В отличие от путешествий, совершаемых научными экспедициями, бывают
и экспедиции, преследующие совсем иные цели. Речь идет прежде всего о
поисках сокровищ. Чтобы понять это, обратимся к истории мореплавания
далеких лет.
Ведь именно жажда обладать золотом тогда зачастую и
способствовала крупным географическим открытиям. Его искали португальцы
на африканском побережье и в Индии; золото было тем магическим
словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото -
вот чего в первую очередь требовал белый, как только вступал на открытую
им землю.
И следует сказать, что в этом грабительском деле были достигнуты
немалые успехи.
Когда Христофор Колумб снаряжал свою первую экспедицию, по
некоторым сведениям, общее количество золота в Европе составляло 90
тонн, а в результате ограбления только Мексики и Перу запасы Европы
всего за 100 лет возросли более, чем в 8 раз!
Однако далеко не все золото попадало по назначению. Большое
количество золота и сокровищ осталось в трюмах многочисленных кораблей,
затонувших в разные времена на дне морей и океанов. В связи с этим
морские глубины, подобно богатым музеям, хранят уникальные экспонаты
давних эпох, изучение которых проливает свет на многие тайны истории.
Подсчитано, что только на протяжении последних 2000 лет около 500
кораблей ежегодно становились жертвами Нептуна. Таким образом, на
морском дне покоится не менее миллиона судов различных эпох и народов.
Известны районы Мирового океана, дно которых буквально усеяно жертвами
мореплавания. Это так называемые "кладбища кораблей". Возникли они
прежде всего именно там, где царят неблагоприятные для судоходства
условия, в частности, туманы, предательские мели, рифы, сильные штормы.
Обратимся к географической карте. Вот, например, пролив Ла-Манш
между Великобританией и Францией. Вместе с проливом Па-де-Кале он
соединяет Северное море с Атлантическим океаном. В этом, одном из
наиболее судоходных мест земного шара, как будто по иронии судьбы, на
протяжении почти всего года стоят густые туманы. А на дне проливов
лежат десятки тысяч судов - своеобразный музей кораблей всех времен и
типов, от древнеримских галер до современных мощных лайнеров.
Особенно недобрую славу "пожирателя кораблей" приобрела большая
мель Гудвин, которая находится на расстоянии всего 10 км от устья реки
Темзы. Не правда ли знакомое название? Где оно вам встречалось?
Вспомните известную сказку А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".
Автор ее, несомненно, интересовался географией, т. к. позаимствовал у
географической карты имя своего героя. Но согласитесь, что сказочный
герой был гораздо добрее.
Не менее опасной является акватория Атлантического океана вблизи
островов Силли, окруженных многочисленными мелями и подводными
скалами. Настоящее кладбище кораблей. Сколько их погибло здесь точно
неизвестно. Имеются сведения лишь о 1250. Особенно предательским
является риф Семь камней. В марте 1967 г. здесь затонул огромный
танкер "Терри Каньон".
Кроме обширной акватории вокруг островов Великобритании и
Ирландии, много судов похоронено на дне живописно врезанного в берега
Европы, но очень бурного Бискайского залива.
Опасны и прибрежные воды полуострова Ютландия (Дания). Здесь
часто свирепствуют бури, погубившие много кораблей.
Пожалуй, самые большие кладбища затонувших кораблей известны в
области так называемого "треугольника сокровищ", главным образом, в
районах Карибского моря и Мексиканского залива. Лишь у берегов Мексики,
согласно данным исторических хроник, за период с 1521 по 1830 гг.
затонули тысячи судов с огромными богатствами. Большие кладбища
кораблей расположены у берегов полуострова Флорида, а также на восток
от полуострова Новая Шотландия, известного своими густыми туманами,
мелями и рифами. Именно в этих неприветливых водах приблизительно в
900 км на юго-восток от канадского острова Ньюфаундленд, столкнувшись с
огромным айсбергом, в апреле 1912 г. затонул самый большой пассажирский
пароход того времени "Титаник".
