1.Если взять два листа белой бумаги, один из
которых
чуть желтее, то вечером при свете электрической лампы будет довольно
трудно
определить их цвет. Почему?
2. Человек идет вечером по тротуару с
постоянной
скоростью мимо уличного фонаря. Тень, естественно, удлиняется по мере
его
удаления от фонаря. Что можно сказать о скорости макушки тени человека в
этом
случае? По мере удаления она движется быстрее? Медленнее? С постоянной
скоростью?
3. На переднюю линзу объектива фотоаппарата
села муха.
Как это отразится на качестве снимка?
4. Какого цвета будет казаться красная
жидкость, если
сосуд с ней поместить в сосуд с синей жидкостью?
5. Если смотреть на светящуюся рекламу,
сделанную из
газосветных трубок, то красные буквы всегда кажутся расположенными
ближе, чем
синие или зеленые. Как это можно объяснить?
любознательных
6. Мы часто наблюдаем, особенно весной, когда
растает
снег, или летом и осенью после дождя, на асфальтовой мостовой радужные
пятна.
Масло от автомобилей, попадая на мокрую поверхность, растекается
тончайшей
пленкой. Эта пленка обладает способностью разлагать белый свет на его
основные
цвета. Как это происходит?
7. Почему днем из комнаты, окно которой
завешено
тюлевой занавеской, предметы на улице хорошо различимы, а предметы,
находящиеся
в комнате, с улицы не видны?
8. Если, купаясь в ванне, вы захотите немного
поразвлечься,
захватите с собой карандаш и понаблюдайте за его тенью на дне ванны.
Погрузив
карандаш в воду наполовину, вы увидите, что его тень не имеет с ним
ничего
общего, — она скорее похожа на два стержня с закругленными концами,
которые
разделены светлым промежутком. Откуда возник этот светлый промежуток и
чем определяется
его ширина?
9. Какого цвета Луна? Луну мы видим белой, в
телескоп
поверхность ее кажется гипсовой. Наблюдения космонавтов, пробы лунного
грунта
и телепередачи с «Лунохода» показывают, что поверхность ее темно-серая.
Как
разрешить это кажущееся противоречие?
10. Если приблизить небольшой темный предмет
почти
вплотную к зеркалу (плоскому), то в нем будут видны два изображения
предмета.
Правда, второе изображение будет менее четкое. Отчего это происходит?
11. Можно ли добыть огонь с помощью льда?
12. Почему стекла автомобильных фар с
внутренней
стороны имеют рифленую поверхность?
13. Посмотрите в солнечный день в окно. Оконное
стекло
кажется совсем прозрачным, невидимым. Ночью же в стекле отчетливо видны
зеркальные изображения находящихся в комнате предметов.
Наоборот, если вы стоите снаружи и смотрите в
комнату
через окно, то отражения видны днем, а ночью их не будет. Как вы могли
бы это
объяснить?
14. Почему пена непрозрачна? Ведь воздух и вода
прозрачны, а пена — это пузырьки воды, наполненные воздухом.
Аналогично одеколон и вода дают непрозрачную
смесь
молочного цвета, туман или облако непрозрачны, хотя состоят из
прозрачных капелек
воды. Почему?
15. На нашем пути встретилось песчаное поле.
Присядем
и посмотрим вдоль этого поля. Мы заметим, что воздух над ним волнуется,
по
нему бегут гребни волн. Откуда взялись эти волны? Ветра совсем нет. Да и
воздух ведь невидим. А почему же над песчаным полем он стал видимым?
16. Почему происходит необыкновенная игра света
при
восходе и закате Солнца? Почему цвет тускнеет при подъеме Солнца и
скоро
совсем пропадает?
17. Если в темноте рассматривать через
раскрытый
зонтик уличный фонарь, находящийся от нас примерно в 50 метрах, то можно
наблюдать своеобразное световое явление. Прежде всего, это будет
примерно 20
ламп, правильно расположенных, как клетки шахматной доски.
Начнем вращать зонтик — вместе с ним начнет
вращаться
и наша шахматная доска из световых точек. Чем тоньше материал, из
которого
сделан зонтик, тем больше световых точек мы увидим. Каждая из этих точек
окрашена в различные цвета спектра. Если материал зонтика особенно
тонок,
будет казаться, что мы видим множество маленьких светящихся радужных
колец, в
которых красная кайма снаружи, а голубая внутри. Как можно объяснить это
явление?
