Большую популярность в наше время приобрели не только
сухопутные, но и морские путешествия. Вспомним хотя бы знаменитые
плавания известного норвежского ученого Тура Хейердала на "Кон-Тики",
"Ра I", "Ра II", "Тигрисе".
Однако, в отличие от перечисленных, большая часть последних
экспедиций имеют не столько исследовательский, сколько сугубо
спортивный характер. И все же о некоторых из них хочется кратко
рассказать, так как они, безусловно, по праву принадлежат к
необычным. Впрочем, начнем с одного путешествия, преследовавшего сугубо
научные цели.
Это большая международная экспедиция на выдолбленной из целого
ствола дерева индейской лодке-каноэ по Амазонке и Карибскому морю,
которую совершила группа ученых во главе с видным кубинским географом и
этнографом Антонио Нуньесом Хименесом. Стартовав в январе 1987 г. в
верховьях Амазонки и преодолев на веслах более 16 тыс. км сначала по
реке, а потом по Карибскому морю, ученые успешно достигли конечного
пункта своего путешествия - первого участка суши Нового Света, на
который предположительно свыше пяти столетий назад ступил
первооткрыватель Америки Христофор Колумб.
Как подтверждают участники экспедиции, этот эксперимент пролил свет
на важный этап в истории коренного населения Америки, так как
доказал, что далекие предки индейцев Карибского бассейна могли приплыть
туда на каноэ с берегов Амазонки.
Казалось бы, в наше время трудно удивить кого-либо не только
групповыми, но и одиночными плаваниями на небольших суденышках и даже
на плотах по бурному океану. И все же необычным следует считать
путешествие 34-летней австралийки из Сиднея Кэй Котти, которое она
завершила в 1988 г. Она стала первой в мире женщиной, совершившей
одиночное кругосветное плавание на небольшой 11-метровой парусной яхте
без единого захода в порт. За 189 дней Котти покрыла расстояние в 44000
км. Кэй опытная яхтсменка, по профессии конструктор парусных лодок.
Вызывает уважение тот факт, что она пустилась в опасное плавание не
только ради доказательства своего мореходного умения и силы духа, но
также с целью сбора средств в пользу сиднейского центра распространения
знаний, занимающегося посредством просвещения молодежи борьбой с
такими пороками, как алкоголизм, курение и наркомания.
Но первое официальное одиночное женское плавание совершила
Кристина Хойновская-Лискевич (Польша). Выйдя из испанского порта на
Балеарских островах Лас-Пальмас 28 марта 1976 г. и двигаясь в западном
направлении, она вернулась сюда 21 марта 1978 г.
Опасное аналогичное одиночное кругосветное путешествие без захода
в порты совершил известный болгарский мореплаватель Донче Папазов на
небольшой парусной яхте "Тивия". Стартовав из столицы Аргентины
Буэнос-Айреса 29 декабря 1987 г., он возвратился туда же 13 июня 1988
г., преодолев за 164 дня 18000 морских миль. Хотя по своей протяженности
и длительности это путешествие уступает достижению Кэй Котти,
отметим, что оно проходило в самых грозных для мореплавателей "ревущих
сороковых" и "неистовых пятидесятых" широтах, то есть по "невозможному
пути", по образному выражению одного аргентинского адмирала. Здесь
обычной нормой погоды считаются почти постоянные штормы, а волны
подчас достигают 32 м высоты (почти с 11-этажный дом). Сам отважный
путешественник вспоминал впоследствии: "Здесь большую часть пути меня
преследовали сильные ветры и штормы. Представьте себе необозримое
бушующее водное пространство, белое от пены, пронзительный свист и вой
ветра. Огромная волна идет прямо на тебя... Вдруг чувствуешь, что яхта
ныряет мачтой вниз. Спустя пару секунд она опять в нормальном
положении, но ты не знаешь, что осталось от мачты, а ведь это
единственное, что может направить тебя к берегу. Не знаешь, что
осталось на палубе после волны, грохочущей как реактивный самолет.
Единственное, что ты знаешь наверняка, если придет настоящая беда,
никто не поможет: суда в эти воды почти не заходят. В довершение
заметим, что в 50-х широтах начинается зона айсбергов, хоть они,
правда, здесь редки, но чувство от того, что в любой момент можешь на
них натолкнуться, не слишком оптимистичны..." Яхта Папазова, к счастью,
лишь дважды переворачивалась.
Интересно, что в 60-е годы вокруг света проплывали англичане -
сначала известный Френсис Чичистер, а затем Робин Нокс Джонсон. Однако
лишь частично они пересекали "ревущие сороковые".