Во время этой, одной из крупнейших в истории мореплавания,
трагедии погибло свыше 1500 человек. По свидетельствам современников, на
корабле, кроме ценностей, принадлежащих пассажирам, в сейфе
находились бриллианты общей стоимостью по тогдашним ценам 5 млн. фунтов
стерлингов, которые одна голландская фирма посылала в Нью-Йорк. В
1985 г. после долгих поисков "Титаник" обнаружила американская
экспедиция на глубине 3800 м. С помощью автоматических устройств было
сделано много фотографий затонувшего лайнера. Используя специального
робота, ученые на 5 часов "заглянули" в некоторые помещения затонувшего
гиганта, "побывали" в нескольких каютах, большом танцевальном зале, в
капитанской рубке. Часть отснятых кадров показали по телевидению. Ученые
констатировали, что обшивка корабля и его оборудование в условиях
высокого давления воды и низких температур практически не повреждены. И
все же "Титанику" придется вечно лежать на дне океана, т. к. носовая
часть судна почти на глубину 15 м завязла в иле. К тому же, в
результате катастрофы, он раскололся надвое.
Еще больших успехов в обследовании "Титаника" достигла
французская экспедиция в 1987 г. За полтора месяца работы участникам
экспедиции некоторые из них работали на борту небольшой французской
научно-исследовательской подводной лодки с жюльверновским названием
"Наутилус" не только удалось сделать 10000 фотографий, но и снять
несколько кинои видеофильмов. Все эти съемки были осуществлены с помощью
телеуправляемого робота "Робин", соединенного с "Наутилусом"
70-метровым кабелем. На нем были установлены фотоаппарат со вспышкой,
кинои видеокамеры, мощные прожекторы. "Робин" был снабжен
электромоторами, которые позволяли ему передвигаться под водой в любом
направлении. За время работы экспедиции были проведены 32 погружения
"Наутилуса", общая длительность которых составила 150 часов. Но самое
интересное, что экипаж подводной лодки с помощью механических рук
впервые в истории осуществил поистине уникальные операции по подъему
различных предметов, находящихся на борту "Титаника", так и вблизи
корпуса судна. Всего на поверхность извлечено более 3600 различных
предметов, в том числе всевозможная посуда, статуэтки, навигационный
компас, бутылки с вином, кожаные чемоданы пассажиров и членов экипажа.
Особую ценность в этой коллекции представляют кожаный саквояж,
наполненный банкнотами, золотыми монетами и драгоценностями, и
небольшой сейф. Все предметы, поднятые с "Титаника", вначале
экспонировались в разных странах, а затем стали экспонатами специального
музея.
Летом 1991 г. в районе гибели "Титаника" работала большая
совместная экспедиция России, Америки и Канады, использовавшая для
глубоководных работ аппараты "Пайсис" и "Мир". Было сделано много
снимков затонувшего корабля.
Братом легендарного "Титаника" называют корабль "Рипаблик",
который затонул также в Атлантическом океане несколько южнее, возле
побережья штата Массачусетс в 1909 г., столкнувшись с другим судном.
При этом погибло около 400 человек. По некоторым сведениям, на борту
этого лайнера находились золотые монеты и ценности на сумму 1,5 млрд.
долларов. В 1987 г. здесь работала экспедиция искателей сокровищ.
Как утверждают ученые, только в трехмильной зоне территориальных
вод США затонуло около 50 тысяч различных кораблей.
Но вернемся к теме нашего повествования. Посмотрите на карту:
очень опасен для судоходства пролив Дрейка, где встречаются все штормы
на стыке Тихого и Атлантического океанов. Особенно возле мыса Горн,
где всегда туманы, множество подводных скал и айсбергов. Много
галеонов похоронено в водах острова Куба, а также вблизи перуанского
побережья, возле порта Кальяо, который в колониальную эпоху был главным
тихоокеанским портом испанских колониальных владений, откуда
вывозилась основная масса награбленных сокровищ. А мысу Доброй Надежды,
безусловно, больше подходит предыдущее название - мыс Бурь, поскольку
штормы вблизи берегов Южной Африки очень частое явление.