18. Для увеличения резкости изображения
предмета на
фотопленке полезно произвести диафрагмирование объектива. Однако при
очень
сильном уменьшении относительного отверстия объектива изображение снова
становится нечетким. Почему же, несмотря на выпуск весьма
чувствительных
фотоматериалов, позволяющих фотографировать при очень маленьких
диаметрах
объектива, относительное отверстие меньше 1:22 перестали применять?
19. Наблюдения за курильщиками показывают, что
дым
представляется нам либо голубоватым, либо с красновато-желтым оттенком, в
зависимости от расположения наблюдателя по отношению к курильщику,
облаку дыма
и источнику света. Почему же цвет дыма зависит от точки зрения
наблюдателя?
20. Если смотреть на освещенную поверхность
через
широкое отверстие корпуса шариковой ручки, то вокруг узкого отверстия в
корпусе
видно несколько концентрических темных и светлых колец. Почему
наблюдаются эти
кольца?
21. Положите монету на дно широкой прозрачной
банки,
наполненной водой, и посмотрите на монету сквозь воду под разными
углами
зрения. При некотором угле вы увидите изображение монеты на поверхности
воды.
Теперь приложите к банке с обратной стороны руку. Скорее всего, это не
повлияет
на изображение монеты, однако, если рука будет мокрой, изображение
монеты
исчезнет. Почему?
Закрыв один глаз темным фильтром, например
стеклом от
солнечных очков, посмотрите на качание простого маятника. Хотя вы точно
знаете, что маятник качается в одной плоскости, у вас создается
впечатление,
что он описывает эллипс.
Если вам придется когда-нибудь сидеть за рулем
автомобиля в солнечных очках с одним стеклом, вы обнаружите, что
скорость
автомобиля, идущего слева от вас, заметно отличается от скорости
автомобиля,
идущего справа, хотя на самом деле они движутся с одинаковой скоростью.
Скорость обоих автомобилей вы оцениваете неверно. Более того, в
рассмотренном
случае вы неправильно оцениваете расстояние до окружающих предметов.
Ошибка в
оценке зависит даже от того, справа или слева от вас находится предмет.
Чем объясняется кажущееся трехмерное движение
маятника? Какую роль играет световой фильтр или стекло очков в оценке
этого
движения, скорости автомобиля и расстояния до предметов?
ОТВЕТЫ
1. Что такое желтизна предмета? То, что им
поглощаются
фиолетовые, синие, зеленые и красные лучи, а желтые отражаются, попадают
нам в
глаза и создают впечатление желтой окраски предмета. Но чтобы предмет
поглощал, скажем, фиолетовые и синие лучи, они должны быть в спектре
источника
освещения. А как раз этих-то лучей почти нет в спектре лампы
накаливания. Вот и
пропадает различие между белым и желтоватым.
Если спектр источника образован в красной
части, то
все предметы в его свете приобретают какой-то мертвенный, синеватый
оттенок. И
вот почему. Исторически сложилось так, что эра искусственного освещения
началась с низкотемпературных источников — костер, лучина, свеча. Все
эти
источники (да и лампа накаливания) излучают преимущественно в красной
части
спектра. Мы так привыкли к красноватой окраске их излучения, что она
кажется
нам нормальной, естественной и вместе с тем теплой.
Напротив, свет люминесцентной лампы
воспринимается
как холодный. И к этому мы тоже привыкли. Но вот однажды в порядке
эксперимента
были разработаны люминесцентные лампы, дающие красноватый цвет. Ими
оборудовали один из московских продовольственных магазинов. Через
некоторое
время продавцы начали жаловаться, что им жарко. Глядя друг на друга и
видя
вокруг «раскрасневшиеся» лица, люди невольно отнесли это на счет
повышенной
температуры.
2. Верх тени человека, уходящего от уличного
фонаря,
движется быстрее, чем сам человек, но скорость эта постоянна и не
зависит от
длины тени.
3. Муха задержит часть лучей, поступающих в
объектив,
что приведет к некоторому потускнению снимка, потере четкости. Никакого
изображения
мухи на фотографии не получится. Муха будет не в «фокусе».
