Жреческое сословие в Древнем Египте было не
просто одним из самых влиятельных, оно всегда
находилось в тесном единении с государством.
Жрецы составляли отдельную, относительно
замкнутую корпорацию, вся их жизнь была
подчинена, даже в мелочах, нормам старинного
религиозного устава.
Каждый
храм в Древнем Египте представлял собой подобие
маленького города, где за храмовой оградой жили
чиновники, стражники и земледельцы. Они зависели
от храма, но не были его служителями, это понятие
распространялось лишь на жрецов.
Жрецы составляли чётко очерченную группу,
главной обязанностью которой было
«обслуживание» того или иного божества.
Численность, влиятельность и богатство каждого
клира зависели от степени влиятельности и
могущества того или иного конкретного божества.
Так, во времена Нового царства клир фиванского
Амона-Ра представлял собой могущественную,
богатейшую корпорацию, клиры же других божеств,
например мемфисского Птаха и гелиопольского Ра,
далеко уступали ему, не говоря уже о клирах
провинциальных (номовых) божеств.
Из источников, относящихся ещё к эпохе Древнего
царства, мы узнаём, что весь храмовый персонал в
расписании служб был разделён на две большие
группы: хему нечер и хентиу ше. К хему
нечер относились те, кто непосредственно
участвовал в богослужении, т.е. фактически сами
жрецы, и, соответственно, эта группа занимала
более значимое положение среди храмового
персонала. В коллектив хентиу ше входили те,
чьими обязанностями было снабжение храма
провизией и всеми другими необходимыми
материальными благами. Титул хентиу ше
распространялся на храмовых крестьян,
садовников, т.е. на всех, кто принадлежал данному
храмовому хозяйству. Иногда представители этой
группы допускались в священные помещения храма,
но только для того, чтобы заниматься уборкой,
чисткой и ремонтом этих помещений и находящихся
в нём статуй царя. Как жрецы, так и служители,
исполнявшие свои обязанности, — все были
сгруппированы в специальные «команды» или
«отряды», которые выполняли свои функции
согласно храмовому расписанию служб и работ. Во
главе каждого такого подразделения стоял
«смотритель жрецов», у которого был личный
помощник.
|
Бронзовая кадильница
|
Над любым храмовым коллективом
главенствовал верховный жрец, при этом каждый
крупный храм того или иного божества имел свои
особенности, выраженные как в специфике культа,
так и в жреческом уставе и титулах верховных
жрецов. В храмовом коллективе служили и жрицы,
правда, устав женского жречества был куда более
«гибким», чем мужского. Участие женщины в том или
ином ритуале часто зависело от её семейного и
социального положения. Дочери жрецов иногда
наследовали должности своих отцов, жены
сановников также часто служили в одном из
местных храмов, но, тем не менее, многое зависело
и от самой женщины, её желания участвовать в
культе.
Только духовенство (как женское, так и мужское)
высшего ранга проводило все дни без перерыва в
священных трудах. Люди остальных профессий и
младшие жрецы, живущие на землях храма, обязаны
были находиться в сакральном здании для
исполнения религиозных обязанностей лишь один
месяц из четырёх. Во время пребывания в храме они
вели аскетический образ жизни, совершали обряд
омовения и давали обет воздержания. По истечении
этого срока они возвращались домой к своим
повседневным обязанностям на следующие три
месяца. Профессиональные же певицы и музыкантши
постоянно жили в своих семьях, потому что их
присутствие в храме требовалось только в
определённые дни, да и то на несколько часов.
Духовенство любого храма никогда не было
постоянным и неизменным. Жрецы далеко не всегда
служили всю жизнь одному и тому же богу. Так,
например, Сети, верховный жрец бога Сетха,
который считался повелителем грозы и защитником
Амона, был в то же время и держателем свитка на
церемониях Уаджет — «владычицы Обеих земель».
