Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 06:12:28
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Культурно-бытовые преобразования Петра Великого
15.12.2010, 22:57:24

Цели урока:

— обобщить знания учащихся об изменениях культуры и быта русского общества при Петре I;
— проверить и оценить усвоение материала на предшествующих занятиях;
— привить некоторые навыки анализа реакций социума на реформы, проводимые правительством.

Оборудование урока:

— плакат с цитатами из книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»;
— предметы быта первой четверти XVIII в. (их изображения);
— игровые задания (на отдельных листах бумаги или на доске).

Время проведения занятия — два академических часа.

1. Вступительное слово учителя

Темой урока станет вопрос о культурно-бытовых преобразованиях Петра Великого, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в жизнь современную.

Нам придется решить: полезны или вредны были эти изменения, приемлема ли была форма их внедрения.

Наш урок пройдет в форме игры. Об этом стоит сказать отдельно.

Далее учитель объявляет условия игры:

1. Весь класс разбивается на команды — по три играющих в каждой.
2. Каждая команда по очереди получает задания.
3. Задания представляют собой вопросы-тесты.
4. Отвечают на вопросы все три члена команды: по одному игроку на вопрос.
5. Если играющий сразу дает правильный ответ, то он и его команда получают 5 баллов.
6. Если верного ответа нет, то на вопрос отвечает второй участник из данной команды. Справившись с заданием, он получает сам и приносит своей команде 4 очка.
7. В случае неудачи второго игрока вступает третий. За правильный ответ ему записывают 3 балла. Столько же прибавляется к счету команды.
8. На каждый ответ участинику игры дается десять секунд.
9. В конце игры подводятся итоги. Определяются лучшая команда и лучший участник.

2. Основная часть урока — игра

Задания для первой команды.

№ 1. Перед Вами бородовой знак. При Петре I он давался тому, кто:

а) имел некрасивый подбородок, который имел право скрывать;
б) уплатил деньги за право не бриться;
в) мог остаться при бороде в связи со своими религиозными убеждениями;
г) сбрил бороду, но отрастил новую,

№ 2. Тот, кто носил бороду и не имел бородового знака (не принадлежа при этом к сословиям, представителям которых ношение бороды не возбранялось):

а) получал 5 копеек на парикмахера;
б) был «бит кнутом нещадно»;
в) подлежал насильному отрезанию бороды;
г) подвергался церковному покаянию.

№ 3. Люди не хотели стричь бороду или бриться:

а) потому что без бороды нельзя будет отличить русского от иностранца;
б) так как без бороды в России зимой можно обморозить щеки и подбородок;
в) потому что не во что будет заплетать красивые разноцветные шелковые ленточки;
г) так как Бог предопределил мужчине иметь бороду и не дело менять Его предначертания.

Задания для второй команды.

№ 1. До Петра табак на Руси курили:

а) священники в специально отведенных для этого местах;
б) иностранцы;
в) больные по назначению врача;
г) члены царской семьи.

№ 2. Сам Петр научился курить:

а) будучи в гостях в Немецкой слободе;
б) у своего домашнего учителя Никиты Зотова;
в) у голландских моряков в Архангельске;
г) во время поездки с Великим посольством, в Голландии.

№ 3. Царь хотел приучить своих подданых к табаку:

а) чтобы получать высокие прибыли от своих табачных плантаций;
б) чтобы привлечь в страну иноземных купцов, торгующих табаком;
в) с целью уменьшить население страны, распространив легочные заболевания;
г) надеясь приблизить образ жизни русских к европейскому.

Задания для третьей команды.

№ 1. Новогоднюю елку до Петра Великого на Руси:

а) ставили в домах, но не наряжали;
б) не ставили вообще;
в) ставили в домах и наряжали на Пасху, причем елка соответственно именовалась пасхальной;
г) ставили во дворе и наряжали на Новый год.

№ 2. Новый год в допетровскую эпоху отсчитывался:

а) от первого сентября;
б) с первого марта;
в) чаще — от первого сентября, реже — от первого марта;
г) от праздника Рождества.

№ 3. При Петре был введен:

а) григорианский календарь вместо юлианского;
б) лунный календарь вместо солнечного;
в) юлианский календарь вместо церковного православного;
г) отрывной настенный вместо перекидного.

Задания для четвертой команды.

№ 1. В царствование Петра в России появились:

а) первые театральные представления;
б) театральные представления как массовые зрелища;
в) первые спектакли на русском языке;
г) театральные пьесы для членов царской семьи и бояр.

№ 2. Билеты в театр назывались при Петре Первом...

а) талонами;
б) ярлыками;
в) бирками;
г) купонами.

№ 3. Первая театральная пьеса, представленная в России, называлась:

а) «Сказка о царе Салтане»;
б) «Пещное действо»;
в) «Смерть Иоанна Грозного»;
г) «Житие Василия Блаженного».

Задания для пятой команды.

№ 1. Многие на Руси считали царя Петра антихристом, т.е. воплощением дьявола, так как он:

а) был необычайно высокого роста;
б) упразднил сан патриарха;
в) изменил жизненный уклад общества;
г) носил длинную одежду, скрывавшую хвост.

