Из сказанного сейчас не следует делать поспешного
вывода, что трение о лед ничтожно при всяких обстоятельствах. Даже при
температуре, близкой к нулю, трение о лед бывает нередко довольно
значительно. В связи с работой ледоколов тщательно изучалось трение льда
полярных морей о стальную обшивку корабля. Оказалось, что оно
неожиданно велико, не меньше трения железа по железу: коэффициент трения
новой стальной судовой обшивки о лед равен 0,2.
Чтобы понять, какое значение имеет эта цифра для
судов при плавании во льдах, разберемся в рис. 1; он изображает
направление сил, действующих на борт MN судна при напоре льда. Сила P
давления льда разлагается на две силы: R, перпендикулярную к борту, и F,
направленную по касательной к борту. Угол между P и R равен углу α
наклона борта к вертикали. Сила Q трения льда о борт равна силе R,
умноженной на коэффициент трения, т. е. на 0,2; имеем: Q = 0,2R. Если
сила трения Q меньше F, последняя сила увлекает напирающий лед под воду;
лед скользит вдоль борта, не успевая причинить судну вред. Если же сила
Q больше F, трение мешает скольжению льдины, и лед при продолжительном
напоре может смять и продавить борт.
Рисунок 1. «Челюскин», затертый во льдах. Внизу: силы, действующие на борт MN судна при напоре льда.
Когда же Q < F? Легко видеть, что
F = R tg a;
следовательно, должно существовать неравенство:
Q < R tg α;
а так как Q = 0,2R, то неравенство Q < F приводит к другому:
0,2R < R tg α, или tg α > 0,2.
По таблицам отыскиваем угол, тангенс которого 0,2; он
равен 11°. Значит, Q < F тогда, когда α > 11°. Тем самым
определяется, какой наклон бортов корабля к вертикали обеспечивает
безопасное плавание во льдах: наклон должен быть не меньше 11°.
Обратимся теперь к гибели «Челюскина». Этот пароход,
не ледокол, успешно прошел весь северный морской путь, но в Беринговом
проливе оказался зажатым во льдах.
Льды унесли «Челюскин» далеко на север и раздавили (в
феврале 1934 г.). Двухмесячное героическое пребывание челюскинцев на
льдине и спасение их героями-летчиками сохранилось у многих в памяти.
Вот описание самой катастрофы:
«Крепкий металл корпуса сдал не сразу, — сообщал по
радио начальник экспедиции О. Ю. Шмидт. — Видно было, как льдина
вдавливается в борт и как над нею листы обшивки пучатся, изгибаясь
наружу. Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные
железные листы обшивки корпуса разорвались по шву. С треском летели
заклепки. В одно мгновение левый борт парохода был оторван от носового
трюма до кормового конца палубы…»
После того, что сказано было в этой статье, читателю должна быть понятна физическая причина катастрофы.
Отсюда вытекают и практические следствия: при
сооружении судов, предназначенных для плавания во льдах, необходимо
придавать бортам их надлежащий уклон, а именно не менее 11°.
|