Небуненеф, которого Рамсес II назначил
верховным жрецом Амона, никогда до этого не
принадлежал к служителям этого бога (ранее он был
великим жрецом Анубиса в Тине и Хатхор в Дендере).
Заметим, что все свои должности жрецы занимали
последовательно и не могли служить в храмах
разных богов одновременно.
Жрецам разрешалось носить только
полотняную одежду и плетёные из библуса
сандалии. Эта обувь прикреплялась к ноге
посредством двух ремней — широкого,
охватывавшего подъём ноги, и узкого,
прикреплённого к носку обуви. Узкий ремень
пропускался между большим и вторым пальцами ног
и пристёгивался к широкому. Иногда эти ремни
связывались наглухо, и тогда сандалию можно было
одевать на ногу как башмак или туфлю. В остальном
же одежда жрецов была многообразна и зависела от
положения, занимаемого каждым в жреческой
иерархии. Роскошь, которая начала
распространяться в Египте, коснулась и этого
сословия. Вместо обычного в старину передника
теперь жрецы стали носить прозрачные ткани,
привозимые в большом количестве из Азии,
оставляя передник лишь для некоторых
исключительных случаев. Вообще же, передник —
это древнейшая и первоначально единственная
одежда, которая затем стала традиционным
одеянием коренных жителей Нильской долины.
Ткань и размеры передника были разными, в
зависимости от сословия и звания носящего. Так,
одежда знатных людей состояла из большого
продолговатого куска ткани, который плотно
оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног
и придерживали поясом. Жрецы и учёные поверх
этого передника облачались иногда в ещё один, из
более дорогой ткани, уложенный в красивые
складки, которые располагались либо спереди,
либо сзади. Помимо передника, представители
знатных сословий надевали верхнее платье: узкий
плащ, наброшенный на плечи, или выделанную шкуру
животных. Жрецы могли носить шкуры далеко не всех
животных, этот элемент одежды был
регламентирован, так, шкуру леопарда,
наброшенную на правое плечо, носили только жрецы
Анубиса. Жрецам было позволено носить также
шкуры тигров и пантер, которые с древности
считались необходимой принадлежностью одежды
высших сословий и до окончательного падения
древнеегипетского государства служили знаками
отличия высших жреческих должностей.
|
Древнеегипетский
жрец
|
Вообще, в Древнем Египте шкура животного
являлась важнейшим символом «выхода души из тела
для дальнейшей жизни после смерти» — этот ритуал
исполнял так называемый заместитель жреца,
одетый в шкуру пантеры. Богато украшенные шкуры
животных служили одеянием верховных жрецов,
которые при некоторых церемониях надевали кроме
них ещё длинные вышитые пояса и другие украшения,
например браслеты. Так, мужские украшения
состояли из широких колец или обручей, которые
надевались на руки выше локтя, на запястья и на
ноги вокруг щиколотки. Эти обручи изготовлялись
из различных металлов и были либо круглыми без
всяких украшений, либо плоскими с узором из
цветной эмали. Их всегда тщательно подгоняли к
той части тела, для которой они предназначались.
Кроме обручей, мужчины носили перстни разной
формы — металлические с неподвижным или
вращающимся гнездом из глазурованной каменной
массы в форме какого-либо иероглифического
знака. Жрецы могли носить как одно, так и
несколько колец.
Национальным украшением египтян, общим для обоих
полов и всех сословий, за исключением самых
низших, был широкий воротник, закрывавший плечи и
верхнюю часть груди. В эпоху Нового царства
возросли и размеры этого элемента одежды, и его
ценность. Изготовлялись такие воротники
сообразно со средствами заказчика: или из куска
подклеенного и расписанного полотна, или из
сетки крупной вязки, по ячейкам которой
нашивались рядами и в симметричном порядке
символические фигурки разного цвета и формы,
бусы и т.п. Такие дорогие воротники изготовляли
также из благородных металлов; даже иероглиф,
обозначающий золото, имеет форму такого
воротника с украшениями из разноцветной эмали.
