Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 18:24:32
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Семь чудес света: факты и легенды -2
27.01.2011, 21:28:05
Колосс Родосский

Первыми поселенцами на Родосе были выходцы с Крита и, вероятно, из других областей Греции. Около 1100 г. до н.э. эти племена были изгнаны дорийскими завоевателями, которые основали на острове три главных города: Линд, Камейр и Ялис. Эти три города быстро достигли процветания — благодаря успешной коммерческой активности.
В VI в. до н.э. Родос управлялся тиранами. Один из них, Клеобул, был причислен к так называемым семи мудрецам Греции — наряду с Фалесом Милетским, афинским законодателем Солоном и некоторыми другими (в разных списках фигурируют разные имена).
Главы трех городов решили основать новый город, назвать его просто Родос и сделать столицей острова. Это дело было поручено ученику и последователю знаменитого архитектора Гипподама из Милета, который слыл новатором и специалистом по планировке городов.
Архитектор нового Родоса избрал оригинальную систему расположения зданий. В отличие от ортогональной системы, при которой улицы пересекаются под прямым углом, улицы города были выстроены по спирали и образовывали веер вокруг порта. За несколько лет город превратился в один из самых крупных центров Восточного Средиземноморья. Деньги Родоса служили эталоном при всевозможных обменах в регионе.
Во время греко-персидских войн родосцы принимали то сторону персов, то греков. Островитяне помогли афинянам победить Спарту, а в 356 г. неожиданно решили поддержать царя Карии Мавзола и, став союзниками персов, внесли свой вклад в защиту Тира и Финикии. Следуя принципу поддержки сильного, родосцы приняли сторону Птолемея, одного из военачальников Александра Великого, в его соперничестве с другим диадoхом, Антигоном Одноглазым. После смерти Александра Птолемей Лаг основал династию Лагидов и стал царем Египта. Как ни странно, но именно это обстоятельство послужило поводом к созданию знаменитого Колосса.
На Родосе особо почитаемым божеством был Гелиос. Из двух тысяч статуй, украшавших город, не менее двухсот были воздвигнуты в честь этого солнечного божества. Сын Антигона Одноглазого, Деметрий, славился умением осаждать города. Отсюда происходит его прозвище Полиоркет — Завоеватель городов.
Этот военачальник, вознамерившись отомстить за отца, решил предпринять осаду Родоса. Заблокировав гавань с моря, он велел выстроить гигантскую башню из дерева и поставить ее на огромные катки. Согласно описанию Диодора и
Плутарха, высота башни составляла не менее 40 метров, площадь основания — 30 x 18 метров; верх имел несколько меньшие размеры. Облицованная металлическими пластинами, покрытая кожей быка и глиной для защиты от огня, эта диковинная военная машина беспрепятственно продвигалась в направлении крепостных стен города.
Родосцы по-настоящему забеспокоились. Но они оказались такими же хорошими инженерами, как и коммерсантами; выход из угрожающей ситуации был найден. Родосцы проделали отверстия в крепостной стене и направили в них потоки воды. Замечательная военная машина оказалась в искусственном болоте, выбраться из которого не могла. После года безрезультатной осады Деметрий Полиоркет оставил эту затею и вернулся в Грецию, бросив на месте осадную башню. Родосцы продали на торгах дерево, бронзу, железо и, выручив большую сумму, решили воздвигнуть колоссальную статую, посвященную Гелиосу. Это было в конце III в. до н.э.
Строительство было доверено Каресу из Линда, ученику знаменитого скульптора Лисиппа. Колосс был воздвигнут у входа в порт — на том самом месте, где в ХV в. госпитальеры построили форт Святого Николая. Колосс не был маяком: это был береговой ориентир, указывавший навигаторам вход в порт.
Высота статуи составляла 31,2 метра. Возможно, на этом гиганте была драпированная набедренная повязка, усиливавшая конструкцию; возможно также, что в левой руке Гелиос держал копье, служившее опорой. Некоторые современные исследователи представляют Колосс как статую-колонну с неясными человеческими очертаниями, с руками, опущенными вдоль тела. По другой версии, в правой руке у Гелиоса был светильник — как у современной статуи Свободы в Нью-Йорке.
Бронза, использовавшаяся для античных статуй, представляла собой сплав меди и олова. Поскольку бронза подвергается холодной ковке, скульптурные элементы можно было формовать из пластин на деревянном сердечнике. С середины VII в. до н.э. только небольшие бронзовые статуэтки выполнялись сплошь из металла; для больших статуй использовались листы разной толщины. В этом случае металл не ковали, а заливали в форму, заполненную воском, — между сердечником и оболочкой. Нагретый воск плавился и стекал по желобкам. После этого покрытие убиралось, а сердечник разрушался. Окончательная отделка сводилась к полировке.
Если нужно было сделать очень крупную статую, скульптор сооружал деревянный сердечник, на котором укреплял уже готовые профилированные листы. Именно так создавал Фидий статую Зевса.
Колосс Родосский имел каменный сердечник. Карес начал с возведения огромного цоколя из белого мрамора диаметром 17 метров. На цоколе он закрепил ступни будущей скульптуры и отлил с помощью глиняной формы ноги Колосса из бронзовых листов. Потом Карес заполнил полость, образованную листами, смесью раствора и камней. После этого он поднял глиняную форму на новый уровень, чтобы отлить очередной бронзовый элемент, — и так далее, ярус за ярусом.
Каждый ярус закреплялся прутьями из кованого железа, закладываемыми в каменную кладку; концы потом обрезались. Огромная башня из бронзы и камня строилась 9 лет и была закончена в 281 г.
В 227 или 225 г. до н.э. землетрясение потрясло Родос. Колосс не устоял и разрушился. Обломки завалили окрестности. Царь Египта Птолемей III (потомок Птолемея Лага) выделил большую сумму на восстановление статуи. Но родосцы, сославшись на неизвестного оракула, отказались от этого проекта.
Итак, Колосс простоял всего 50 с небольшим лет. Его остатки пролежали на площади почти девять столетий, вплоть до арабского завоевания.
В 653 г. н.э. мусульмане, овладев Родосом, решили извлечь выгоду из развалин Колосса. Они разобрали обломки, бронзу отправили в Сирию и продали.

