Интересно описан у романиста самый момент отправления
межпланетного вагона в путь. Тонкий слой «кеворита», покрывающий
наружную поверхность снаряда, делает его как бы совершенно невесомым. Вы
понимаете, что невесомое тело не может лежать спокойно на дне
воздушного океана; с ним должно произойти то же, что произошло бы с
пробкой, погруженной на дно озера: пробка быстро всплыла бы на
поверхность воды. Точно так же невесомый снаряд, — отбрасываемый к тому
же и инерцией вращения земного шара, — должен стремительно взлететь
ввысь и, дойдя до крайних границ атмосферы, свободно продолжать свой
путь в мировом пространстве. Герои романа так и полетели. А очутившись в
мировом пространстве, они, открывая одни заслонки, закрывая другие,
подвергая внутренность снаряда притяжению то Солнца, то Земли, то Луны,
добрались до поверхности нашего спутника. Впоследствии один из
путешественников в том же снаряде возвратился на Землю.
Не будем останавливаться здесь на разборе идеи Уэллса по существу, — это сделано мною в другом месте, где я и выяснил ее несостоятельность. Поверим на минуту остроумному романисту и последуем за его героями на Луну.
Полчаса на Луне
Посмотрим, как чувствовали себя герои повести Уэллса, очутившись в мире, где сила тяжести слабее, меньше, чем на Земле.
Вот эти любопытные страницы романа «Первые люди на Луне». Рассказ ведется от лица одного из жителей Земли, только что прибывших на Луну.
«Я принялся вывинчивать крышку снаряда. Став на
колени, я высунулся из люка; внизу, на расстоянии трех футов от моей
головы, лежал девственный снег Луны.
Закутавшись в одеяло, Кевор сел на край люка и стал
осторожно свешивать ноги. Спустив их до высоты полуфута над почвой, он
после минутного колебания соскользнул вниз на почву лунного мира.
Я следил за ним через стеклянную оболочку шара.
Пройдя несколько шагов, он постоял минуту, озираясь кругом, затем
решился и — прыгнул вперед.
Стекло искажало его движения, но мне казалось, что
это и в действительности был чересчур большой прыжок. Кевор сразу
очутился от меня в расстоянии 6–10 метров. Стоя на скале, он делал мне
какие-то знаки; возможно, что он и кричал, — однако звуки но достигали
меня… Но как он проделал свой прыжок?
Озадаченный, я пролез через люк и тоже спустился вниз, очутившись на краю сложной выемки. Сделав шаг вперед, я прыгнул.
Я почувствовал, что лечу, и вскоре очутился близ
скалы, на которой стоял поджидавший меня Кевор; ухватившись за нее, я
повис в страшном изумлении.
Кевор, нагнувшись, кричал мне визгливым голосом,
чтобы я был осторожнее. Я и забыл, что на Луне напряжение тяжести в
шесть раз слабее, нежели на Земле. Действительность сама напоминала мне
об этом.
Осторожно, сдерживая свои движения, я поднялся на
вершину скалы и, ступая словно больной ревматизмом, стал на солнце рядом
с Кевором. Снаряд наш лежал на тающем сугробе снега, футах в тридцати
от нас,
— Посмотрите, — обратился я, поворачиваясь к Кевору.
Но Кевор исчез.
Одно мгновение я стоял, пораженный этой
неожиданностью, затем, желая заглянуть за край скалы, поспешно шагнул
вперед, совершенно забыв, что я на Луне. Усилие, которое я сделал,
подвинуло бы меня на один метр, будь я на Земле; на Луне же оно
подвинуло меня на 6 метров, и я очутился в 5 метрах за краем скалы.
Я испытывал то ощущение витания в пространстве,
которое приходится переживать во сне, когда снится, будто падаешь в
бездну. На Земле человек, падая, опускается в течение первой секунды на 5
метров, на Луне же он проходит при падении в первую секунду 80
сантиметров. Вот почему я плавно порхнул вниз на глубину метров девяти.