Вообще же золото (небу) имело в Древнем Египте
не только и не столько материальную ценность,
сколько культовое значение. Оно считалось
металлом богов, особенно это относилось к
сияющему богу солнца — Амону. Богиня любви и
хранительница домашнего очага Хатхор также
имела прозвище «золотая» или просто «золото».
Помимо этого, неизменность благородных металлов
в глазах древних египтян являлась символом жизни
после смерти. Даже мастерские по изготовлению
гробов и помещений для захоронений назывались
«золотыми домами».
Так как фараон, согласно религиозным
представлениям древних египтян, считался сыном
бога на земле и его верховным жрецом, то он,
совершая те или иные религиозные обряды в
качестве жреца, носил ту же одежду, что и
верховные жрецы. «Служебные костюмы» остальных
жрецов были очень разнообразны, они изменялись
не только в каждой отдельной ступени жреческой
иерархии, но и варьировались в зависимости от той
или иной конкретной церемонии. Некоторые разряды
жрецов отличались своими, только им одним
присвоенными, знаками отличия. Так, верховные
жрецы в храмах Пта носили особым образом
заплетённые косы, писцы или толкователи
священных писем — два пера и письменный прибор,
сфрагисты, прикладывавшие печати к жертвенным
животным, — перстень с символом человеческой
жертвы, жрецы-судьи — амулет на шее из
ляпис-лазури с надписью «истина». Ляпис-лазурь —
это синий с золотыми крапинками драгоценный
камень, который часто путают с сапфиром.
Напоминая своим видом усыпанный звёздами
небосвод, он считался священным камнем у древних
египтян. Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает
на его небесное происхождение (синий цвет, так же
как и золото, считался божественным,
символизирующим, прежде всего, бога Амона).
Хотя Геродот в своих сочинениях писал, что в
Египте ни одна женщина не может быть жрицей ни
мужского, ни женского божества, уже в Египте
периода Древнего царства (начало III тыс. до н.э.)
можно найти упоминания о женщинах-жрицах,
носивших титул «служанка бога» (хемет-нечер).
|
Деревянная фигура
жреца Каапера
Египетский музей |
Как и других служителей культа, жриц можно
было узнать по костюму, однако в Новом царстве он
уже практически не отличался от повседневного
одеяния знатных женщин (необходимо учитывать,
что фактически именно знатные женщины в основном
и составляли собрание жриц). Со времён Древнего
царства «служанки бога» носили прямую
набедренную повязку, но в эпоху Нового царства (II
тыс. до н.э.) наблюдается тенденция к отходу от
этой традиционной одежды, их одеяние становится
более «женственным». В Древнем Египте
требовалось, чтобы женщины закрывали своё тело
более тщательно, чем мужчины, и только не ранее
Среднего царства (конец III—начало II тыс. до н.э.),
когда египетская культура начинает подпадать
под влияние азиатской, в женском костюме
появились отступления от прежних традиций.
Древнейшая одежда египтянок состояла из тканого
платья, которое, плотно прилегая к телу,
закрывало его от груди до ступней ног и держалось
на помочах. Иногда платье закрывало и плечи:
тогда оно ткалось с воротниками и узкими
рукавами. В период Нового царства знатные
женщины (жрицы) стали носить и тонкие прозрачные
материи, из которых изготовлялись накидки. Таким
образом, в эпоху Нового царства костюм знатной
женщины состоял из широкой сорочки, короткой
юбки (набедренной повязки) и большого
четырёхугольного с закруглёнными краями плаща,
который накидывался сверху и, несмотря на свою
простую форму, мог быть задрапирован самым
причудливым образом. В источниках существуют
упоминания о верхней женской одежде «калазирис»,
которая оборачивалась вокруг тела наподобие
передника и была особенно распространена в
позднее время.
Что же касается украшений, то женщины носили всё
то же самое, что и мужчины. Жрицы всегда были
украшены драгоценностями, широким ожерельем усех,
многочисленными подвесками и браслетами, на
голове «служанки бога» носили пышные парики.