4. Жидкость будет казаться черной. Сосуд с
красной
жидкостью фактически представляет собой светофильтр, ослабляющий весь
спектр,
кроме красного участка. Объединение двух таких фильтров дает сильное
ослабление всего светового спектра.
5. Лучи разного цвета, например красного и
синего,
неодинаково преломляются в глазном хрусталике: синие лучи преломляются
сильнее, чем красные. Если две светящиеся трубки (красная и синяя)
находятся
на одном расстоянии от глаз, то при рассматривании красной трубки
хрусталик
будет более выпуклый, чем при рассматривании синей. Когда мы смотрим на
близкие предметы, хрусталик более выпуклый, чем тогда, когда мы
наблюдаем за
далекими предметами. Поэтому у нас и возникает впечатление, что красные
буквы
расположены ближе, чем синие или зеленые.
6. На тонкую пленку падает луч белого света.
Часть
света отражается от верхней стороны пленки, а часть света, пройдя через
ее
очень незначительную «толщу», отражается от нижней стороны пленки. Оба
луча,
выходящие вместе, отличаются друг от друга так называемой «разностью
хода».
Первый луч проходит меньший путь, второй — больший. Разница между ними
незначительна — чуть больше двойной толщины пленки, но и длина световых
волн
тоже очень маленькая. Когда оба луча сходятся, эта разница в пути
вызывает
несовпадение гребней волн, а так как свет состоит из волн разных
цветов, то
одни цветные волны усиливаются, а другие ослабляются или даже исчезают.
Выделяются или ослабевают соответствующие цветовые оттенки.
Пленка имеет разную толщину. В одном месте на
ней
появляются красные цвета, в другом ^ фиолетовые, желтые, зеленые и т. д.
Здесь
сортировка цветных лучей происходит благодаря сложению и вычитанию волн,
отраженных верх ней и нижней поверхностями тонкой пленки.
Радужные цвета можно наблюдать и на тон. кой
пленке
мыльных пузырей. Это явление на-зывается интерференцией.
7. Днем, если в комнате не включено освещение
предметы, находящиеся в ней, освещены гораздо слабее, чем на улице. С
улицы мы
наблюдаем предметы в комнате через занавеску, освещенность которой
больше
освещенности предметов. Из комнаты мы видим предметы на улице через
почти
неосвещенную занавеску, потому что внутренняя сторона занавески
освещена очень
слабо. Заметьте, что вечером при включенном освещении в комнате эффект
будет
обратный — с улицы видно хорошо все происходящее в комнате.
8. Вследствие капиллярных эффектов вода
поднимается
по карандашу, и ее поверхность вблизи карандаша искривляется. Лучи света
преломляются на искривленной поверхности так, что на тени карандаша
появляется
светлый промежуток.
9. Луна рассеивает только 1/14 часть того
света,
который падает на ее поверхность. Поэтому астрономы с полным правом
считают
поверхность нашего спутника серой. Отраженный от темно-серой поверхности
свет
сохраняет тот цвет, какой имели падающие лучи. Если падающий свет был
белый,
то и отражающийся от поверхности Луны свет будет белым. Солнечный свет,
например,
отраженный даже от черного предмета, остается белым. Самый черный дым
из
трубы, когда он освещается пучком солнечного света, отраЖй' ет от своих
мельчайших частиц белый свет. Если бы Луна была обтянута самым черным
бархатов»
она и тогда бы сияла на небе серебристым диском. Большую роль играет,
конечно,
и контраст с темным небом, на фоне которого даже слабые источники света
кажутся
яркими.
10. Дополнительное изображение предмета
появляется
потому, что часть световых лучей, отраженных слоем амальгамы в глубине
зеркала, отражается от границы стекло — воздух и вновь попадает на
амальгаму.
11. Добыть огонь с помощью льда можно в
солнечный
день. Для этого нужно сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая
имеет свойство
собирать падающие на нее параллельные лучи в одну точку. В этой точке
можно
получить высокую температуру и зажечь горючий материал.
12. Рифленая поверхность стекол автомобильных
фар
является как бы набором призмочек, собирающих лучи в нужном
направлении.