"Обойдем" Африку и проследуем по карте по просторам Индийского
океана. Здесь, вблизи острова Маврикия, Сейшельских и Мальдивских
островов, покоится множество португальских, французских, английских,
а то и просто интернациональных пиратских кораблей XVI-XVIII ст.
Многие из них затонули не только во время катастроф, но и в ходе
многочисленных морских сражений. Среди пиратов, которые бороздили
воды Индийского океана, известны своей жестокостью Робер Сюркуф и
Оливье Ле-Вассёр, биография которого несколько отличается от
изложенной в популярном приключенческом романе "Одиссея капитана
Блада" Рафаэля Сабатини.
Сказочные богатства этих и других пиратов вот уже не одну сотню
лет безуспешно разыскивают искатели сокровищ. Особенно их привлекают
Сейшельские острова, которые в те времена были необитаемыми и служили
пиратам базами. Претендентов на пиратское "наследство" подогревают
различные легенды и карты мест захоронения сокровищ, составленные
пиратами. Одну из них, как утверждают, за несколько минут до своей
казни будто бы бросил в толпу перед эшафотом Ле-Вассёр со словами:
"Тому, кто разгадает".
Со временем сведения о сокровищах известных пиратских капитанов,
переходя из уст в уста, обросли такой сетью легенд, что уже невозможно
отличить правду от вымысла. Так, в "треугольнике сокровищ", на одном из
безлюдных островков, знаменитый пират Эдвард Тич, по прозвищу Черная
Борода, литературный прообраз пресловутого капитана Флинта, постоянно
ремонтировал свои корабли и укрывал награбленные сокровища. Вместе с
одним из несимпатичных ему матросов он уносил их в глубь острова,
подальше от глаз своих товарищей по разбою, выбирал подходящее место, и
пока матрос копал яму, сидел рядом и курил. Когда яма была готова, он
убивал своего помощника выстрелом в затылок и закапывал труп вместе с
сокровищами. Вспомните, именно так поступал кровожадный капитан Флинт
из романа Р. Стивенсона "Остров сокровищ".
На вопрос команды, куда запропастился его спутник, Тич обычно
отвечал, что "сорвался с утесов в море". Многие верили в эти басни, а
те, кто догадывался, предпочитали помалкивать. За островом закрепилось
мрачное второе название - Сундук мертвеца. Эдвард Тич погиб в 1718 году и
навсегда унес с собой тайну мест захоронения сокровищ. В поисках
этих несметных богатств на острове побывали многие кладоискатели, но
пока их поиски не увенчались успехом.
Посетил его и английский географ Квентин Марле. Не в качестве
кладоискателя, а как исследователь. Изучая архивные материалы о
пиратах Карибского моря, он заинтересовался необычным названием островка
и наткнулся на связанную с ним интересную историю. Оказывается,
название Сундук мертвеца присвоил острову сам Эдвард Тич. Жестокий,
властный, не терпящий малейших возражений, он постоянно вызывал
недовольство разудалой пиратской братии, в результате чего на его
корабле произошел мятеж. Капитан жестоко подавил восстание и высадил
на безжизненный пустынный островок пятнадцать уцелевших бунтовщиков,
среди которых был и известный по роману Р. Стивенсона Билли Бонс,
метивший на капитанское место. Черная Борода был уверен, что они
непременно умрут на острове от жажды, голода и жары, и "в утешение"
оставил каждому лишь по бутылке рому...
Каково же было удивление Тича, когда спустя месяц он вновь прибыл
туда, чтобы убедиться в смерти обреченных, и увидел, что смертники живы,
хоть и сильно истощены.
