Задачи:
- повторение и закрепление темы "Электрические
явления”, формирование экспериментальных
умений (сборка электрических цепей по схеме,
определение цены деления, пределов измерения
прибора);
- развитие интереса к предмету; логического
мышления, самостоятельности суждений;
- формирование материалистического
мировоззрения, нравственных качеств личности
(доброжелательность, тактичность,
добросовестность). Воспитание творческой
инициативы.
Оборудование: эпипроектор,
магнитофон, стенд "Викторина напряжений”,
электрофорная машина, электрометры,
гальванометр, набор для сборки электроцепей,
самодельные приборы: "Светящиеся буквы”,
"Твердая рука”, ножницы, стакан.
Подготовка.
О
конкурсе "Знатоки электричества” в классе
объявляется заранее. Из числа учащихся с
гуманитарными способностями выбирают группу
подготовки (6-7 человек). В группу входят:
художники, экспериментаторы, актеры, музыкальный
оформитель. Остальным ребятам нужно повторить
тему, изучить биографии учёных, внесших большой
вклад в изучение электрических явлений.
Художники готовят стенд "Викторина
напряжений”, эмблемы для участников, карточки
для конкурса "Задачи с подсказками”, жетоны.
Экспериментаторы готовят опыты, актеры-костюмы.
Музыкальный оформитель подбирает музыку.
Ведущие составляют вопросы к отборочному туру.
ХОД КОНКУРСА
I. Вступительное слово учителя.
Наш конкурс "Знатоки электричества”
посвящается древнейшей науке о природе, без
которой немыслимо существование человечества –
физике.
Скоро мы узнаем имена знатоков электричества в 8
классе. Их определят старейшины: учитель физики
(Ф.И.О.), старшеклассники (Ф.И.О).
Ведут конкурс…
II. Конкурс "Знатоки электричества".
Отборочный тур.
Ведущий 1. Итак, мы начинаем отборочный тур.
Поднятая рука – сигнал того, что вы знаете ответ
на предложенный вопрос.
Ведущий 2. Расскажите о происхождении слова
"электричество”.
В1. На каком явлении основано действие
электроскопа?
В2. Каков наименьший заряд, существующий в
природе?
В2. Какие учёные экспериментально
определили заряд электрона?
В1. Можно ли создать или уничтожить заряд?
В2. Чем отличаются атомы различных
элементов?
В2. Как образуется положительный ион?
В1. Какое действие тока используется в
устройстве гальванометра?
В2. Заряд равен 1 Кл. Что это значит?
В1. Сила тока равна 1А. Ч то это означает?
В1. По итогам отборочного тура в конкурсе
участвует великолепная семерка знатоков
электричества. (Называет имена победителей
отборочного тура, вручает эмблемы)
В2. Зрители! Не унывайте, что не попали в
семерку знатоков. Вас тоже ждут конкурсы и
награды!
В1. Участники турнира, сосредоточьтесь!
Впереди первый тур – разминка. Я читаю задачи.
При готовом ответе, вы поднимаете руку. За
правильный ответ вы получаете жетон. Игрок,
набравший большее число жетонов, получает звание
"Лучший знаток электричества”
I тур. Разминка.
В1. Как изменить направление тока в лампе?
В2. Органы государственного пожарного
надзора не рекомендуют перевозить бензин в
полиэтиленовых канистрах, а предлагают
пользоваться металлическими. Почему?
В1. На текстильных предприятиях, если не
принять соответствующих мер, нити могут
прилипать к гребням машин, путаются, рвутся. Что
следует сделать, чтобы свести до минимума эти
неполадки?
В2. Как сделать точный слепок с некоторого
деревянного рельефа с помощью электрического
тока?
В2. В автомобиле от аккумуляторов к лампочке
проведено только по одному проводу. Почему нет
второго провода?
В1. По итогам разминки впереди…
В2. Многие физики проводили сложные и
опасные для жизни эксперименты по укрощению
электричества. Наши экспериментаторы тоже
продемонстрируют для вас опыты. Знатоки должны
объяснить результаты опытов с научной точки
зрения.
II тур. Опыты.
- Опыт 1. Картофельный элемент.[1]
- Опыт 2. Светящиеся буквы.[1]
- Опыт 3. №186.Два рода зарядов.[1]
- Опыт 4. Модель лампы Лодыгина.[1]
В1. Победитель II-го тура – …
III тур. Сборка электрических цепей
В2. Уважаемые знатоки, вам нужно собрать
электрическую цепь по схеме:
В2. Уважаемые болельщики, пока конкурсанты
работают, объясните деду Митрию из рассказа
Паустовского "Подарок” что такое электрический
ток. Ведь он человек из прошлого столетия.
