Многие удивительные фокусы разнообразной программы
жонглеров основаны тоже на свойстве вращающихся тел сохранять
направление оси вращения. Позволю себе привести выдержку из
увлекательной книги английского физика проф. Джона Перри «Вращающийся
волчок».
Рисунок 1. Как летит монета, подброшенная с вращением.
Рисунок 2. Монета, подброшенная без вращения, падает в случайном положении.
Рисунок 3. Подброшенную шляпу легче поймать, если ей было сообщено вращение около оси.
Однажды я показывал некоторые из моих опытов перед
публикой, пившей кофе и курившей табак в великолепном помещении
концертного зала „Виктория" в Лондоне. Я старался заинтересовать моих
слушателей, насколько мог, и рассказывал о том, что плоскому кольцу надо
сообщить вращение, если его желают бросить так, чтобы можно было
наперед указать, куда оно упадет; точно так же поступают, если хотят
кому-нибудь бросить шляпу так, чтобы он мог поймать этот предмет палкой.
Всегда можно полагаться на сопротивление, которое оказывает вращающееся
тело, когда изменяют направление его оси. Далее я объяснял моим
слушателям, что, отполировав гладко дуло пушки, никогда нельзя
рассчитывать на точность прицела; вследствие этого теперь делают
нарезные дула, т. е. вырезают на внутренней стороне дула пушек
спиралеобразные желоба, в которые приходятся выступы ядра или снаряда,
так что последний должен получить вращательное движение, когда сила
взрыва пороха заставляет его двигаться по каналу пушки. Благодаря этому
снаряд покидает пушку с точно определенным вращательным движением.
Это было все, что я мог сделать во время этой лекции,
так как я не обладаю ловкостью в метании шляп или дисков. Но после
того, как я закончил свою лекцию, на подмостки выступили два жонглера, —
и я не мог пожелать лучшей иллюстрации упомянутых выше законов, нежели
та, которую давал каждый отдельный фокус, показанный этими двумя
артистами. Они бросали друг другу вращающиеся шляпы, обручи, тарелки,
зонтики… Один из жонглеров бросал в воздух целый ряд ножей, ловил их
опять и снова подбрасывал с большой точностью вверх; моя аудитория,
только что прослушав объяснение этих явлений, ликовала от удовольствия;
она замечала вращение, которое жонглер сообщал каждому ножу, выпуская
его из рук так, что мог наверное знать, в каком положении нож снова
вернется к нему. Я был тогда поражен, что почти все без исключения
жонглерские фокусы, показанные в тот вечер, представляли иллюстрацию
изложенного выше принципа».
|