Храм богини Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе (реконструкция)
Храм Артемиды в Эфесе
(реконструкция)
cc
Развалины Эфесского храма
Развалины
Эфесского храма
c
Храм Артемиды (одна из реконструкций)
Храм Артемиды
(одна из реконструкций)

Расположенный на ионическом побережье, в непосредственной близости от дороги, ведущей из Лидии, Эфес в VIII в. до н.э. превратился в крупный финансовый центр. Его богатство стало предметом зависти соседей. В 560 г. Эфес был завоеван Лидийским царим Крезом, а позже — Александром Македонским. Эти два владыки вложили немало средств в строительство Артемизиона — храма, посвященного богине Артемиде.
Земля на побережье Эгейского моря, где был построен храм, постепенно уходила в море; волны выкинули на берег много наносного грунта. От археологов потребовались значительные усилия, чтобы разобраться в следах бывших строений. Описаний, представленных в древних текстах, было явно недостаточно.
Из текстов Плиния Старшего возникает очень туманный образ храма, поскольку сведения о нем и о храме-предшественнике на том же месте перемешаны. Известно, что существовали два храма: первый был построен в VIII в., а второй — в первой половине VI в. до н.э.
Хотя храм Артемиды в Эфесе вызывал интерес историков и археологов со времен Ренессанса, первые раскопки были предприняты лишь в 1863 г.; найденные фрагменты были отправлены в Британский музей. В 1960-е гг. раскопки проводились Австрийским археологическим институтом под руководством Антона Баммера. Археологам удалось раскрыть храм VIII в. до н.э.
Здание представляло собой прямоугольник размерами 9,4 x 13,5 метра, окруженный колоннами, по восемь с каждой стороны. Главный фасад был ориентирован на запад: прием, типичный для Малой Азии. Внутри прямоугольника находился двор, а в центре двора — плита размерами 1,75 x 2,45 метра, служившая цоколем для культовой статуи или жертвенника.
Строительство второго храма было начато около 560 г. до н.э., на площадке размерами 60 x 103 метра. Центральный объем включал в себя вестибюль и зал с глухой задней стеной. Возможно, западный фасад имел портик; во дворе находилась часовня. Два ряда высоких и тонких колонн окружали здание.
Строительство стало возможным благодаря богатству царя Лидии Креза. Согласно Геродоту, большая часть колонн храма была дарована именно этим царем. Эти сведения подтверждаются археологами, которые обнаружили на отдельных фрагментах имя Креза.
Возведением храма возглавили Керсифрон со своим сыном и Феодор из Самоса. Феодор уложил под фундаментом древесный уголь и шерсть. Витрувий обращает внимание на механизмы, которые использовались для транспортировки крупных мраморных блоков. Карьер для добычи белого с голубоватым оттенком мрамора находился на расстоянии 12 километров от строительной площадки; доставлявшие камень повозки рисковали увязнуть в топком грунте.
Чтобы избежать этого, Керсифрон использовал большие деревянные колеса, которые закреплялись на торцах блоков; их подъем создавал новую проблему, которая также получила оригинальное решение.
В формах, стиле и декоре храма тоже было много нового. Хотя ионический ордер еще не был создан, но, по мнению Витрувия, в архитектуре храма уже присутствовали многие характерные для этого стиля черты. Плиний отмечает искусство, с которым обработаны мраморные элементы декора (каннелюры и барельефы на пьедесталах и тамбурах колонн). Мраморный резной бордюр украшал кровлю храма по всей длине (300 метров вдоль наружного фриза и около 125 метров вдоль фриза дворового фасада).
По утверждению Плиния, строительство заняло 120 лет. Храм был разрушен во время пожара, который устроил Герострат, желавший этим прославиться. Как рассказывает Страбон, это событие произошло в 356 г., в ночь, когда родился Александр Македонский.