Падение показалось мне продолжительным; оно длилось секунды три.
Я поплыл в воздухе и опустился плавно, как пушинка, увязши по колено в
снежном сугробе на дне скалистой долины.
— Кевор! — крикнул я, осматриваясь кругом. Но нигде не было и следов его.
— Кевор! — крикнул я громче.
И вдруг я увидел его; он смеялся и делал мне знаки,
стоя на голом утесе, метрах в двадцати от меня. Я не мог слышать слов,
но понял смысл его жестов: он приглашал меня прыгнуть к нему.
Я колебался: расстояние казалось мне слишком огромным.
Но скоро я сообразил, что раз Кевор проделал такой прыжок, то, наверное, удастся прыгнуть и мне.
Отступив на шаг, я прыгнул изо всех сил. Стрелой
взвился я в воздух и, казалось, никогда не опущусь вниз. Это был
фантастический полет — чудовищный, как в сновидении, но в то же время
восхитительно приятный.
Прыжок оказался слишком сильным: я перелетел над головой Кевора».
Стрельба на Луне
Следующий эпизод, взятый из повести выдающегося
советского изобретателя К. Э. Циолковского «На Луне», поможет нам
уяснить условия движения под действием силы тяжести. На Земле атмосфера,
препятствуя движению в ней тел, заслоняет от нас простые законы
падения, усложняя их добавочными условиями. На Луне воздух отсутствует
совершенно. Луна была бы превосходной лабораторией для изучения падения
тел, если бы мы могли на ней очутиться и заниматься там научными
исследованиями.
Обращаясь к эпизоду повести, поясним, что два
собеседника приводимого далее отрывка находятся на Луне и желают
исследовать, как будут двигаться там пули, вылетевшие из ружья.
«— Но будет ли тут работать порох?
— Взрывчатые вещества в пустоте должны проявлять себя
даже с большей силой, чем в воздухе, так как последний только
препятствует их расширению; что же касается кислорода, то они в нем но
нуждаются, потому что все необходимое его количество заключается в них
самих.
— Установим ружье вертикально, чтобы пулю после взрыва отыскать поблизости…
Огонь, слабый звук, легкое сотрясение почвы.
— Где же пыж? Он должен быть тут, поблизости.
— Пыж улетел вместе с пулей и едва ли от нее
отстанет, так как только атмосфера мешает ему на Земле поспевать за
свинцом; здесь же пух падает и летит вверх с такой же стремительностью,
как и камень. Возьми пушинку, торчащую из подушки, а я возьму чугунный
шарик. Ты можешь кидать свою пушинку и попадать ею в цель, даже
отдаленную, с таким же удобством, как я шариком. Я могу, при малой
тяжести, кинуть шарик метров на 400; ты на такое же расстояние можешь
бросить пушинку; правда, ты никого ею не убьешь и при бросании даже не
почувствуешь, что ты что-нибудь бросаешь. Бросим наши метательные
снаряды изо всех сил, — которые у нас не очень различны, — и в одну
цель: вон в тот красный гранит…
Пушинка опередила немного чугунный шарик, как бы увлекаемая сильным вихрем.
— Но что это? Со времени выстрела прошло три минуты, а пули нет?
— Подожди две минуты, и она, наверное, вернется.
Действительно, через указанный срок мы ощущаем легкое сотрясение почвы и
видим прыгающий невдалеке пыж.
— Как долго летала пуля! На какую же высоту она должна подняться?
— Километров на семьдесят. Эту высоту создают малая тяжесть и отсутствие воздушного сопротивления».
Проверим. Если для скорости пули в момент вылета из
ружейного ствола взять сравнительно скромную цифру 500 м в секунду (для
современных ружей это раза в полтора меньше действительной), то высота
поднятия на Земле, при отсутствии атмосферы, была бы:
т. е. 12,5 км. На Луне же, где напряжение тяжести в 6 раз слабее, вместо g надо взять 10/6 м/сек2; достигаемая пулей высота должна равняться:
12 500 × 6 = 75 км. |