Летом 1978 года, в глуши сибирской Саянской тайги, в верховьях
реки Абакан, на берегах одного из ее многочисленных притоков Сок-су
(по-хакасски "Холодная вода") в местах, куда не заходили даже
вездесущие охотники, с вертолета внезапно увидели следы человеческой
деятельности. Сначала бросились в глаза огороды на горных террасах, а
потом небольшая приземистая хижина. Все это удивляло: ведь к ближайшему
населенному пункту вниз по Абакану расстояние свыше 350 км. Вот
так в труднодоступном районе Западного Саяна в горной Хакассии были
неожиданно обнаружены люди, которые почти полвека назад
самоизолировались от цивилизованного мира - небольшая семья религиозных
фанатиков Лыковых, ничего не знавших о событиях, происшедших в мире
за это время. Семья состояла из отца Карпа Осиповича - 83 года, его
сыновей: Савина - 56, Дмитрия - 40, а также дочерей: Наталии - 46 и
Агафии - 39 лет. Жена Карпа Осиповича умерла за несколько лет до того,
как семью обнаружили.
Электричество, самолеты, спутники, телевизоры, фотоаппараты,
даже обыкновенная электропила были за границами их понимания -
"изделиями дьявола". Когда они услышали транзисторный приемник,
отпрянули от него, приняв за "голос нечистой силы". О чем говорить,
если молодые Лыковы впервые увидели такое "чудо", как обыкновенная
собака.
Оказывается, старшие Лыковы пришли сюда из Западной Сибири, где
среди тайги в 150 км от города Абазы с давних времен находилась
небольшая община староверов.
Староверы, или как их еще зовут раскольники, не признали
нововведений и молились по-старому. За это их в те далекие времена
преследовали, и они прятались в лесах. Вот именно от них ведут свой род
Лыковы.
В 1923 г. староверческий поселок у Абазы разграбила какая-то банда, и
Карп Осипович с женой Акулиной двинулись далее на восток и наконец
окончательно осели в глуши лесов, где в наши дни на них случайно
наткнулись геологи. Здесь и выросли у них дети, которые со дня своего
рождения не видели никого, кроме своих родителей, и чьи знания об
окружающем мире были связаны лишь с их скупыми рассказами. У родителей
они научились кое-как писать (печатными буквами) и читать те несколько
религиозных старообрядческих книг, которые хранились в семье.
Тяжелая, безрадостная и однообразная жизнь была у этих людей:
ежедневные молитвы, чтение вслух в свободное время религиозных книг,
постоянная напряженная борьба за существование в первобытных условиях.
Правда, суровая Саянская тайга, где снег по пояс выпадает уже в
сентябре и лежит до мая, а морозы нередко доходят до 50 гр.С,
кормила, одевала и обувала Лыковых. Огонь они добывали, как далекие
предки, с помощью огнива, а вечерами освещали свою нехитрую хижину
лучиной. Летом ходили босиком, а зимой обували чуни из березовой коры.
Носили самотканую одежду из серой мешковины, изготовленной из конопли.
Хлеб, которым они питались, на самом деле не имел ничего общего с
тем, которым питаемся мы с вами. Это черные лепешки, испеченные из
смеси картофеля "в мундире", семян конопли, кедровых орехов и горсти
тертой ржи.
Питались Лыковы также картошкой, капустой и редькой, которые
выращивали на огороде, употребляли много кедровых орешков и кедрового
молока. Огнестрельного оружия у них не было, и они разживались мясом
только тогда, когда удавалось загнать в яму оленя-марала. Рыбачили.
Лодку сделали из выдолбленого ствола кедра.
Ко времени, когда в 1982 г. в газете "Комсомольская правда" была
напечатана сенсационная повесть о Лыковых "Таежный тупик" известного
журналиста В. М. Пескова, в этой семье остались в живых лишь двое:
престарелый отец и его младшая дочь Агафия. Остальные по неизвестным
причинам умерли один за другим в 1981 г.
Своим уходом в необитаемые таежные дебри старшие Лыковы сами
создали себе и своим детям необычайно тяжелые условия жизни.
Но вот закончилась изоляция, установились контакты, от которых
пришла такая необходимая им помощь. Отныне они обеспечены всем
необходимым.
Им построили новую, более удобную теплую и просторную избу. Им
подарили козу, которую Агафия под руководством В. М. Пескова научилась
доить. В хозяйстве появились охотничье ружье с патронами,
необходимая одежда, обувь, множество других нужных вещей. Когда же
Карп Осипович заболел (повреждение мениска), квалифицированную
медицинскую помощь оказали ему прибывшие на вертолете врачи
непосредственно "на дому".
После публикации в газете Лыковых нашли их родственники -
Тропинины, которые живут в Западной Сибири вблизи города Таштагол
Кемеровской области.
Обычно покорная Агафия, вопреки желанию отца, даже на целый месяц
выезжала к ним в гости. А это, согласитесь, для нее было таким
необычайным событием, как если бы мы с вами сегодня вдруг полетели на
Марс или на другую планету. Ведь впервые в жизни человек летел на
вертолете, самолете, ехал на поезде, побывал в городах Новокузнецке и
Таштаголе, ехал на "жигулях".
В поселке Килинск чуть ли не все жители оказались родней Агафии.
Ее радостно встретили 3 из 8 еще живых сестер матери, много
двоюродных сестер и братьев, племянников.
В письме к В. М. Пескову Агафия восторженно писала: "Все здесь живут в
домах хороших, хлеб едят хороший, в каждом дворе обязательно лошадь,
корова и даже две, куры, гуси, индюки. Месяц жила в тепле и спокое.
