Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха»,
но выражения эти неправильны. Обманов чувств нет. Философ Кант метко
сказал по этому поводу: «Чувства не обманывают нас, — не потому, что они
всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят».
Рисунок 1. Что шире — правая или левая фигура?
Рисунок 2. Что больше в этой фигуре — высота или ширина?
Что же тогда обманывает нас при так называемых
«обманах» чувств? Разумеется, то, что в данном случае судит, т. е. наш
собственный мозг. Действительно, большая часть обманов зрения зависит
исключительно от того, что мы не только видим, но и бессознательно
рассуждаем, причем невольно вводим себя в заблуждение. Это — обманы
суждения, а не чувств.
Еще два тысячелетия назад древний поэт Лукреций писал:
Наши глаза познавать не умеют природу предметов.
А потому не навязывай им заблуждений рассудка.
Возьмем общеизвестный пример оптической иллюзии:
левая фигура на рис. 1 кажется уже, нежели правая, хотя обе ограничены
строго одинаковыми квадратами. Причина кроется в том, что оценка высоты
фигуры слева получается у нас как результат бессознательного сложения
отдельных промежутков, и потому она кажется нам больше, чем равная ей
ширина той же фигуры. Напротив, на фигуре справа в силу того же
бессознательного рассуждения ширина кажется больше высоты. По этой же
причине высота фигуры рис. 2 кажется больше ее ширины.
Иллюзия, полезная для портных
Если только что описанную иллюзию зрения вы пожелаете
применить к более крупным фигурам, которые не могут быть охвачены сразу
глазом, то ожидания ваши не оправдаются. Всем известно, что низкий
полный человек в костюме с поперечными полосами кажется не только не
тоньше, а напротив, еще шире. И наоборот, надев костюм с продольными
полосами и складками, полные люди могут до некоторой степени скрывать
свою полноту.
Чем объяснить это противоречие? Тем, что,
рассматривая такой костюм, мы не можем охватить его сразу, не двигая
глаз; мы невольно следуем глазами вдоль полос; усилие глазных мускулов
при этом заставляет нас бессознательно преувеличивать размеры предмета в
направлении полос; мы привыкли связывать с усилием глазных мышц
представление о больших предметах, которые не умещаются в поле зрения.
Между тем, когда мы рассматриваем маленький полосатый чертеж, глаза наши
остаются неподвижными и мускулы их не утомляются.
Что больше?
Какой эллипс на рис. 3 больше: нижний или
внутренний верхний? Трудно отделаться от мысли, что нижний больше
верхнего. Между тем оба равны, и только присутствие наружного,
окаймляющего эллипса создает иллюзию, будто заключенный в нем эллипс
меньше нижнего.
Иллюзия усиливается и тем, что вся фигура
представляется нам не плоской, а телесной — в виде ведра: эллипсы
невольно превращаются нами в перспективно сжатые круги, а боковые прямые
линии — в стенки ведра.
На рис. 4 расстояние между точками a и b кажется
больше, нежели между точками m и n. Присутствие третьей прямой,
исходящей из той же вершины, усиливает иллюзию.
Рисунок 3. Который эллипс больше — нижний или внутренний верхний?
Рисунок 4. Какое расстояние больше — ab или mn?
Сила воображения
Большинство обманов зрения, как уже указывалось,
зависит от того, что мы не только смотрим, но и бессознательно при этом
рассуждаем. «Мы смотрим не глазами, а мозгом», — говорят физиологи. Вы
охотно согласитесь с этим, когда познакомитесь с иллюзиями, где
воображение смотрящего сознательно участвует в процессе зрения.
Взгляните на рис. 5. Если вы станете показывать
этот Рисунок другим, то получите троякого рода ответы на вопрос, что он
изображает. Одни скажут, что это лестница; другие — что это ниша,
углубленная в стене; третьи, наконец, увидят в нем бумажную полоску,
согнутую «гармоникой» и протянутую наискось в белом поле квадрата.
Как ни странно, все три ответа верны! Вы можете сами
увидеть все названные вещи, если, глядя на Рисунок 6, направите свой
взгляд различным образом.
А именно: рассматривая чертеж, попробуйте прежде
всего направить взор на левую часть рисунка, — вы увидите лестницу. Если
взгляд ваш скользнет по рисунку справа налево, — вы увидите нишу. Если
взгляд ваш следует по косому направлению диагонали от нижнего правого
края к верхнему левому, — вы увидите сложенную «гармоникой» бумажную
полоску.
Рисунок 5. Что вы видите здесь — лестницу, нишу или полоску, согнутую «гармоникой»?
Рисунок 6. Как расположены здесь кубы? Где два куба — вверху или внизу?
Впрочем, при продолжительном рассматривании внимание
утомится, и вы будете видеть попеременно то одно, то другое, то третье,
уже независимо от вашего желания.
Рис. 6 отличается теми же особенностями.
Рисунок 7. Что длиннее, AB или AC?
Любопытна иллюзия рис. 7; мы невольно поддаемся впечатлению, будто расстояние AB короче AC. Между тем они равны. |