Борясь за свою жизнь, кандидаты в покойники под руководством
Билли Бонса проявили недюжинную изобретательность. Чтобы не погибнуть
от жажды, они расстилали на ночь куски парусины и собирали росу,
которую потом разбавляли морской водой. А питались сырыми моллюсками,
крабами и черепахами, которых выискивали во время отливов. У них
хватило сил даже сочинить песню о своем бедственном положении, названную
впоследствии "Кошмары Билли Бонса". Черная Борода, очевидно,
нуждавшийся в матросах, по просьбе команды сменил гнев на милость и
забрал мятежников с острова, едва не ставшего их братской могилой.
А сочиненная песня о Сундуке мертвеца полюбилась пиратам и пошла
гулять с корабля на корабль. Прошли столетия и совершенно забылось, по
случаю чего и кем она была написана.
Мы знаем ее по роману Р. Стивенсона "Остров сокровищ".
Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведет до конца. Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Как оказалось, это не плод фантазии писателя, а настоящая
пиратская песня, связанная с действительно происходившими событиями.
Что касается рефрена песни "Йо-хо-хо" - это возглас, с которым
английские моряки ставили паруса, выбирали якорь и делали другую
требующую усилий работу, то же, что и наше "раз, два - взяли".
Еще одна интересная история связана с сокровищами французского
пирата XVII ст. Робера Сюркуфа по прозвищу Гроза морей. После своих
многочисленных "подвигов" в Индийском и Атлантическом океанах, когда,
наконец, он был схвачен и предстал перед королевским судом, оказалось,
что на его судне "Ля-Фудр" не было найдено награбленных им сокровищ,
хоть он и уверял, что всегда возил их с собой. Так ничего и не
добившись, судьи отправили пирата на виселицу.
Прошли столетия, и в наше время загадкой сокровищ Сюркуфа
занялся французский кладоискатель Анри Лаудок. После долгих поисков он
разыскал пиратское судно среди кладбища кораблей в одной из бухт
последнего приюта пирата - острова Барбадос и детально обследовал его,
включая якорь. Какова же была радость исследователя, когда оказалось,
что последний был отлит из сплава золота и серебра весом около 470
килограммов. Пират оказался прав.
А теперь перенесемся к берегам далекой Австралии. Только за
последние 150 лет около 400 кораблей погибло в проливе Басса, что между
Австралией и островом Тасмания. Особенно много их возле небольшого
острова Кинг с его рифами. Незаурядного мастерства корабелов требует
движение вдоль восточных берегов Австралии, ограниченных Большим
Барьерным рифом. Лишь в водах, омывающих штат Виктория, зарегистрировано
свыше 600 "морских могил".
Да и у западного побережья материка недавно обнаружили останки
многочисленных судов голландской Ост-Индийской компании с грузом
золота, которые надеются поднять.
Не следует забывать и о морях Юго-Восточной Азии с их частыми
катастрофическими тайфунами. Особенно выделяется здесь акватория
Малаккского пролива, дно которого буквально усеяно обломками
португальских, голландских и британских судов. В 1988 г. специальная
поисковая партия из Малайзии обнаружила здесь останки флагманского
корабля португальского мореплавателя Альфонсу де Альбукерки "Флоре де
Мара", затонувшего 26 января 1512 г. после удачного пиратского рейда
по городам Малаккского Султаната. По свидетельствам старинных документов
на его борту находились сокровища, оцениваемые некоторыми экспертами в
три с лишним миллиарда долларов (несметное количество золотых пиастров
и серебряных слитков, золотое оружие, драгоценные камни, фарфор).
Место, где затонул корабль, строго засекречено, чтобы не привлечь
искателей морских сокровищ.
Похороненная довольно глубоко большая часть судов долго была
недоступной для искателей сокровищ. Но в наше время, с изобретением
акваланга и других еще более эффективных средств, значительно возросли
возможности проникновения человека в океанические пучины. Этим
объясняется взрыв "золотой лихорадки" вокруг подводного
кладоискательства. Безусловно, дело это нелегкое, не говоря уже о том,
что далеко не все глубины доступны человеку. К тому же, как правило,
большинство старинных кораблей покрыто многометровым слоем ила и
замаскировано кораллами. Поэтому зачастую разыскивать покоящийся на
морском дне корабль, даже если знаешь его координаты, задача,
пожалуй, потруднее, чем найти иголку в стоге сена.