№ 2. Предтечей (предшественником) антихриста считали:

а) патриарха Никона, который изменил правила богослужения;
б) Лжедмитрия I, тайно принявшего католичество;
в) Ивана Грозного — за феноменальную жестокость;
г) царя Алексея Михайловича — как отца Петра.

№ 3. Непримиримыми противниками новшеств, вводимых Петром, были:

а) его близкие родственники, члены семьи;
б) Боярская дума (бояре, окольничие, думные дворяне);
в) православное духовенство, белое и черное (высшие иерархи, священники, монахи);
г) старообрядцы, не признававшие церковной реформы патриарха Никона.

Задания для шестой команды.

№ 1. При Петре I на собрания (ассамблеи) должны были являться:

а) мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет;
б) все приглашенные лица;
в) только лица дворянского происхождения;
г) имеющие чины согласно «Табели о рангах».

№ 2. На ассамблеях все мужчины были обязаны:

а) пить вино, курить, танцевать;
б) курить, пить, читать стихи;
в) пить вино, курить или нюхать табак, танцевать;
г) нюхать табак, танцевать, приводить жен и подруг.

№ 3. «Кубок Большого орла» на ассамблеях надо было:

а) вручить тому, кто больше всех выпьет;
б) преподнести самой красивой женщине;
в) выпить тому, кто нарушит установленный порядок;
г) поднимать только за здоровье императора.

Задания для седьмой команды.

№ 1. До эпохи Петра Великого газеты в России:

а) были только рукописными и назывались «Куранты»;
б) выписывались исключительно из других стран;
в) не существовали вовсе;
г) печатались церковнославянским шрифтом только для духовенства.

№ 2. Появившаяся при Петре газета называлась:

а) «Новости» и печаталась сначала в Англии;
б) «Ведомости», печаталась в России и продавалась всем желающим;
в) «Куранты», печаталась в России и распространялась по подписке;
г) «Правда воли монаршей» и печатала только распоряжения царя.

№ 3. С 1710 г. в повсеместное употребление вошел так называемый гражданский шрифт. При этом:

а) старый славянский шрифт был запрещен к употреблению;
б) каждый издатель мог выбирать между старым и новым шрифтом;
в) новым шрифтом печатали только правительственные указы;
г) прежний славянский шрифт использовался только при издании богослужебной литературы.

Задания для восьмой команды.

№ 1. Петр требовал ношения «немецкого платья». Так называлась одежда:

а) только привезенная из Германии;
б) сшитая на западноевропейский манер;
в) любая заграничная;
г) созданная по образцам из немецких журналов мод, на которые указал царь.

№ 2. При Петре I резко поднялся спрос на конский волос, который употреблялся:

а) для изготовления накладных бород, которые можно было носить дома и снимать на службе;
б) для украшения форменных шлемов гвардейской кавалерии;
в) для набивки накладных плечей мужских пиджаков, вошедших в моду;
г) для изготовления париков.

№ 3. Роброном назывался:

а) жесткий каркас женской юбки;
б) высокий парадный кивер Преображенского полка;
в) мужской мундир для тяжелой физической работы;
г) робкий юноша.

Задания для девятой команды.

№ 1. В царствование Петра I было учреждено высшее учебное заведение. Оно называлось:

а) Навигацкая школа;
б) Славяно-греко-латинская академия;
в) Московский императорский университет;
г) Морская академия.

№ 2. Академия наук была создана:

а) Василием Голицыным на базе Славяно-греко-латинской академии;
б) Петром I после Полтавского сражения;
в) в год после смерти Петра по утвержденному им «Положению»;
г) Екатериной II в память о Петре I.

№ 3. Кунсткамерой (слово происходит от немецкого Kunstискусство) назывался:

а) дом, где «каждый мастер искусство свое показать может»;
б) первый в России государственный музей;
в) Голландский домик Петра Великого;
г) особняк Академии художеств.

Задания для десятой команды.

№ 1. Автором первого русского учебника по точным наукам, который назывался «Арифметика», был:

а) сам Петр I;
б) Александр Данилович Меншиков;
в) Леонтий Филиппович Магницкий;
г) Франц Лефорт.

№ 2. Первый русский экономический трактат был написан Иваном Тихоновичем Посошковым. Он назывался:

а) «Книга о скудости и богатстве»;
б) «Домострой»;
в) «Капитал»;
г) «Книга кормчая».

№ 3. Политико-философское обоснование петровских реформ было дано в книге:

а) вице-канцлера Петра Павловича Шафирова «Рассуждение о причинах Свейской войны»;
б) Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей»;
в) французского философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера «История Петра Великого»;
г) русского ученого Василия Никитича Татищева «История российская с древнейших времен».

3. Заключительная часть.

Учитель предлагает представителям каждой команды назвать по одному мероприятию Петра I, которое было, по их мнению, необходимым.

Затем другие представители команд называют мероприятия необязательные и ненужные (вредные). Таким образом высказываются все учащиеся. Если их выступления не встречают обоснованных возражений, то команды премируются дополнительно — одним баллом.

Далее учитель подводит итоги игры, называя победителей в личном и командном зачетах.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: для учителя истории, дополнительный материал к уроку, это интересно, урок истории, занимательный урок, Самый умный, Почемучки, дидактический материал
Просмотров: 1271 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0