Отличительной особенностью облачений жречества
Древнего Египта (независимо от пола, титула и
божества, которому служил жрец) было то, что оно
презирало традиционное гофрированное платье и
не носило одеяний из шерстяных тканей. Общий
покрой одежды был прост, наиболее
предпочтительный материал, из которого она
изготовлялась, — лён. Белому цвету жрецы
отдавали предпочтение неслучайно, т.к., согласно
представлениям египтян, он из-за своей чистоты,
святости стал выражением полноты неземной
власти и божественного веселья, обозначением
освящённых вещей (ср. с названием одного из
главных культовых центров Египта — Мемфиса,
название которого дословно переводится как
«белые стены», т.е. священные стены). В источниках
также часто говорится о «белых сандалиях»,
использующихся в культовых отправлениях.
Обычаями регламентировались не только одеяния
жрецов, но и правила личной гигиены для
жреческого сословия. Геродот писал: «…в отличие
от других стран, в Египте жрецы стригутся, каждые
три дня сбривают волосы на своём теле, чтобы при
богослужении у них не появилось вшей или других
паразитов…». Во всём Египте жрецы совершали
обряд обрезания, выбривали все волосы на теле,
включая брови и ресницы. Дважды днём и дважды
ночью они были обязаны совершать священные
очищающие омовения. При несоблюдении этого
обряда результативность культовых ритуалов
ставилась под сомнение. Впрочем, совершать хотя
бы символическое омовение должен был каждый, кто
входил на территорию храмового комплекса. Даже
над входом в святилище часто было начертано: «Вступающий
в храм будь чист!», стоящие же возле ворот
ёмкости с водой призваны были дать возможность
выполнить это предписание.
Итак, как мы видим, внешний облик жреческого
сословия в Древнем Египте был строго
регламентирован, что позволяло безошибочно
выделять жрецов из общей массы населения. Но
вместе с тем можно заметить, что, несмотря на
множество жёстких правил, на протяжении всей
истории Древнего Египта жреческий костюм
пережил неоднократную трансформацию, отходя от
многих традиционных канонов, что объясняется
влиянием азиатской культуры; костюм жриц
постепенно становился практически неотличимым
от повседневной одежды знатных женщин. Хотя ни
одной лишней детали в костюмах жрецов не было,
даже самая незначительная подробность в глазах
древних египтян имела свой магический смысл.
|
Вид храма Сети I в Курне, построенного «на
тропе,
на которой покоится Ра» (дорога в Долину Царей)
|
Рассказывая о жреческом сословии,
упомянем и о том, как становились жрецами, какое
они получали образование. К сожалению, на основе
дошедших до нас источников трудно воссоздать
полную картину получения «профессии жреца», но
можно утверждать, что при храмах существовали
специальные «школы», в которых готовили будущих
служителей культа. Так, например, жрец Бакенхонсу
учился четыре года в писцовой школе при храме
богини Мут, кроме того, в храмах находились даже
специальные жрецы (ит нечер), которые были
«педагогами» в жреческой школе при своём храме.
Существовала также особая школа, в которой
будущие жрицы Карнака и Луксора обучались письму
и музыке, священному танцу, правилам
богослужения, а иногда и медицине. Аналогичное
учебное заведение для жриц, называвшееся «место
чистое женщин», действовало и в Мемфисе, при
храме бога Птаха. Ученицы этой школы были
известны своим благочестием и образованностью
как в самом Египте, так и за его пределами. Были и
такие школы, которые готовили профессиональных
жриц-певиц. Видимо, женщина, обладавшая сильным
красивым голосом, сама выбирала храм, в котором
становилась певицей. Там она получала
необходимое музыкальное образование, обучалась
игре на музыкальных инструментах, самым
популярным из которых была арфа.