Тем не менее, в ряде стран, особенно в Соединенных Штатах
Америки, вокруг поисков подводных сокровищ возник целый бизнес.
Экспедиции на поиски затонувших и потопленных кораблей финансируются
не только отдельными богачами - искателями приключений, но и целыми
компаниями.
В США большими тиражами издаются разнообразные "пособия" и
"справочники" с рекомендациями, как "делать деньги с морского дна".
Большим спросом пользуются карты, где отмечено местонахождение тысяч
кораблей с сокровищами, с краткими сведениями о каждом из них. По этим
данным больше всего сокровищ похоронено на дне Карибского моря и
прилегающей акватории Атлантического океана.
Большой ажиотаж вызывают поиски сокровищ знаменитой "золотой армады"
14 больших галеонов с сокровищами, награбленными испанцами в Перу,
Колумбии и Мексике, которые погибли 30 июня 1715 г. во время сильнейшего
шторма, как полагают, вблизи полуострова Флорида в районе мыса
Канавералл.
Разжигают аппетит искателей сокровищ и сведения о другом "золотом
флоте", будто бы потопленном англичанами в бухте Виго на
северо-западе Испании в 1702 г. Об этом упоминает Жюль Верн в своих
известных романах "Двадцать тысяч лье под водой" и "Таинственный
остров".
Множество судов в "треугольнике сокровищ" погибло в XV-XVIII ст.
от нападения пиратов.
Писатель-географ Л. М. Скрягин, много лет изучавший материалы о
морских катастрофах и пиратах "золотого треугольника", в книгах
"Сокровища погибших кораблей" и "Следами морских катастроф" рассказывает
о кораблях, которые остались на дне океана.
В 1815 г. в заливе Кумана возле берегов Венесуэлы борцами за
независимость был подорван большой испанский военный корабль "Сан-Педро
Алькантара". Как выяснилось позднее, с ним утонуло различных ценностей
на сумму свыше 50 млн. долларов.
У берегов Шотландии, в заливе Тобермори, в 1588 г. затонул один
из самых больших кораблей испанской "непобедимой армады"
"Флоренция", сокровища которого, по самым скромным подсчетам,
оцениваются в 30 млн. золотых дукатов.
В 1980 г. группа американских и французских аквалангистов
обнаружила на дне, вблизи северных берегов острова Гаити, флагманский
корабль известного пирата XVII ст. Генри Моргана "Оксфорд", погибший в
1669 г. от взрыва в пороховом погребе. Было поднято золота, серебра и
изделий из них на сумму несколько миллионов долларов.
В 1982 г. за 12 миль от колумбийского порта Картахена в Карибском
море, на глубине свыше 200 м, обнаружили самый большой из галеонов
далеких времен - легендарный "Сан-Хосе", затонувший во время сражения
с кораблем английского пирата Чарльза Уэйджера в 1708 г., с
сокровищами, награбленными в странах Латинской Америки. Полагают, что
на нем захоронен самый богатый клад планеты. В трюмах галеона
находилось 116 больших, оббитых стальными листами ящиков,
заполненных драгоценными камнями и золотом общим весом более 600 тонн.
Ни одно судно не перевозило такого драгоценного багажа. Его стоимость,
как считают историки, составляет около 5 млрд. долларов. Правительство
Колумбии готовится к сложной операции по подъему затонувших сокровищ,
надеясь поправить свои финансовые дела, если действительно это
"Сан-Хосе", а не какой-либо другой из затонувших кораблей. А чтобы
предприимчивые искатели сокровищ не растащили огромный клад, над ним
постоянно патрулирует военный корабль.
В 1984 г. в Средиземном море, вблизи египетского порта
Александрия, обнаружили затопленный англичанами флот Наполеона, в том
числе и флагманский корабль императора, в трюмах которого, кроме денег,
находятся, предположительно, сокровища рыцарей мальтийского ордена,
разграбленного французами.
