Реальные подводные лодки нашего времени в некоторых
отношениях не только догнали фантастический «Наутилус» Жюля Верна, но
даже превзошли его. Правда, скорость хода нынешних подводных крейсеров
вдвое меньше быстроты «Наутилуса»: 24 узла против 50 у Жюля Верна
(узел — около 1,8 км в час). Самый длинный переход современного
подводного корабля — кругосветное путешествие, между тем как капитан
Немо совершил поход вдвое длиннее. Зато «Наутилус» обладал
водоизмещением только в 1500 тонн, имел на борту команду всего из
двух-трех десятков человек и способен был оставаться под водой без
перерыва не более сорока восьми часов. Подводный крейсер «Сюркуф»,
построенный в 1929 г. и принадлежавший французскому флоту, имел 3200
тонн водоизмещения, управлялся командой из ста пятидесяти человек и
способен был держаться под водой, не всплывая, до ста двадцати часов.
Переход от портов Франции до острова Мадагаскара этот
подводный крейсер мог совершать, не заходя по пути ни в один порт. По
комфортабельности жилых помещений «Сюркуф», быть может, не уступал
«Наутилусу». Далее, «Сюркуф» имел перед кораблем капитана Немо и то
несомненное преимущество, что на верхней палубе крейсера устроен был
водонепроницаемый ангар для разведывательного гидросамолета. Отметим
также, что Жюль Верн не снабдил «Наутилус» перископом, дающим лодке
возможность обозревать горизонт из-под воды.
В одном лишь отношении реальные подводные корабли
долго еще будут далеко отставать от создания фантазии французского
романиста: в глубине погружения. Однако приходится отметить, что в этом
пункте фантазия Жюля Верна перешла границы правдоподобия. «Капитан
Немо, — читаем в одном месте романа, — достигал глубины в три, четыре,
пять, семь, девять и десять тысяч метров под поверхностью океана». А
однажды «Наутилус» опустился даже на небывалую глубину — в 16 тысяч
метров! «Я чувствовал, — рассказывает герой романа, — как содрогаются
скрепы железной обшивки подводного судна, как изгибаются его распоры,
как подаются внутрь окна, уступая давлению воды. Если бы корабль наш не
обладал прочностью сплошного литого тела, его мгновенно сплющило бы в
лепешку».
Опасение вполне уместное, потому что на глубине 16 км
(если бы такая глубина имелась в океане) давление воды должно было бы
достигать 16 000:10 = 1600 кг на 1 см2, или 1600 технических атмосфер;
такое усилие не раздробляет железа, но безусловно смяло бы конструкцию.
Однако подобной глубины современная океанография не знает.
Преувеличенные представления о глубинах океана, господствовавшие в эпоху
Жюля Верна (роман написан в 1869 г.), объясняются несовершенством
способов измерения глубины. В те времена для линь-лота употреблялась не
проволока, а пеньковая веревка; такой лот задерживался трением о воду
тем сильнее, чем глубже он погружался; на значительной глубине трение
возрастало до того, что лот вовсе переставал опускаться, сколько ни
травили линь: пеньковая веревка лишь спутывалась, создавая впечатление
огромной глубины.
Подводные корабли нашего времени способны выдерживать
давление не более 25 атмосфер; это определяет наибольшую глубину их
погружения: 250 м. Гораздо большей глубины удалось достигнуть в особом
аппарате, названном «батисферой» (рис. 1) и предназначенном специально
для изучения фауны океанских пучин. Этот аппарат напоминает, однако, не
«Наутилус» Жюля Верна, а фантастическое создание другого романиста —
глубоководный шар Уэллса, описанный в рассказе «В морской глубине».
Герой этого рассказа спустился до дна океана на глубину 9 км в
толстостенном стальном шаре; аппарат погружался без троса, но со съемным
грузом; достигнув дна океана, шар освободился здесь от увлекавшего его
груза и стремительно взлетел на поверхность воды.
В батисфере ученые достигли глубины более 900 м.
Батисфера спускается на тросе с судна, с которым сидящие в шаре
поддерживают телефонную связь.
Рисунок 1. Стальной шарообразный аппарат «батисфера»
для спуска в глубокие слои океана. В этом аппарате Вильям Бийб достиг в
1934 г. глубины 923 м. Толщина стенок шара — около 4 см, диаметр 1,5 м,
вес 2,5 тонны.
|