Семейство злаковых, или, как его называют по другому, мятликовых, объединяет тысячи видов – это одно из наиболее обширных семейств. Каждый культурный человек должен ориентироваться в мире злаков, ведь значение их в жизни природы и человека исключительно велико. В природных сообществах, особенно луговых и степных, они играют доминирующую роль. Виды некоторых родов – объекты мирового земледелия, основа нашего питания. Злаки – незаменимые корма, а для сельскохозяйственных животных они используются в качестве текстильных и лекарственных растений.

Гравюра XI века

Гравюра XI века

Итак, в путь! Будьте внимательны к ответам друг друга – это поможет вам в третьем раунде и при составлении схем. (Учитель напоминает условия игры.)

Первый раунд

Игру начинает ученик, первым отгадавший загадку:

Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок.

(Поле.)

Категория «Их знают все»

Сорта сорго: 1 - зерновое; 2 - веничное; 3 - сахарное1. К какому классу относятся растения семейства злаков? Какие признаки об этом свидетельствуют?

(5 баллов.)

2. Как называется плод злаков? Чьи это плоды? Каково строение зерновки?
(Демонстрируются рисунки внутреннего строения зерновок различных злаков, например, пшеницы, кукурузы, сорго).

(10 баллов.)

Сорта сорго: 1 - зерновое; 2 - веничное; 3 - сахарное

Учитель. В семенах злаков зародыш всегда прилегает к эндосперму сбоку, а вот у сходных с ними растений из семейства осоковых зародыш окружает эндосперм.

3. На долю этой хлебной культуры приходится 1/3 мирового производства зерна, она кормит более половины населения земного шара. Представлена 13–15 видами и более чем 4 тыс. сортов.

Ответ. Пшеница. Ответ на вопрос предполагает, что ученик находит соответствующий лист демонстрационного гербария и читает размещенное на нем стихотворение:

Пшеница древностью гордится:
Уж десять тысяч лет пшеница
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.

(15 баллов.)

Разные сорта пшеницы

Разные сорта пшеницы

4. Назовите фазы развития злаков.

Ответ:

1) появление всходов;
2) кущение (образование боковых побегов на уровне почвы);
3) выход в трубку (интенсивный рост побегов, во время которого соцветие продвигается вверх по трубке из влагалищ листьев);
4) колошение (появление соцветия);
5) цветение;
6) созревание (молочная, восковая и полная спелость).

(20 баллов.)

5*. Расскажите о центрах происхождения культурных злаков. Кому принадлежит честь их открытия?

Ответ. Это заслуга Николая Ивановича Вавилова. Пшеница – родом из Афганистана и Грузии, Турции; рожь – с Кавказа; рис – из Китая и Японии; сахарный тростник – из Индии; ячмень – из Африки; кукуруза – из Мексики.

(25 баллов.)

Учитель. Происхождение культурной кукурузы – одна из научных загадок. Родичи кукурузы не установлены. Дикие предки ее вымерли. Известно, однако, что население Перу, Боливии и Мексики культивировало кукурузу еще за 2500 лет до н.э.

Категория «Из грязи – в князи»

Овес1. Это основная зернофуражная культура, наибольшие площади под нее отведены в нашей стране. Этот злак нередко сеют в смеси с викой. Пословица гласит: «Сей его в грязь – будешь князь».

Ответ. Овес. Демонстрационный гербарий со стихотворением:

А с овсом
сдружились мы давно,
Дарит он крупу и толокно,
И муку, и кашу, и печенье...
Поблагодарим за угощенье.

(5 баллов.)

Овес

2. Эта культура кормит половину человечества, она самая калорийная среди зерновых (360 ккал/100 г). Этот злак – гидрофил. В роде этих растений 28 видов, из них 2 культивированы – африканский и посевной. Это «аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».

Ответ. Рис. Демонстрационный гербарий со стихотворением:

Главный принцип риса
В общем-то простой –
Голова на солнце,
Ноги под водой.

(10 баллов.)

Учитель. Рис – сырье для производства крахмала и спирта, превосходной бумаги (лучшие сорта папиросной), плетеных изделий. Зерно риса – полезнейшая пища при болезнях сердца, желудка и других недугах. Однако длительное потребление очищенных зерновок в качестве основной пищи нежелательно. Почему?

Ответ. Отсутствие витамина В1, содержащегося в оболочке зерна, вызывает болезнь бери-бери: нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, расстраивается походка, будто цепями скованы ноги (бери-бери означает «оковы»), возможен паралич.
(Правильно ответивший ученик ставит плюс на полях своей тетради.)

3. Это один из северных хлебных злаков, самая скороспелая зерновая культура. В нашей стране сосредоточена примерно 1/3 ее мировой посевной площади. Проросшее зерно содержит сахар–мальтозу (солод) и используется в пивоварении.

Ответ. Ячмень. Демонстрационный гербарий со стихотворением:

А вот ячмень, ячмень похож
И на пшеницу, и на рожь,
Но в колоске – один цветок,
Так будь внимательней, знаток!

(15 баллов.)

4. Этот культурный злак родом из сорняков, самое зимостойкое растение и достаточно засухоустойчивое. Первое письменное свидетельство о нем оставил еще летописец Нестор на границе XI и XII вв.
А вот ни древние греки, ни римляне этой культуры не знали.

