Народ этот в обращении чрезвычайно как
церемонен; встретясь на улице, хотя бы шли за
делом, тотчас снимают шапки, и в несколько
приемов кланяются друг другу, строжайше
соблюдая, чтобы отдать поклон за поклон, да и
снова поклонится, делая знак головой и рукою, что
для них безделица. Здесь разумеется о равных
между собою; потому что, если кто стоит выше
другого, всячески старается не прежде того снять
шапку: Имеют еще обыкновение при встрече, если
долгое время не виделись, целоваться:
Говоря здесь о послах, не могу промолчать, как
вообще дурно поступают с ними в этом крае;
подлинное варварство! Во-первых, должно знать,
что когда они прибудут в эту землю, несколько
дней задерживают их областные правители, пока не
дадут о том знать двору и не получат оттуда
разрешения. Потом, когда получится ответ, что
можно их представить, придаются для конвоя
разные бояре, которые везут их туда, не дозволяя
впрочем, им ни с кем разговаривать дорогою. По
прибытии в Москву отводится им особый дом, куда
приставляется стража, дабы никто из них, даже
последний их служитель, не мог оттуда выйти, и не
дозволяется им ничего покупать для их удобства,
кроме необходимого для жизни. К тому же не только
им самим не дозволяется выходить за покупками, но
даже запрещено, чтобы никто из тамошних жителей
не смел к ним приходить в дом, что-нибудь
продавать, разве только оскорблять их и делать им
всякие неприятности. И таким образом должны они,
пока не получат аудиенции, оставаться у себя
взаперти месяц или около того, смотря как
заблагорассудится государю:.
Барберини Р. "Путешествие в Московию Рафаэля
Барберини в 1565 г." (итальянский торговец).
Дома знатных и городских жителей малы и по
большей части крытые соломой. Все комнаты,
которые мы видели в целой Московии, печей не
имеют. Так как у них печи бывают только для
приготовления пищи и хлеба, то все наполняется
дымом; а как люди и скот находятся вместе, то все
очень грязно. Вместо окон они употребляют
льняной холст, пропитанный маслом для того, чтобы
туда проникало больше света, либо бычьи пузыри,
потому что стекла у них совсем нет. В областях
Псковской и Новгородской находится камень
[слюда], удобно раскалываемый, из которого
обыкновенно делают окна.
За столом они держаться самых простых обычаев,
и так как не употребляют никаких тарелок, то пищу
берут пальцами из чашек:
Рыгание у русских считается признаком
образованности; как у них за столом не бывает
ничего чаще, как брать с ними пищу, то я не нахожу
это большим удовольствием.
Принц (Принтц) Даниил "Начало и возвышение
Москвы" (австрийский посланник в Москве в 1576 и 1578
г).
Лики святых пишут они с исключительной
скромностью и строгостью, гнушаясь тех икон,
которые лишены славянской надписи, и тех, на
которых есть непристойное изображение
обнаженных частей тела. А ведь это может служить
известным упреком нашим живописцам:
Московиты с детства имеют обыкновение так
говорить и думать о своем государе, получив это
установление из рук предков, что чаще всего на
ваш вопрос отвечают так: "Один Бог и великий
государь это ведают", "Наш Великий государь сам
все знает":
Такое мнение о себе он поддерживает среди своих
с удивительной строгостью, так что решительно
хочет казаться чуть ли не первосвященником и
одновременно императором: Своей одеждой,
окружением и всем прочим он старается высказать
величие: Можно сказать, что все это заимствовано
от греческих патриархов и императоров:
По отношению к своему государю угождение и
почтение удивительны до такой степени: Когда же
при них хвалят обычаи и нравы какой-нибудь другой
страны или показывают что-нибудь новое, они
говорят: "Великий государь все это ведает и
имеет гораздо больше этого": Они заявляют, что
все является собственностью их государя, своим
домашним имуществом и детьми они владеют по
милости великого князя. Те же, кого здесь
называют князьями, находятся в совершенном
рабстве, большое число их князь содержит как при
себе, так и в войске. И только для того, чтобы
исполнить волю государя, они обычно выполняют
самые незначительные поручения.
Поссевино Антонио (иезуит, папский легат, глава
дипломатической миссии в Москве в 1581-82 гг.).
Из плодов здесь родятся яблоки, груши, сливы,
красные и черные:, дыни, похожие на тыкву, но
слаще и приятнее вкусом, огурцы, арбузы, малина,
земляника, брусника и много других ягод в каждом
лесу и огороде. Из злаков - пшеница, рожь, ячмень,
овес, греча, просо, которое почти одинакового
вкуса с рисом. Все эти злаки произрастают в
достаточном количестве, даже в избытке:
Флетчер Джайлс. "О государстве Русском" (в 1588-89
гг. английский посол в России).
Вопросы к документам.
- Охарактеризуйте культуру общения русского
народа в XVI в.
- Почему иностранцы считали московитов варварами
и дикарями?
- Как русские относились к иностранцам и
загранице?
- Охарактеризуйте русское жилище. Было ли оно
удобным?
- Назовите особенности русской живописи XVI в.
- Каким было отношение народа к государю? Можно ли
его назвать деспотом? Самодержцем? Ответ
обоснуйте.
- Мог ли русский человек XVI в. ослушаться царя?
Почему?
- Что в приведенных документах указывает на то,
что в конце царствования Ивана IV Грозного в
России окончательно сложилось централизованное
государство?
- Отличаются ли наименования огородных, садовых,
злаковых культур XVI в. от современных? О чем это
говорит?
- Именовали ли жителей других стран по названию
столицы, как в России - московиты? О какой роли
столицы - Москвы это говорит?
|