13. Оконное стекло одновременно пропускает
через себя
большую часть света и отражает отдельную его часть. Сначала рассмотрим
случай,
когда мы находимся внутри помещения. Ночью здесь намного светлее, чем
на
улице, поэтому отраженные лучи заметнее, чем незначительное количество
света,
приходящее снаружи. Зато днем освещенность на улице намного больше, чем
в
комнате. Поэтому в дом попадает гораздо больше света, чем отражается от
стекла,
и отражение становится почти невидимым, предметы за окном видны очень
ярко. С
помощью аналогичных рассуждений вы легко разберетесь со случаем, когда
наблюдатель находится снаружи — днем или ночью.
14. Непрозрачность неоднородной среды
обусловлена
рассеянием света в этой среде: при каждом переходе света из одной среды
в
другую он частично отражается.
15. Потому что над горячей почвой воздух
нагрелся и
его показатель преломления изменился. Haгpeтый слой воздуха поднимается вверх, более холодный
идет вниз. Создается среда с неоднородным составом, показатель
преломления
которой периодически изменяется: в местах, где он больше единицы,
происходит
незначительное преломление света. Воздух при этом становится видимым.
Такое
же дрожание воздуха можно наблюдать и над костром.
Неодинаковой нагретостью воздуха объясняются
наблюдающиеся в пустынях миражи. Слои воздуха, находящиеся над песком
пустыни,
очень сильно нагреваются, и их показатель преломления становится
несколько
меньше, чем у холодного слоя воздуха. Поэтому создаются условия для
полного
внутреннего отражения от них лучей, падающих под большими углами, т. е.
лучей,
идущих от очень удаленных предметов. Эти лучи и создают мираж: путник
видит
недалеко от себя деревья, оазисы.
За полярным кругом бывают иногда зеркальные
миражи.
Здесь нижние слои воздуха, соприкасаясь с холодной землей, становятся
холоднее
верхних, и полное внутреннее отражение происходит от верхних слоев —
видит
изображения предметов перевернутыми. И в том и в другом случаях
получаются
изображения действительно где-то существующих предметов. 16. Солнечные
лучи при
закате и восходе солнца идут весьма наклонно к плоскости горизонта и
поэтому
проходят в земном воздухе очень длинный путь. Большая часть этого пути
пролегает в нижних слоях атмосферы, которые имеют много пыли,
представляют
собой то, что в физике называют «мутной средой».
Свет Солнца, проходя через эту среду,
рассеивается ею
вследствие отражения от микроскопических частичек пыли, капелек водяных
паров.
Рассеиваются главным образом синие, голубые и фиолетовые лучи, а
проходят через
эту среду лучи красного участка спектра. Поэтому мы видим небо и облака
окрашенными в различные оттенки красного, розового, вплоть до
желтоватого
тонов. Противоположная же сторона неба, которую мы видим в свете тех
лучей, что
она посылает к нам, кажется окрашенной в синий с фиолетовым оттенком
цвет.
Восход солнца дает более яркую и чистую картину, так как за ночь пыль,
поднятая
трудовой деятельностью людей и ветрами, оседает на землю, и воздух
делается
чище, к нам доходит больше солнечных лучей.
Если наблюдать не только за окраской неба при
закате
солнца, но и за изменением окраски окружающих нас предметов, то и здесь
можно
заметить интересные явления: многие предметы, особенно сильно отражающие
лучи,
с западной стороны кажутся оранжевыми или даже совсем красными, с
восточной
стороны — темными, а тени от них имеют синюю или фиолетовую окраску,
так как
освещаются лучами, пришедшими с восточной стороны неба.
17. Предположим, что свет имеет волновую
природу. Все
волны обладают свойством, пройдя через небольшое отверстие, не только
продолжать движение в первоначальном направлении, но и рассеиваться —
расходиться во все стороны. Это отклонение света при проходе через
небольшое
отверстие получило название дифракции и может наблюдаться во всех
случаях,
когда световые волны встречают на пути чрезвычайно маленькие
препятствия, по
своей величине близкие к длине волны света. При взгляде сквозь
раскрытый
зонтик в глаз попадают не только волны, которые движутся прямолинейно,
от лампы
к глазу, но и те лучи, которые помимо этого прямого направления попадают
на
натянутый материал, проникают через имеющиеся в нем мельчайшие
отверстия,
вследствие дифракции отклоняются и опять попадают в наш глаз. Эти
различные
лучи взаимно перекрывают друг друга. В том случае, когда два гребня
накладываются один на другой, световая волна усиливается. Так как белый
свет
является смесью лучей различных цветов, отличающихся друг от друга
длиной
волны, то две волны одинакового цвета (например зеленого) могут друг
друга
уничтожить. В результате оставшиеся цвета, как показывает опыт, дают
красный
цвет. Только таким взаимодействием световых волн можно объяснить
возникновение
цветового спектра в описанном выше опыте.
