Ни один из трех основных законов механики не
вызывает, вероятно, столько недоумений, как знаменитый «третий закон
Ньютона» — закон действия и противодействия. Все его знают, умеют даже в
иных случаях правильно применять, — и однако мало кто свободен от
некоторых неясностей в его понимании. Может быть, читатель, вам
посчастливилось сразу понять его, — но я, сознаюсь, вполне постиг его
лишь десяток лет спустя после первого с ним знакомства.
Беседуя с разными лицами, я не раз убеждался, что
большинство готово признать правильность этого закона лишь с
существенными оговорками. Охотно допускают, что он верен для тел
неподвижных, но не понимают, как можно применять его к взаимодействию
тел движущихся… Действие, — гласит закон, — всегда равно и
противоположно противодействию. Это значит, что, если лошадь тянет
телегу, то и телега тянет лошадь назад с такою же силою. Но ведь тогда
телега должна оставаться на месте: почему же все-таки она движется?
Почему эти силы не уравновешивают одна другую, если они равны?
Таковы обычные недоумения, связанные с этим законом.
Значит, закон неверен? Нет, он безусловно верен; мы только неправильно
понимаем его. Силы не уравновешивают друг друга просто потому, что
приложены к разным телам: одна — к телеге, другая — к лошади. Силы
равны, да, — но разве одинаковые силы всегда производят одинаковые
действия? Разве равные силы сообщают всем телам равные ускорения? Разве
действие силы на тело не зависит от тела, от величины того
«сопротивления», которое само тело оказывает силе?
Если подумать об этом, станет ясно, почему лошадь
увлекает телегу, хотя телега тянет ее обратно с такой же силой. Сила,
действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент
равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь
упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
Подумайте и о том, что если бы телега не оказывала противодействия
движущей силе лошади, то… можно было бы обойтись и без лошади: самая
слабая сила должна была бы привести телегу в движение. Лошадь затем и
нужна, чтобы преодолевать противодействие телеги.
Все это усваивалось бы лучше и порождало бы меньше
недоумений, если бы закон высказывался не в обычной краткой форме:
«действие равно противодействию», а, например, так: «сила
противодействующая равна силе действующей». Ведь равны здесь только
силы, — действия же (если понимать, как обычно понимают, под «действием
силы» перемещение тела) обыкновенно различны, потому что силы приложены к
разным телам.
Точно так же, когда полярные льды сдавливали корпус
«Челюскина», его борта давили на лед с равною силою. Катастрофа
произошла оттого, что мощный лед оказался способным выдержать такой
напор, не разрушаясь; корпус же судна, хотя и стальной, но не
представляющий собою сплошного тела, поддался этой силе, был смят и
раздавлен. (Подробнее о физических причинах гибели «Челюскина»
рассказано далее).
Даже падение тел строго подчиняется закону
противодействия. Яблоко падает на Землю оттого, что его притягивает
земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю
нашу планету. Строго говоря, яблоко и Земля падают друг на друга, но
скорость этого падения различна для яблока и для Земли. Равные силы
взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/сек2, а
земному шару — во столько же раз меньшее, во сколько раз масса Земли
превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число
раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько
ничтожное, что практически его можно считать равным нулю. Оттого-то мы и
говорим, что яблоко падает на Землю, вместо того чтобы сказать: «яблоко
и Земля падают друг на друга»).
Отчего погиб Святогор-богатырь?
Помните народную былину о Святогоре-богатыре, который
вздумал поднять Землю? Архимед, если верить преданию, тоже готов был
совершить такой же подвиг и требовал точки опоры для своего рычага. Но
Святогор был силен и без рычага. Он искал лишь, за что ухватиться, к
чему приложить богатырские руки. «Как бы я тяги нашел, так бы всю Землю
поднял!» Случай представился: богатырь нашел на земле «сумочку
переметную», которая «не скрянется, не сворохнется, не подымется».
Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема рукама,
Поднял сумочку повыше колен:
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы, а кровь течет.
Где Святогор угряз, тут и встать не мог.
Тут и ему было кончение.
Если бы Святогору был известен закон действия и
противодействия, он сообразил бы, что богатырская сила его, приложенная к
земле, вызовет равную, а следовательно, столь же колоссальную
противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю.
Во всяком случае, из былины видно, что народная
наблюдательность давно подметила противодействие, оказываемое землей,
когда на нее опираются. Люди бессознательно применяли закон
противодействия за тысячелетия до того, как Ньютон впервые провозгласил
его в своей бессмертной книге «Математические основы натуральной
философии» (т. е. физики).
Можно ли двигаться без опоры?
При ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли или от
пола; по очень гладкому полу или по льду, от которого нога не может
оттолкнуться, ходить нельзя. Паровоз при движении отталкивается
«ведущими» колесами от рельсов: если рельсы смазать маслом, паровоз
останется на месте. Иногда даже (в гололедицу) для того, чтобы сдвинуть
поезд с места, рельсы перед ведущими колесами паровоза посыпают песком
из специального приспособления. Когда колеса и рельсы (на заре железных
дорог) делали зубчатыми, исходили именно из того, что колеса должны
отталкиваться от рельсов. Пароход отталкивается от воды лопастями
бортового колеса или гребного винта. Самолет отталкивается от воздуха
также при помощи винта — пропеллера. Словом, в какой бы среде ни
двигался предмет, он опирается на нее при своем перемещении. Но может ли
тело начать двигаться, не имея никакой опоры вне себя?
Казалось бы, стремиться осуществить такое движение —
все равно, что пытаться самого себя поднять за волосы. Как известно,
такая попытка до сих пор удалась лишь барону Мюнхгаузену. Между тем,
именно такое будто бы невозможное движение часто происходит на наших
глазах. Правда, тело не может привести себя целиком в движение одними
внутренними силами, но оно может заставить некоторую часть своего
вещества двигаться в одну сторону, остальную же — в противоположную.
Сколько раз видели вы летящую ракету, а задумались ли над вопросом:
почему она летит? В ракете мы имеем наглядный пример как раз того рода
движения, которое нас сейчас интересует.
|