Ответ. Рожь. Демонстрационный гербарий со стихотворением:

Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает.
Рожь нас хлебом угощает.

(20 баллов.)

5*. Среди злаков немало и сорняков. Наносят они вред человеку как косвенно, так и непосредственно: например, в зерновке плевела опьяняющего, сорняка яровых хлебов, живет мицелий гриба, вырабатывающего темулин, вызывающий головные боли и летаргию. Какие сорные злаки вам известны?

Ответ. Пырей. Демонстрационный гербарий со стихотворением:

Вот пырей – огонь полей,
Нет сорняка его страшней.

Другие сорняки – ежовник, куриное просо, овсюг. Может быть сорняком и мятлик однолетний.

(25 баллов.)

Учитель. Для борьбы с сорной растительностью ученые разработали вещества, групповое название которых буквально переводится как «убивающие траву». Что это за вещества?

Ответ. Гербициды. (За правильный ответ – плюс на полях тетради.)

Категория «Делу время...»

1. Разгадайте ребус и дайте систематическую характеристику злаку, название которого является ответом.

Мятлик луговой: 1 - корневище с побегами; 2 - метелка с соцветиями; 3 - колосокОтвет. Мятлик. Демонстрационный гербарий со стихотворением:

У мятликов метелочки
Напоминают елочки –
Их колоски «на веточках»
И в них цветки – «иголочки».

Систематическая характеристика зачитывается с этикетки гербария.
Отдел Покрытосеменные, порядок Злакоцветные; семейство Мятликовые (злаки); подсем. Мятликовые; род Мятлик; вид Мятлик однолетний.)

Мятлик луговой: 1 - корневище с побегами;
2 - метелка с соцветиями; 3 - колосок

(5 баллов.)

2. Докажите, что данное растение – представитель семейства злаков.

(10 баллов.)

Учитель. Какой ткани нет в стебле злаков?

Ответ. У них нет образовательной ткани – камбия, поэтому полые стебли не растут в толщину, а тянутся вверх за счет вставочного роста. (За правильный ответ – плюс на полях тетради.)

3. Докажите опытным путем, что семена пшеницы содержат крахмал и белок (клейковину).

(15 баллов.)

Учитель. Наличие клейковины, упругой и эластичной массы, отличает пшеницу от других злаков и позволяет получать рыхлый, пористый хлеб. А как подразделяются пшеницы в зависимости от состава эндосперма?

Ответ. Стекловидный эндосперм у твердых пшениц – разрез зерновки блестит как стекло. Именно их зерно используется для изготовления макаронных изделий, муки высших сортов. У мягкой пшеницы более рыхлая и мучнистая зерновка. (За правильный ответ – плюс на полях тетради.)

4. Сгруппируй перечисленные ниже злаки по возможным признакам в как можно большее число групп: 1 – кукуруза; 2 – пшеница; 3 – ячмень; 4 – мятлик; 5 – овес.

Примерные ответы.

1. Культурные – 1, 2, 3, 5; дикорастущие – 4.
2. Соцветие колос – 2, 3; початок – 1; метелка – 1, 4, 5.
3. Самоопыляющиеся – 2; перекрестноопыляющиеся – 1, 3, 4, 5.

(20 баллов.)

5*. Определи, чей колосок.

По рисунку учащиеся определяют по наиболее характерным признакам:

  • пшеницу – колосковые чешуи без остей, в колоске 35 цветков;

  • ячмень – длинные ости превышают длину соцветия – сложного колоса, в колоске 1 цветок;

  • рожь – ости длинные, в колоске по 2 цветка;

  • овес – колосковые чешуи с 7–11 жилками, нижняя цветковая чешуя с длинной, коленчато согнутой остью, в колоске 2–4 цветка.

(25 баллов.)

«Сбор урожая косилкой». Английская гравюра XIX века

«Сбор урожая косилкой». Английская гравюра XIX века

Второй раунд

Категория «Что из чего»

1. Стебли и листья этой культуры содержат до 15% сахара, поэтому корм, изготовленный из них путем измельчения и утрамбовывания, значительно повышает количество молока у коров. Назовите культуру и корм.

Ответ. Кукурузный силос.

(10 баллов.)

Учитель. Кукуруза поставляет и сырье для промышленности – из нее изготавливают кино- и фотопленки, синтетические ткани, целлофан. Из обверток початков получают бумагу, мастерят корзины и шляпы.

2. Этот злак в высоту достигает 4–6 м, а его метелки – длиной до 80 см. Выращивание его в культуре позволяет получать 60% мировой продукции сахара. Первыми европейцами, увидевшими это растение в Индии, были воины Александра Македонского. Один из них сказал, что оно «производит мед без помощи пчел».

Ответ. Сахарный тростник.

(20 баллов.)

Учитель. На санскрите «саккара» или «саркара» – сгущенный сладкий сок сахарного тростника. По латыни весь род называется – «сахарум», он включает 15 видов, 5 из них используются человеком.

3. Стебли этого корневищного злака одревесневают и применяются для изготовления мостов, мебели, штор, шляп, а молодые побеги употребляют в пищу как овощи. Суточный прирост молодых растений может составлять почти 1 м.

Ответ. Бамбук.

(30 баллов.)

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Олівець | Теги: викторина, Занимательная биология, урок-игра, интересная биология, неделя биологии в школе, эрудит, это интересно
Просмотров: 2067 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0