Вообще же от тех, кто готовился посвятить свою
жизнь служению богам и богиням, требовалось
умение читать, писать, распознавать образы богов,
знать их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними
мифы и все относящиеся к ним обряды. По окончании
обучения кандидаты в жрецы держали экзамен. Тот,
кто признавался достойным войти в жреческий
коллектив, снимал свои мирские одежды, его
обмывали, брили наголо, умащали благовониями, и
лишь затем в священном жреческом одеянии он
вступал в «небесный горизонт», где приближался к
богу в его святая святых.
|
Реконстукция храма Рамсеса III
|
Однако на протяжении истории Древнего
Египта не раз случалось, что жрецы играли куда
большую роль, чем просто отправители
божественных ритуалов. Так, некоторым верховным
жрецам суждено было стать основателями новых
династий фараонов.
В 2506 г. до н.э. умер последний фараон IV династии. И
он же был последним, кого похоронили в Долине
Царей, — в последующие времена здесь находили
покой только «боги», правящие Египтом. В 2504 г. до
н.э. на престол Египта (или Та-мер-ет, как его
называли египтяне, т.е. земля возлюбленная)
взошёл новый правитель, основатель V династии, —
Усеркаф. Источники с большой долей уверенности
позволяют установить эти две даты, но что же
происходило в Египте на протяжении этих двух лет
— между IV и V династиями? Кто такой Усеркаф? На
сегодняшний день мы можем основывать наши
предположения лишь на небольшом количестве
фактов, которые мы и попробуем здесь сопоставить.
|
Богиня Нут поглощает солнечный диск с тем,
чтобы воспроизвести его следующим утром
Гробница Рамсеса IX |
Итак, последние десятилетия правления
IV династии (фараоны Менкаура и Шепсескаф) были
неспокойными для Египта. Потребность
государства в людских ресурсах для ведения
внешних войн и строительства пирамид приводила
не столько к расширению применения труда
зависимого населения, сколько к ужесточению
эксплуатации свободных тружеников. Подобная
политика фараонов не раз вызывала стихийные
локальные бунты. В правление же последнего
фараона IV династии — Шепсескафа — произошло
крупное восстание, поддержанное многими слоями
населения, которое и привело к гибели правителя и
самой династии. Согласно представлениям египтян
того времени, правитель получал благословение на
царство от богов, и какой бы смертью он ни умер и
как бы ни относились к нему подданные, он должен
был быть похоронен в священной Долине царей. Так
или иначе, но Шепсескаф нашёл упокоение в
гробнице рядом со своими предшественниками. Мы
не знаем, были ли у него наследники и что с ними
стало, ясно одно, что IV династия прервалась после
пятилетнего правления Шепсескафа.
Новый же фараон, вступивший на престол в 2506 г. до
н.э., происходил из семьи верховного жреца бога Ра
в Гелиополе. Но что же дало ему право занять
престол?
|
Начальник работ фараона
Иперхау в образе жреца-сема
Изображение
в погребальной камере |
Во время двух лет междуцарствия в
Египте появляется легенда, согласно которой жена
верховного жреца Ра в Гелиополе Раусера зачала
от бога Ра троих детей, которым Ра предсказал
великое будущее. Старший из них, Усеркаф, должен
был получить престол Египта, переходивший ему по
наследству от его отца (бога Ра, правившего этой
землей в далёкие времена). Став правителем,
Усеркаф вместе с престолом получил и пятичленную
титулатуру, в которой было зафиксировано его
родство с богом Ра. Эта титулатура затем
передавалась от фараона к фараону на протяжении
всей истории Древнего Египта. Таким образом,
начиная с Усеркафа, Египтом правили не люди, а
боги, которые рождались от союза земной
женщины-царицы и бога Ра. Мы можем лишь
предполагать, каким способом распространялась и
насаждалась эта легенда, ставшая затем
краеугольным камнем в религиозных воззрениях
древних египтян, как происходило восшествие на
престол Усеркафа и какую роль при этом играла
старая египетская знать во главе с его отцом. Но
ясно одно: Усеркаф был первым правителем с
божественными прерогативами, основоположником
пятичленной титулатуры, сохранившейся на
протяжении правления всех последующих фараонов,
проповедником новых зарождавшихся религиозных
представлений, ставших той идеологической
основой, которая в последующие периоды истории
Древнего Египта позволяла не раз оспаривать
право фараона на престол. И хотя понятно, что в
первые годы царствования нового фараона
поддержание новых религиозных представлений
всецело зависело от его отца и знатных родов
Египта, с которыми они, несомненно, были связаны
родственными узами, но в дальнейшем свою
«божественность» фараон-жрец должен был сам
поддерживать и, кроме того, суметь передать её по
наследству. Можно сказать, что с Усеркафа
начинается новый период в истории Египта,
длившийся до 525 г. до н.э., который может быть
назван «эрой царствующих богов».