Сценка № 1.
Дед Митрий обращается к внуку:
– Ты, Милок, поживи с моё, тогда и спорь! Во,
лесничий, когда в Москве жил, так говорят на
электрическом току пищу себе готовил. Может это
быть или нет?
– Может. Ребята! Помогите убедить деда в
существовании электрического тока.
В2. Проверим правильность сборки цепей.
Впереди…
IV тур. Викторина напряжений.
В1. Перед вами стенд с различными
потребителями и источниками электроэнергии, у
вас есть карточки со значениями напряжений,
используемых потребителями или создаваемых
источниками тока. Ваша задача: найти нужные
карточки
В2. А зртелям – загадки!
– Им силу тока измеряют, если что-то в нём
сдвигают.
– Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога
в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет.
– Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно.
– В нашей комнате одно
Есть волшебное окно
В нем летают чудо-птицы,
Бродят зайцы и лисицы,
Знойным летом снег идет,
А зимою сад цветет.
В том окне чудес полно
Что же это за окно?
– Без ног бежит, без огня горит.
В2. Пора подводить итоги викторины.
V Тур. Твердая рука.
В2.Участники конкурса, ваша задача: провести
кольцо вдоль изгибов проволоки, не задев её.
Каждое касание – загорание лампочки.
VI тур. Задачи с подсказками.
В1. Итак, бесстрашные игроки, начинаем
конкурс "Задачи с подсказками”. Вам нужно
отгадать фамилию ученого. У вас есть три попытки.
С помощью эпипроектора на экране
демонстрируются карточки с рисунками. Ведущие
озвучивают подсказки.
Первая попытка.
Карточка № 1
(Портрет Дж. Дж. Томсона)
– Это портрет учителя человека, фамилию
которого нужно отгадать.
Карточка № 2
– А это модель атома, которую придумал ученый,
фамилию которого нужно отгадать.
Карточка № 3
– А это схема экспериментальной установки, с
помощью которой сделал важное открытие ученый,
фамилию которого надо отгадать.
Карточка № 4
(Портрет Э. Резерфорда)
Эрнест Резерфорд. Английский ученый-физик, член
Лондонского королевского общества. Изучал
строение атома, радиоактивные процессы, впервые
осуществил расщепление ядра атома
Вторая попытка.
Карточка № 1
Гальванические элементы, изобретенные этим
ученым.
Карточка № 2
(Географическая карта Италии)
18 февраля 1745 года в небольшом городке родился
этот великий ученый.
Карточка № 3
(U)
– В честь него названа единица измерения
напряжения.
Карточка № 4
(Портрет А. Вольта)
Алессандро Вольта. Итальянский физик, один из
основателей учения об электрическом токе, создал
первые гальванические элементы.
Третья попытка.
Карточка № 1
– Этот учёный впервые вводит термин
"гальванометр” И указывает, как следует
пользоваться прибором в опытах.
Карточка № 2
Установил наличие механического
взаимодействия проводников с токами.
Карточка № 3
(I)
– В честь этого ученого названа единица
измерения силы тока.
Карточка № 4
(Портрет А.Ампера)
Андре Мари Ампер. Французский физик. Создал
первую теорию электромагнитных явлений.
VII тур. Ошибки.
В1. Найдите ошибки в беседе.
Сценка №2.
Разговаривают ученицы 8 класса. Одна из них с
зонтом. Другая – держит собачку на поводке.
– Да, правду говорят, что от грома и в воде не
спрячешься!
– Нет, можно! Как-то застала меня гроза на
открытом месте, где росло одинокое дерево.
– Ты гуляла с Тотошкой?
– Конечно! Как всегда веду пёсика на цепочке, а в
руке держу зонт. Ну, я встала под дерево.
– Зря! Лучше в таком случае лечь на землю.
– Раскрыла зонт, а Тотошку рядом держу на
цепочке. Так от грозы и спрятались.
В2. Какие ошибки вы заметили в беседе?
В1. Подведем итоги конкурса. Слово
старейшинам!
III. Итоги конкурса. Награждение победителей.
Жюри награждает участников конкурса.
Объявляют лучшего знатока электричества.
Награждают самых активных болельщиков.
|