Цель викторины: Развитие образного мышления учащихся. Расширение научного кругозора. Проверка знаний учащихся по физике в необычных ситуациях. Вступление. Вся Россия, весь мир чтит память о великом поэте Пушкине Александре Сергеевиче. В феврале мы отмечаем день памяти поэта. Отдавая должное столь памятной дате, было решено в кабинете физики провести викторину "Пушкин, физика и мы”. Вы спросите: "Что общего между физикой и поэзией нашего гения, наукой и искусством?” Это общее существует, и это вы заметите в ходе викторины. За правильный ответ участник викторины получает жетон. Кто больше всех наберет жетонов за правильные ответы, тот и победитель. На обдумывание ответа отводится не более 20 секунд. Вопросы викторины. 1. В 1825 году, находясь в селе Михайловском, Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение с чисто физическим названием "Движение”. (Чтение и инсценировка стихотворения). Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. [1] Вопрос: 1. Что утверждал Галилей? 2. В чем прав и в чем не прав А. С. Пушкин в этом стихотворении? Ответ: Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси, поэтому наблюдается смена дня и ночи. Это движение Земли относительно космического наблюдателя. Пушкин считал, что прав Галилей, не считая себя правым в утверждении движения Солнца вокруг Земли ежесуточно. Но Пушкин тоже прав: Солнце движется вокруг Земли относительно земного наблюдателя. 2. А. С. Пушкин любил природу и мастерски её воспевал в своих стихах. Перед вами на экране написаны такие его строки из романа "Евгений Онегин. (Чтец читает наизусть). Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег. [2] Вопрос: Какие физические явления описал А. С. Пушкин в 1, 2 строках? В 3,4 строках? В 5, 6, 7, 8 строках? В 9, 10 строках? Что такое ветер? В каких произведениях А. С. Пушкин воспевал ветер? (Зачитываются стихи, надо угадать, из какого они произведения). а) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет (Сказка о царе Салтане). [3] б) Ветер весело шумит, Судно весело бежит. (Сказка о царе Салтане) [3] в) "Ненастный ветер. Мрачный вал Плескал на пристань” (Медный всадник) [1] г) "Тиха украинская ночь, Прозрачно небо, звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы”. [1] (Полтава) д) "В последних числах сентября (Презренной прозой говоря) В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег Да вой волков…. ”. [1] (Граф Нулин) е) "Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…. ” [1] (Зимний вечер) Кто продолжит это стихотворение? А сейчас, ребята, давайте обратимся к той эпохе, в которой жил А. С. Пушкин. Вопросы: 1. Какого великого русского ученого высоко ценил поэт и как о нем отзывался? Ответ: о Ломоносове Пушкин писал: "Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”? 2. М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин долгое время жили в Петербурге. В каком месте и когда они наиболее вероятно могли встретиться? Ответ: Никогда, так как Ломоносов умер в 1765 году, а Пушкин родился в 1799 году. 3. Перед вами галерея портретов ученых-физиков: Ампер, Вольта, Курчатов, Якоби, Эйнштейн, Кулибин, Черепановы, Ленц, Фарадей…. . Вопрос: а) С кем из них мог бы встретиться А. С. Пушкин? б) Какие великие открытия были сделаны этими учеными во время жизни Пушкина? Ответ: Ампер (1821 год, взаимодействие токов). Фарадей (1831 год, явление электромагнитной индукции, 1833 год - электролиз). Ленц (правило определения направления индукционного тока). А. Вольта (1800 год – первый источник электрического тока). Отец и сын Черепановы (1834 год – первый русский паровоз). Якоби (электродвигатель на лодке, испытание на реке Неве, 1834 год). 4. Перед вами различные физические приборы. Каким физическим прибором наверняка мог пользоваться Пушкин? Ответ: Весы. Из письма к Наталье Николаевне: "Наконец-то привезли весы…”. 5. В селе Михайловском со своей няней Ариной Родионовной Пушкин наверняка распивал чай из самовара. Каким был тот самовар? Объясните его принцип действия. Ответ: повторить по схеме принцип действия старинного самовара и электросамовара. 6. Для чего на придворных балах дамы использовали веер? Связать с физикой. 7. А. С. Пушкин писал стихотворения и письма гусиным пером. У него была чернильница с чернилами и баночка с сухим речным песком? Вопрос: а) Каким образом чернила удерживались в гусином пере? б) Для чего служил песок? 8. У Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой было четверо детей: Саша, Маша, Гриша и Наталия. (Их портрет-рисунок показать на экране с помощью проектора). Наверняка в день своего ангела они получали от родителей подарки: книги, краски, карандаши, авторучки, спицы для вязанья и нитки, ленты и коньки, фотоаппараты, свечи и настольные лампы. Что мог получить каждый из детей? Ответ: Фотоаппаратов, авторучек, карандашей, электрических ламп в то время не было. 9. Однажды возле киоска возникла такая ситуация: один юноша пытался купить граммофонные пластинки или магнитофонные кассеты с записью голоса А. С. Пушкина, читающего стихи. Продавец ответил, что все записи о писателях и поэтах проданы. Где, всё-таки, мог приобрести записи юноша? Ответ: Нигде. При жизни Пушкина еще не было ни граммофонов, ни магнитофонов. 10. Какие сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью? Связать с физикой. Ответ: "Золотой петушок” - радиолокатор; "Зеркальце – телевизор; Полеты Руслана в воздухе – самолеты; Живая и мертвая вода в поэме "Руслан и Людмила” - реальность. [1, 3]. Подведение итогов викторины.
|