Безостановочная железная дорога
Когда вы стоите на неподвижной платформе вокзала и
мимо нее проносится курьерский поезд, то вскочить в вагон на ходу,
конечно, мудрено. Но представьте себе, что и платформа под вами тоже
движется, притом с такою же скоростью и в ту же сторону, как и поезд.
Трудно ли будет вам тогда войти в вагон?
Нисколько: вы войдете так же спокойно, как если бы
вагон стоял неподвижно. Раз и вы и поезд движетесь в одну сторону с
одинаковой скоростью, то по отношению к вам поезд находится в полном
покое. Правда, колеса его вращаются, но вам будет казаться, что они
вертятся на месте. Строго говоря, все те предметы, которые мы обычно
считаем неподвижными, — например, поезд, стоящий у вокзала, — движутся
вместе с нами вокруг оси земного шара и вокруг Солнца; однако
практически мы можем не учитывать это движение, так как оно нам
нисколько не мешает.
Следовательно, вполне мыслимо устроить так, чтобы
поезд, проходя мимо станций, принимал и высаживал пассажиров на полном
ходу, не останавливаясь. Приспособления такого рода нередко устраиваются
на выставках, чтобы дать публике возможность быстро и удобно
осматривать их достопримечательности, раскинутые на обширном
пространстве. Крайние пункты выставочной площади, словно бесконечной
лентой, соединяются железной дорогой; пассажиры могут в любой момент и в
любом месте входить в вагоны и выходить из них на полном ходу поезда.
Это любопытное устройство показано на прилагаемых
рисунках. На рис. 1 буквами A и B отмечены крайние станции. На каждой
станции помещается круглая неподвижная площадка, окруженная большим
вращающимся кольцеобразным диском. Вокруг вращающихся дисков обеих
станций обходит канат, к которому прицеплены вагоны. Теперь последите,
что происходит при вращении диска. Вагоны бегут вокруг дисков с такою же
скоростью, с какою вращаются их внешние края; следовательно, пассажиры
без малейшей опасности могут переходить с дисков в вагоны или, наоборот,
покидать поезд. Выйдя из вагона, пассажир идет по вращающемуся диску к
центру круга, пока не дойдет до неподвижной площадки; а перейти с
внутреннего края подвижного диска на неподвижную площадку уже нетрудно,
так как здесь, при малом радиусе круга, весьма мала и окружная скорость). Достигнув внутренней неподвижной площадки, пассажиру
остается лишь перебраться по мостику на землю вне железной дороги
(рис. 2).
Рисунок 1. Схема устройства безостановочной железной
дороги между станциями A и B. Устройство станции показано на следующем
рисунке.
Рисунок 2. Станция безостановочной железной дороги.
Отсутствие частых остановок дает огромный выигрыш во
времени и затрате энергии. В городских трамваях, например, большая часть
времени и почти две трети всей энергии тратится на постепенное
ускорение движения при отходе со станции и на замедление при остановках).
На станциях железных дорог можно было бы обойтись
даже без специальных подвижных платформ, чтобы принимать и высаживать
пассажиров на полном ходу поезда. Вообразите, что мимо обыкновенной
неподвижной станции проносится курьерский поезд; мы желаем, чтобы он, не
останавливаясь, принял здесь новых пассажиров. Пусть же эти пассажиры
займут пока места в другом поезде, стоящем на запасном параллельном
пути, и пусть этот поезд начнет двигаться вперед, развивая ту же
скорость, что и курьерский. Когда оба поезда окажутся рядом, они будут
неподвижны один относительно другого: достаточно перекинуть мостки,
которые соединяли бы вагоны обоих поездов, — и пассажиры
вспомогательного поезда смогут спокойно перейти в курьерский. Остановки
на станциях сделаются, как видите, излишними.
Движущиеся тротуары
На принципе относительности движения основано и
другое приспособление, применявшееся до сих пор только на выставках: так
называемые «движущиеся тротуары». Впервые они были осуществлены на
выставке в Чикаго в 1893 г., затем на Парижской Всемирной выставке в
1900 г. Вот чертеж такого устройства (рис. 3). Вы видите пять замкнутых
полос-тротуаров, движущихся посредством особого механизма одна внутри
другой с различной скоростью.
Самая крайняя полоса идет довольно медленно — со
скоростью всего 5 км в час; это обыкновенная скорость пешехода, и
вступить на такую медленно ползущую полосу нетрудно. Рядом с ней,
внутри, бежит вторая полоса, со скоростью 10 км в час. Вскочить на нее
прямо с неподвижной улицы было бы опасно, но перейти на нее с первой
полосы ничего не стоит. В самом деле: по отношению к этой первой полосе,
ползущей со скоростью 5 км, вторая, бегущая со скоростью 10 км в час,
делает всего только 5 км в час; значит, перейти с первой на вторую столь
же легко, как перейти с земли на первую. Третья полоса движется уже со
скоростью 15 км в час, но перейти на нее со второй полосы, конечно,
нетрудно. Так же легко перейти с третьей полосы на следующую, четвертую,
бегущую со скоростью 20 км/час, и, наконец, с нее на пятую, мчащуюся
уже со скоростью 25 км в час. Эта пятая полоса доставляет пассажира до
того пункта, который ему нужен; отсюда, последовательно переходя обратно
с полосы на полосу, он высаживается на неподвижную землю.
Рисунок 3. Движущиеся тротуары.
|