Вы видите, как разнообразно и порой неожиданно
проявляется трение в окружающей нас обстановке. Трение принимает
участие, и притом весьма существенное, там, где мы о нем даже и не
подозреваем. Если бы трение внезапно исчезло из мира, множество обычных
явлений протекало бы совершенно иным образом.
Очень красочно пишет о роли трения французский физик Гильом:
«Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько
усилий стоило нам удерживаться от падения, сколько смешных движений
приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет нас признать,
что обычно земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством,
благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же
мысль возникает у нас, когда мы едем на велосипеде по скользкой мостовой
или когда лошадь скользит по асфальту и падает. Изучая подобные
явления, мы приходим к открытию тех следствий, к которым приводит
трение. Инженеры стремятся по возможности устранить его в машинах — и
хорошо делают. В прикладной механике о трении говорится как о крайне
нежелательном явлении, и это правильно, — однако лишь в узкой,
специальной области. Во всех прочих случаях мы должны быть благодарны
трению: оно дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения,
что книги и чернильница упадут на пол, что стол будет скользить, пока
не упрется в угол, а перо выскользнет из пальцев.
Трение представляет настолько распространенное
явление, что нам, за редкими исключениями, не приходится призывать его
на помощь: оно является к нам само.
Трение способствует устойчивости. Плотники
выравнивают пол так, что столы и стулья остаются там, куда их поставили.
Блюда, тарелки, стаканы, поставленные на стол, остаются неподвижными
без особых забот с нашей стороны, если только дело не происходит на
пароходе во время качки.
Вообразим, что трение может быть устранено
совершенно. Тогда никакие тела, будь они величиною с каменную глыбу или
малы, как песчинки, никогда не удержатся одно на другом: все будет
скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения,
Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкому».
К этому можно прибавить, что при отсутствии трения
гвозди и винты выскальзывали бы из стен, ни одной вещи нельзя было бы
удержать в руках, никакой вихрь никогда бы не прекращался, никакой звук
не умолкал бы, а звучал бы бесконечным эхом, неослабно отражаясь,
например, от стен комнаты.
Наглядный урок, убеждающий нас в огромной важности
трения, дает нам всякий раз гололедица. Застигнутые ею на улице, мы
оказываемся беспомощными и все время рискуем упасть. Вот поучительная
выдержка из газеты (декабрь 1927 г.):
«Лондон, 21. Вследствие сильной гололедицы уличное и
трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек
поступило в больницы с переломами рук, ног и т. д.».
Рисунок 1. Вверху — нагруженные сани на ледяной
дороге; две лошади везут 70 тонн груза. Внизу — ледяная дорога; A —
колея; B — полоз; C — уплотненный снег; D — земляное основание дороги.
«При столкновении вблизи Гайд-Парка трех автомобилей и
двух трамвайных вагонов машины были совершенно уничтожены из-за взрыва
бензина…»
«Париж, 21. Гололедица в Париже и его пригородах вызвала многочисленные несчастные случаи…»
Однако ничтожное трение на льду может быть успешно
использовано технически. Уже обыкновенные сани служат тому примером. Еще
лучше свидетельствуют об этом так называемые ледяные дороги, которые
устраивали для вывозки леса с места рубки к железной дороге или к
пунктам сплава. На такой дороге (рис. 1), имеющей гладкие ледяные
рельсы, две лошади тащат сани, нагруженные 70 тоннами бревен.
|