Следует назвать также и российского путешественника 39-летнего
жителя дальневосточного порта Находка Федора Конюхова.
Выйдя 28 октября 1990 г. из австралийского порта Сидней на
11-метровой яхте "Караана", он в одиночном плавании мимо мысов Доброй
Надежды и Горн обогнул земной шар и через 224 дня вернулся обратно в
июне 1991 г. без захода в попутные порты. Заметим, что в визитной
карточке Ф. Конюхова записано "профессиональный путешественник".
Оказывается, в наше время есть такая профессия. И это действительно
так: до этого своего достижения он совершил более тридцати других.
Ходил по пути Беринга, прошел Чукотку на собаках, на велосипедах проехал
всю страну от Находки до Санкт-Петербурга, совершил три похода на
Северный полюс и др.
Есть у Ф. Конюхова заветная мечта: трижды обойти земной шар и
столько же раз побывать на Южном полюсе.
Вот что рассказал путешественник о своей океанской кругосветке:
"Я разные видел штормы - и на Севере и в Тихом океане: большая
волна, зыбь. Но тут мне казалось, что я попал в гигантскую стиральную
машину. Все время было ощущение, что моя яхта несется с крыши
многоэтажного дома в пропасть. Я боялся, что она превысит свою скорость и
просто перевернется через нос. И такие ураганы преследовали меня на
всем пути. Когда я проходил "ревущие сороковые", я думал сойду с ума -
такой стоял грохот: рев волн, гул в парусах... Вообще океан не любит
ленивых. Даже если он дает тебе чуть отдохнуть, потом требует отдачи
троекратно. Когда идешь в тропиках - это широта двадцать третья -
утром тихо-тихо, по воде будто масло разлито, яхта чуть качается на
волнах. А с обеда начинает парить, появляется дымка, и с двух-трех
часов такой обрушивается шквал, что только поворачивайся. Только
успевай убирать, менять, ставить паруса. Вода с небес льется стеной".
За время этого путешествия Федор Конюхов похудел на 15 килограммов.
А 46-летний француз Жерар д'Абовиль впервые в истории человечества
в одиночку пересек Тихий океан на весельной лодке за 134 дня. С 11
июля до 22 октября 1991 г. он преодолел 10000 км от японского городка
Теси до такого же маленького порта Ильвако в устье реки Колумбия
(США). Правда, эта лодка длиной в 8 м была специально изготовлена из
сверхлегких и сверхпрочных материалов. К тому же благодаря системе
балластов она обладала удивительной устойчивостью, хотя по принципу
"ваньки-встаньки" при переворотах, а их в течение плавания было 30
(!), постоянно возвращалась в исходное положение.
С собой путешественник захватил, кроме приборов, немалый запас
продовольствия - 160 кг различных сухих смесей. Пресная же вода
вырабатывалась им с помощью специального опреснительного устройства,
приводимого в движение весельной греблей. Учитывая, что мореплавателю
пришлось сделать свыше 5 миллионов гребков, отсутствием питьевой
воды он не страдал.
"Это был кромешный ад, - рассказывал д'Абовиль о своем путешествии, в
течение всего плавания я попадал из шторма в шторм". А один раз он
чуть не погиб, буквально вышибленный волной из лодки, которую с трудом
догнал. Особенно трудно дались отважному путешественнику последние
километры пути, когда силы его были на исходе. К тому же во время одного
сильного шторма он разбил себе лицо и сильно ушиб плечо. Однако самым
тяжелым испытанием явилось полное одиночество на всем протяжении пути.
Тихий океан, по его словам, явился для него "гигантской одиночной
камерой".
Главной целью субмарафона было доказать, что человек способен на
самое невероятное, если не терять присутствия духа и как следует
подготовиться к одиночному плаванию в просторах океана. Следует
сказать, что до этого Жерар д'Абовиль совершил путешествие по Сахаре, а
в 1980 г. переплыл Атлантику.
Однако первым человеком, совершившим кругосветное путешествие в
одиночку был, по-видимому, американский моряк Джошуа Слокум. Весной
1895 г. он отправился в путь из Ньюпорта на 12-тонной яхте "Спрей".
Эта кругосветка заняла долгих 3 года, два месяца и два дня. За это
время отважный мореплаватель проплыл около 40000 миль.
