В широком просторе океана гибнут ежегодно тысячи
крупных и мелких судов, особенно в военное время. Наиболее ценные и
доступные из затонувших кораблей стали извлекать со дна моря. Советские
инженеры и водолазы, входящие в состав ЭПРОН (т. е. «Экспедиции
подводных работ особого назначения»), прославились на весь мир успешным
подъемом более чем 150 крупных судов. Среди них одно из самых больших —
ледокол «Садко», затонувший на Белом море в 1916 г. из-за халатности
капитана. Пролежав на морском дне 17 лет, этот превосходный ледокол был
поднят работниками ЭПРОН и вступил опять в строй.
Техника подъема была всецело основана на применении
закона Архимеда. Под корпусом затонувшего судна в грунте морского дна
водолазы прорыли 12 туннелей и протянули сквозь каждый из них прочное
стальное полотенце. Концы полотенец были прикреплены к понтонам,
намеренно потопленным подле ледокола. Вся эта работа выполнена была на
глубине 25 м под уровнем моря.
Понтонами (рис. 1) служили полые непроницаемые
железные цилиндры 11 м длиной и 5,5 м в диаметре. Порожний понтон весил
50 тонн. По правилам геометрии легко вычислить его объем: около 250
кубометров. Ясно, что такой цилиндр порожняком должен плавать на воде:
он вытесняет 250 тонн воды, сам же весит только 50; грузоподъемность его
равна разности между 250 и 50, т. е. 200 тонн. Чтобы заставить понтон
опуститься на дно, его заполняют водой.
Когда (см. рис. 1) концы стальных строп были прочно
прикреплены к потопленным понтонам, в цилиндры стали с помощью шлангов
нагнетать сжатый воздух. На глубине 25 м вода давит с силой 25/10 + 1,
т. е. 3,5 атмосферы. Воздух же подавался в цилиндры под давлением около 4
атмосфер и, следовательно, должен был вытеснять воду из понтонов.
Облегченные цилиндры с огромной силою выталкивались окружающей водою на
поверхность моря. Они всплывали в воде, как аэростат в воздухе.
Совместная подъемная их сила при полном вытеснении из них воды равнялась
бы 200 × 12, т. е. 2400 тонн. Это превышает вес затонувшего «Садко»,
так что ради более плавного подъема понтоны были освобождены от воды
только частично.
Рисунок 1. Схема подъема «Садко»; показан разрез ледокола, понтоны и стропы.
Тем не менее подъем осуществлен был лишь после
нескольких неудачных попыток. «Четыре аварии терпела на нем спасательная
партия, пока добилась успеха, — пишет руководивший работами главный
корабельный инженер ЭПРОН Т. И. Бобрицкий. — Три раза, напряженно ожидая судна, мы видели
вместо поднимающегося ледокола стихийно вырывающиеся наверх, в хаосе
волн и пены, понтоны и разорванные, змеями извивающиеся шланги. Два раза
показывался и снова исчезал в пучине моря ледокол, прежде чем всплыл и
окончательно удержался на поверхности». |