Но чаще всего надежды не оправдываются. Так, сравнительно
недавно вблизи побережья Флориды под слоем песка нашли оббитый железом
большой деревянный сундук с надписью "Сан Фернандо" - название корабля,
который шел из Мексики в Испанию с золотом и другими ценностями
стоимостью в 150 млн. пиастров. Когда наконец справились со сложным
замком и открыли массивную крышку, в сундуке увидели огромное
количество... иголок для латания парусов.
Но удача все же сопутствует наиболее целеустремленным и упорным.
Именно таким является ставший ныне легендарным американец Мел Фишер,
посвятивший многие годы поискам сокровищ затонувших кораблей.
Впрочем, началось это со счастливой случайности, когда
проводивший свой отпуск на Флориде Фишер, плавая с аквалангом,
обнаружил на морском дне вблизи Форт-Пирса почти 2000 золотых монет,
среди которых были редчайшие королевские дублоны, за каждый из которых
коллекционеры-нумизматы заплатили ему по 25 тыс. долларов.
С тех пор и началась интенсивная поисковая деятельность Фишера в
прибрежных водах Флориды, куда он переехал на постоянное жительство из
Калифорнии, где до этого выращивал кур.
Ему неслыханно повезло: в 1966 г., вооруженный специальным
электронным прибором, способным не только обнаруживать ценные металлы,
но и отличать золото и серебро, Фишер поднял со дна моря недалеко от
города Орландо часть сокровищ с испанских судов, затонувших в 1715 г.
Но отнюдь не эти находки были главной целью охотника за
подводными кладами. Его "голубой мечтой" было обнаружить затонувшие в
1622 г. галеоны "Нуэстра сеньора де Аточа" и "Святая Маргарита", которые
везли в Испанию сказочные сокровища, награбленные у народов Нового
Света.
Для достижения этой цели Фишер организовал специальную поисковую
компанию. Поиски свои он основывал на старинных испанских
документах, где, ориентировочно, указывалось место катастрофы.
И вот, после сложной и упорной работы, в июне 1971 г. экспедиция
Фишера наконец наткнулась в районе Мексиканского залива на останки
каких-то почти полностью засыпанных песком и илом и поросших кораллами
старинных кораблей. Как вскоре выяснилось, это были именно те, которые
разыскивались.
Но разыскать погибшие корабли это еще половина дела, нужно было
добраться до драгоценного груза и поднять его в условиях бурного
моря, кишащего акулами. Поэтому работы здесь продолжались целых 14 лет,
то есть до лета 1985 г. За это время аквалангистами компании Фишера
были подняты со дна прямо-таки сказочные сокровища: 150 тысяч золотых и
серебряных монет, свыше 150 золотых и 1000 серебряных слитков, каждый
весом около 40 кг, 3200 изумрудов, а также множество изумительных по
изяществу и исторической ценности ювелирных изделий из драгоценных
камней и металлов - всего на сумму примерно 700 млн. долларов.
Однако, поиски сокровищ "Аточи" обошлись "счастливчику" Мелу
Фишеру трагической гибелью его старшего сына Дирка, невестки Анхель и
члена экспедиции Рика Кейджа.
Успехи Фишера не дают покоя многочисленным искателям сокровищ, тем
более, что по его утверждениям в районе, где была обнаружена "Аточи", на
морском дне находятся, по меньшей мере, еще 75 испанских галеонов.
Сам же 67-летний "счастливчик" оставил свои подводные поиски,
продал поисковую фирму и построил туристский комплекс на острове
Барбадос. Однако, недавно стало известно, что неугомонный "романтик
моря" в последние годы ведет переговоры с правительством Испании о
поисках затонувших в водах этой страны кораблей с сокровищами.