18. При очень маленьких диаметрах объектива
начинает
сильно сказываться явление дифракции света, которое возникает вследствие
его
волновой природы. Дифракция приводит к размыванию границ изображения,
что
ухудшает его качество.
19. Частицы табачного дыма рассеивают падающий
на них
свет по-разному, в зависимости от длины волны. Сильнее всего
рассеиваются лучи
с малой длиной волны — фиолетовые, синие, голубые. Длинноволновые
лучи,
лежащие у другого конца спектра, рассеиваются значительно меньше, так
как
явление дифракции — огибание светом преград — свойственно им в гораздо
большей
степени. Поэтому в пучке света, прошедшего через облако дыма,
преобладают
красноватые оттенки. Наоборот, при наблюдении со стороны источника или
сбоку мы
видим в основном коротковолновые лучи и дым нам кажется голубоватым.
Зависимость поглощения световых лучей от их
цвета
всегда принимается во внимание на практике: в аварийные и
предупреждающие об
опасности фонари вставляют красные стекла (красный свет светофора), а в
целях
светомаскировки (во время войны) освещение осуществляется синими
лампами.
Что же касается «настоящего» цвета дыма, то им,
наверное, надо считать цвет микроскопических несгоревших частиц угля,
из
которых состоит дым, т. е. черный цвет.
20. Отверстие в корпусе ручки можно считать
источником
света. Светлые кольца представляют собой изображения этого источника,
полученные
в результате однократного, двукратного и т. д. отражений от внутренней
поверхности ручки.
21. Лучи, идущие от монеты, отражаются от
задней
стенки сосуда и идут вверх. Преломившись на поверхности воды, они
попадают в
глаз, создавая ощущение того, что монета находится на поверхности воды.
Если к
задней стенке сосуда приложить мокрую руку, отражения от стенки не
будет.
Сухая рука оказывает гораздо меньшее влияние, так как, вообще говоря,
рука
соприкасается со стеклом в ограниченном числе точек. Но когда рука
мокрая,
пустоты между ладонью и стеклом заполняются водой. Поскольку
коэффициенты преломления
света у воды и стекла примерно одинаковые, такое заполнение пустот водой
увеличивает
площадь поверхности контакта руки с сосудом практически до 100%. В
результате
большая часть лучей, идущих от монеты и попадающих на этот участок
стенки,
поглощается (или равномерно рассеивается во все стороны) — и
изображение
монеты исчезает.
22. Кажущееся движение маятника по эллипсу
объясняется
тем, что восприятие маятника глазом, закрытым темным фильтром, на
несколько
миллисекунд отстает от действительного положения маятника. Предположим,
что
маятник совершает качание вправо, а фильтром закрыт левый глаз. Правый
глаз
воспринимает действительное положение маятника, в то время как левый
видит его
в том положении, в котором
маятник был несколько миллисекунд назад.
Мысленно вы
проводите линии до пересечения лучей, воспринятых каждым глазом так, как
если
бы они исходили из одной точки. Полу, чается, что маятник оказывается
дальше от
вас, чем на самом деле. Когда маятник совершает качание влево, то
вследствие
той же задержки в восприятии левым глазом маятник кажется теперь ближе,
чем на
самом деле. В целом создается впечатление, будто маятник движется по
эллипсу.
Причина задержки восприятия пока еще до конца не выяснена. В основе
одной из
моделей системы зрительного восприятия лежит последовательность линий
задержки,
временное разрешение которых улучшается при увеличении количества
попадающего в
глаз света. Уменьшение количества света, попадающего в глаз, приводит к
ухудшению его временной разрешающей способности.