Если бы не тятенька, я б там и осталась".
Кто-кто, а она отлично поняла всю драму их минувшей жизни.
Казалось бы, не могло быть сомнений, когда останется сама, то без
колебаний вернется к цивилизации. Однако события последующих лет
развивались иначе.
В феврале 1988 г. на 87 году умер Карп Осипович. Эту весть принесла в
поселок геологов, расположенный в 25 км от лыковской избы, пришедшая
туда на лыжах Агафия.
Извещенные срочными телеграммами, вместе с геологами на вертолете к
обиталищу таежных робинзонов прибыли из далекого Таштагола также и
трое родичей Лыковых во главе с Анисимом Николаевичем Тропининым. После
похорон старшего Лыкова родственники хотели забрать осиротевшую
Агафию к себе, но, к их глубокому удивлению, она наотрез отказалась.
Не помогли и уговоры прибывшего сюда из Москвы писателя В. М. Пескова.
"Тятенька благословенья отсюда уйти не дал", - твердила она. Напрасны
были все увещевания об опасностях жизни одинокой женщины в тайге
медведи, волки, болезни... да мало ли что может приключиться.
Религиозный фанатизм взял верх над разумом. Агафия осталась одна. К
тому же и геологи, поселок которых находился в 25-30 километрах от нее,
завершили свои работы и оставили эти места. И связь Агафии с "миром"
резко ухудшилась. Время от времени она все же сообщала о своем
нелегком житье-бытье В. М. Пескову в письмах, которые с оказией
передавала через опекающего ее охотника Ерофея, при случае оказывающего
ей помощь в наиболее трудоемких хозяйственных делах.
Осенью 1988 г. таежную отшельницу посетил и В. М. Песков. Он и
его спутники на средства, перечисленные газете "Комсомольская правда"
доброхотами с просьбами "купить что-либо для Агафьи", доставили ей
много необходимого. Это прежде всего значительный запас комбикорма для
коз, крупы, меда, свечей, фруктов, электробатареек, а также несколько
кур с петухом и собаку по кличке Дружок, о которой она больше всего
мечтала. Несмотря на уговоры, Агафия снова категорически отказалась
вернуться "в мир". А жизнь одинокой женщины в таежной глуши не только
трудна, но и полна опасностей. Время от времени в ее хозяйство
наведывались медведи, от назойливых попыток которых полакомиться
козлятиной отшельницу выручали самообладание и выстрелы из охотничьего
ружья в воздух.
Так что робинзонада теперь уже одинокой Агафии, когда писалась
эта книга, еще продолжалась.
Как недавно стало известно, в глухой тайге на границе Алтайского
края и Кемеровской области России были случайно обнаружены целые
поселения так называемых "коржаков" - сибирских староверов. До
последнего времени об их существовании никому не было известно.
42 года (с 1947 по 1989) длилась робинзонада в глухих лесах
Смоленщины солдата Великой Отечественной войны, жителя села Бостинь.
Причина ссора с жестоким местным участковым, назвавшим находившегося
тогда в сталинской опале великого полководца маршала Г. К. Жукова
врагом народа. Солдат не стерпел и вступился за доброе имя, а затем,
смекнув, что ему несдобровать, бежал в лес. В 1989 г. он вышел из леса.
Еще одного таежного робинзона "рассекретили" в 1991 г. Это
40-летний Марк Гурский, которого нашли среди топи Убинских болот в
труднодоступных местах на севере Новосибирской области. После десяти
лет скитаний по дремучей тайге, оторванный от людей, он не мог даже
внятно произнести свое имя.
Когда этого робинзона привезли в ближайшую деревню Лисьи Норки,
отмыли, подстригли, расчесали и одели, он рассказал о своем
житье-бытье. Оказывается, сколько жил Марк отшельником - он все время
строился. Поэтому и не одичал. В дремучей тайге в разных местах, за
десятки километров друг от друга, он вырыл три землянки. Вокруг
каждой возвел что-то вроде хоздвора, с дровами, кострищем. Как только
оскудевали окрестные леса ягодами, орехом, дичью, он переходил на
другой участок. На сухих островах среди болот сажал картофель, добывал и
зверя. Следует сказать, что его робинзонаду значительно облегчили два
оставленных экипажами и забытых самолета, совершивших когда-то
вынужденную посадку в этой части Убинского района по причине нехватки
горючего. Они сыграли такую же роль, как и прибитый к безлюдному острову
потерпевший крушение корабль в известной книге "Робинзон Крузо".
Обладая поистине "золотыми руками", Гурский широко использовал это
буквально свалившееся на него с неба сокровище - от кресел до
динамо-машины. Он соорудил ветряк, благодаря чему загорелся фонарь. Из
пулеметного ствола смастерил винтовку и пистолет и т. п. Интересно, что,
по его словам, он почти не болел, а занемог лишь один раз, когда
разленился и засиделся в непогоду несколько дней в жилище.
Сельчане назначили было М. Гурского бригадиром охотников, желая
использовать его опыт и знание звериных троп. Прочили ему и жену, однако
таежный робинзон чувствовал себя среди людей скованно и отчужденно.
Вскоре он опять исчез в нехоженой тайге.
Следует сказать, что истории одиночек-робинзонов представляют
большой интерес для науки. Они важны для изучения резервных возможностей
организма, для правильной организации и прогнозирования работы людей,
которые становятся "отшельниками" по роду профессии. Это полярники,
охотники на Крайнем Севере, метеорологи, наблюдатели на высокогорных
станциях, водители в дальних рейсах. |