Поистине редкая удача выпала и на долю аргентинского океанографа
Рубена Кольядо. Несколько лет назад, роясь в пыльных архивах испанских
колоний в городе Севилье, он наткнулся на заманчивый список колоссальных
сокровищ потопленного пиратами в 1792 г. в водах теперешней
южноамериканской республики Уругвай испанского галеона "Эль Пресьядо".
Корабль направлялся из Перу в Испанию, обогнув мыс Горн, с 47 тоннами
золотых слитков и монет, в том числе с вылитой из золота статуей Девы
Марии, высотой в полтора метра, и 147 тоннами серебра, а также
множеством изумрудов и жемчуга, что оценивается сегодня приблизительно в
3 млрд. долларов. По договору с уругвайским правительством Кольядо
должен получить половину поднятых сокровищ. Работы финансируются
уругвайскими, аргентинскими и немецкими предпринимателями.
В октябре 1990 г. 30 аквалангистов, нанятых Рубеном Кольядо,
приступили к поиску легендарного корабля с сокровищами. Оснащенные
самым современным радиоэлектронным оборудованием для поисковых подводных
работ, они метр за метром прочесывали мутные прибрежные воды и
ощупывали илистое дно. "Эль Пресьядо" обнаружили именно там, где было
указано: в 400 м от главного городского пляжа столицы Уругвая -
Монтевидео. Но из-за сложности работ только 11 июля 1992 г. был
достигнут первый и большой успех: из недр затонувшего корабля подняли
драгоценную добычу, состоявшую из золота и золотых дублонов на сумму 2
млн. долларов.
Работы проводятся, естественно, под охраной военных кораблей
Уругвая, а добытые сокровища пока поступают на хранение в один из
государственных банков. К концу апреля 1993 г. в нем уже хранилось
золотых дублонов, слитков, серебра и других ценностей на сумму более 20
млн. долларов. Подводные работы продолжаются и по сей день.
Следуя поговорке "аппетит приходит во время еды", Кольядо уже
мечтает о поисках сокровищ других затонувших в этих водах кораблей. А
их, по оценкам специалистов, за 500 лет мореплавания покоится здесь
более 1200. Так что работой фирма Рубена Кольядо будет обеспечена
надолго.
Успехи же некоторых других "счастливчиков" в поисках затонувших
сокровищ гораздо более скромны. Так, в 1949 г. американец Мак-Ки
вблизи рифов Ки-Ларго наткнулся на затонувший испанский галеон и
"разжился" миллионом долларов.
А 40-летний Барри Клиффорд нашел вблизи пляжа Кейп Код в
Маркони-Бич (также Флорида) затонувшую пиратскую шхуну "Уайда",
которая села на мель в 1717 г. и была засосана песками. Он уже поднял с
нее серебряных монет, золотого песка и других ценностей на 15 млн.
долларов, но продолжает нырять, так как, согласно документам, общая
стоимость пиратской добычи на шхуне оценивается в 380 млн. долларов.
В 1979 г. группа американцев извлекла из затонувшего в ХVII ст.
вблизи острова Гаити испанского галеона "Консепсьон" несколько тонн
изделий из золота, серебряные слитки и фарфор, которые имеют огромную
ценность. К находкам последнего времени принадлежат и сокровища с
испанского корабля "Херона", который погиб, налетев на рифы у западных
берегов острова Ирландия в октябре 1588 г., а также с голландского
судна "Голландия", затонувшего вблизи юго-западного побережья
Великобритании в 1743 г.
В СНГ поисками затонувших кораблей занимаются специальные
судноподьемные организации.
30 апреля 1942 г. в Баренцевом море был затоплен поврежденный
германскими военными кораблями английский крейсер "Эдинбург". В его
трюмах находилось 5 тонн золотых слитков - плата за оружие, закупленное у
союзников для борьбы с фашистской Германией. Команда потопила
крейсер, чтобы золото не попало в руки врагу.
Только в апреле 1981 г. сокровища "Эдинбурга" при участии
английской фирмы были подняты с глубины 260 м. Согласно договоренности,
/3 его возвращено бывшему СССР. |