Также в одиночку на парусной яхте "Блюз" пересек пять морей
(посмотрите по карте каких) украинский моряк Иван Георгиевич Кириченко,
преодолев 75000 морских миль и Атлантический океан. Выйдя 27 августа
1991 г. из Мариуполя, он ровно в полночь, под Новый 1992 год, как и
планировал, прибыл в американский порт Майами во Флориде. Интересно, что
этот пятидесятилетний капитан первый в мире поздравил Америку с
предстоящим празднованием - 500-летием ее открытия Христофором Колумбом.
В целом плавание И.Кириченко протекало благополучно, хотя
несколько раз он побывал в сложной ситуации, особенно на пути от
Гибралтара до Канарских островов, от которых ураганом судно занесло в
противоположном направлении, почти до берегов Африки. Пять раз были
порваны все паруса, которые пришлось латать с помощью клея.
А вот французы Фредерик Бошен и Тьерри Карони в середине июля 1985
г. отплыли из Нью-Йорка в свое опасное путешествие на виндсерфинге -
доске из стеклопластика длиной 7 метров, где разместили две мачты с
четырьмя парусами и даже небольшую каюту.
Через 41 день, преодолев расстояние в 5000 км, они достигли
английского порта Фалмут. По пути пришлось выдержать немало штормов и
штилей. Время от времени виндсерфинг переворачивался. Однажды Бошену и
Карони пришлось барахтаться в воде свыше 2 часов, возвращая доску в
нужное положение.
Их же соотечественникам Стефану Пейрону и Алену Пишевану
посчастливилось уложиться в 12 дней 12 часов и пять минут для
осуществления подобного же плавания от столицы Сенегала Дакара до
острова Гваделупа в Карибском море у американских берегов. Они плыли
на доске под двумя парусами. Конечно, этим смельчакам пришлось на
своем пути пережить много различных трудностей.
И, наконец, на сей раз уже в одиночку, тот же 26-летний С. Пейрон
за 46 дней в 1987 г. переплыл Атлантический океан на виндсерфинге в
самой широкой его части.
Посмотрите на карту. Он отплыл из Нью-Йорка 10 июня, а 26 июля
достиг французского порта Ла-Рошель, преодолев 6500 км. С. Пейрон,
таким образом, был первым мореплавателем, который без чьей-либо помощи
переплыл Атлантику на доске. Длина его виндсерфинга составляла 7,5 м.
На ней был устроен топчан для отдыха и специальные отсеки для
хранения навигационного оборудования, а также запасов пресной воды и
пищи. Конечно же и в этом плавании не обошлось без опасных
приключений. "О первых 8 днях путешествия, - сказал С. Пейрон, -
лучше и не вспоминать. К югу от острова Ньюфаундленд вдруг поднялся
шквальный ветер силой 100 км в час, а вскоре после этого виндсерфинг
перевернула волна от прошедшего поблизости грузового корабля".
В феврале 1988 г. четверо американцев переплыли на плоту самый
широкий и суровый на Земле пролив Дрейка, отделяющий Америку от
Антарктиды. Взяв старт у мыса Горн (самой южной точки Америки), они
почти за 15 суток преодолели 1370 км до "ледяного материка".
А вот какое, прямо-таки немыслимое, путешествие совершил
недавно 39-летний француз Реми Брика. Он в одиночку на специальных
лыжах-поплавках, не страшась ни волн, ни акул... прошагал по
Атлантическому океану от Канарских островов, расположенных у берегов
Африки, до южноамериканского острова Тринидад в Карибском море 5636 км.
1 апреля 1988 г. он шагнул в океан с пристани города
Санта-Крус-де-Тенериф, не взяв с собой ни запасов продовольствия, ни
воды, ни радиопередатчика, несмотря на то, что многие считали его
замысел безумным. Однако мрачные прогнозы скептиков, к счастью, не
оправдались. Уже 31 мая его подобрало японское торговое судно всего в
60 км от острова Тринидад. За время этого необыкновенно опасного
путешествия Реми Брика потерял 20 килограммов веса и неоднократно
находился на краю гибели. Как же выжил отважный путешественник в
столь длительном одиночном пешеходно-лыжном путешествии по океану? Как
сообщают, он на протяжении всего пути тянул за собой небольшую лодку, в
которой находились резервуары для выловленной рыбы и дождевой воды,
средства для опреснения морской воды, а также специальный
радиомаяк, позволяющий следить с континента за его передвижением в
океане. Эта же лодка служила Реми Брика "кроватью" для ночного
отдыха. За время своего путешествия он перенес две сильные бури. Брика
отметил, что лыжи-поплавки прекрасно зарекомендовали себя в открытом
океане. В среднем он проходил по 90 км в день.