Другому жрецу, жившему спустя полторы тысячи лет
после Усеркафа, в конце II тыс. до н.э., было суждено
оспорить религиозные представления египтян,
основы которых были заложены во времена Усеркафа
и согласно которым фараон считался воплощением
бога на земле — его сыном и поэтому его верховным
жрецом. Именно это ставило фараона выше всех
остальных людей в Древнем Египте.
|
Культовое зеркало
|
Во времена правления Рамсеса IX в среде
высшего фиванского жречества родилось новое
религиозное представление, поддерживаемое
верховным жрецом Амона в Фивах — Херихором.
Согласно этому воззрению, право на земное
владычество в Египте имел только тот, кто был
действительно близок к богу, не только как его
«сын», а как его верховный жрец. В это время
фараоны практически прекратили выполнять
жреческие обязанности, полностью передав свои
сакральные полномочия верховным жрецам,
возглавлявшим храмы.
Согласно взглядам Херихора, фараон — это просто
человек, не обладающий какими-либо особыми
преимуществами перед богами. Поэтому Херихор как
верховный жрец противопоставляет себя фараону —
«просто человеку». О том, насколько подобная
идеология прижилась в жреческой среде, говорит
тот факт, что потомки Херихора унаследовали от
него только жреческий титул, на царское же
достоинство они не претендовали. Хотя сам
Херихор, титул которого официально звучал «Царь
Верхнего и Нижнего Египта, верховный жрец Амона,
сын Амона — Херихор», наделял себя и царским
званием.
|
Коленопреклонённый жрец
(Иун-мут-эф — «Опора его матери»)
у жертвенного столика в облике
божественного ребёнка — Гора.
На нём опоясание и леопардовая шкура
|
Как видно из нашего обзора, храмовый
коллектив в Древнем Египте имел довольно сложную
организацию, в которую входили как те, кто
занимался чисто хозяйственными функциями, —
обеспечивал храм продуктами, следил за чистотой
и т.д., так и те, кто непосредственно выполнял
религиозные обряды. Каждый член коллектива имел
определённый титул, который определял круг его
обязанностей. Над всем жречеством храма стоял
верховный жрец, который мог назначаться только
фараоном, а его жена, как правило, являлась
верховной жрицей того же храма. В Древнем Египте
были мужчины-жрецы и женщины-жрицы; и те и другие
должны были носить определённую одежду, которая
не только свидетельствовала об их жреческом
сане, но и могла даже указывать на их титул,
особенно это было характерно для высших
жреческих должностей. До того, как поступить в
услужение богу, и жрецы и жрицы обучались в
специальных «школах» при храмах, где и получали
необходимые знания; интересен тот факт, что в
этих же школах обучались и дети фараонов.
Во многом благодаря верховному
жречеству в Египте распространялись или,
наоборот, опровергались те или иные догматы, на
основе которых затем формировались религиозные
представления древних египтян. Именно в
жреческой среде в своё время зародился тезис о
том, что фараон является сыном и ставленником
бога на земле. А позже в той же среде
сформировалась идеология, согласно которой не
фараон был ближе всего к богу, а верховный жрец,
поддерживавший его культ на земле и поэтому
имевший право занять царский трон. |