Вскоре было начато строительство нового храма — по старому плану, но в более свободных формах. По свидетельству Страбона, работами руководил Кейрократ; возможно, это ошибочное свидетельство, и на самом деле архитектором был Дейнократ, строитель Александрии.
Позже в строительстве принимали участие Деметрий и Пайоний из Эфеса. Вся Малая Азия объединилась, чтобы финансировать этот проект. Женщины Эфеса продавали свои драгоценности; часть денег городские власти выручили за старые колонны. Александр Великий, посетив Эфес в 334 г., предложил оплатить все расходы, чтобы увидеть свое имя начертанным на храме. Но эфесяне дипломатично отклонили это предложение, заявив, что одному богу не к лицу прославлять другого.
Cтроительство нового храма относится к 350—250 г. до н.э. Основание храма имело площадь 72 x 125 метров, общая высота — 32 метра. Колонн стало 117 (по Плинию — 127). На главном фасаде было три ряда колонн, а на боковых — по два. Высота колонн — 18,4 метра, диаметр в основании — 1,72 метра.
На римских монетах представлен фасад храма с возвышающимся фронтоном, имеющим три проема — для облегчения веса, а также для того, чтобы переставлять статую богини. Двор оставался неизменным, пол сохранился на прежнем уровне. Бордюр кровли был украшен растительным орнаментом, а стволы колонн — мифологическими сценами.
Магия монумента заключалась также в богатстве даров, в необыкновенной атмосфере, окружавшей статую богини. Артемиду Эфесскую часто изображали на монетах; известно и немало римских копий.
Храм был разграблен готами в 263 г. нашей эры, затем был отреставрирован и функционировал вплоть до 394 г., когда по указу римского императора Феодосия I были закрыты все языческие храмы и запрещены жертвоприношения богам. В 401 г. Феодосий I приказал разрушить храм.
В V в. во дворе храма была возведена большая церковь. Для ее строительства использовали остатки языческого храма.

Гробница царя Мавзола в Галикарнасе
Ваза
Ваза

В V в. до н.э. Кария оказалась втянутой в войну, которую вела Персия против Греции. Царство Мавзола приняло сторону восточных варваров. Союз Карии с Персией, направленный против Афин, сложился ко времени правления царицы Артемизии I. Она сопровождала царя Ксеркса в его походе в Грецию и плечом к плечу с ним сражалась в битве при Саламине в 480 г. до н.э.
Вступивший на карийский трон около 377 г. до н.э. Мавзол, как и Артемизия I, предпочитал удобный союз с Персией ненадежной опоре на Грецию. Ловкий политик, Мавзол расширил свое царство. Он решил построить новую столицу — Галикарнас, а в ней гробницу, знаменитый Мавзолей.
Территория города представляла собой хорошо укрепленный участок на склоне горы. Улицы Галикарнаса были параллельны друг другу или пересекались под прямым углом. В нижней части города располагался порт, к которому примыкала большая площадь. Посредине склона находился Мавзолей, а выше, по оси дворца (от которого не осталось никакого следа) — храм, посвященный Марсу. Еще выше располагался другой храм, посвященный Венере и Меркурию.
Мавзолей, помещенный внутри прямоугольной террасы размерами 250 x 100 метров, окруженный деревьями, скульптурами и т.д., должен был доминировать над ансамблем порта и площадью для собраний.
Однако строительство, которое предпринял Мавзол для собственного прославления, не было завершено к моменту его смерти в 353 г. Во время завоевательных походов Александра Великого, в 333  г., город был разрушен, но Мавзолей остался невредимым. Попав позже в руки римлян (в 189 г.), Галикарнас утратил свое могущество.
В 395 г. н.э. город попал под власть византийцев, а затем турок. В 1402 г. крестоносцы овладели фортом, построенным на месте дворца Мавзола, и возвели одну из самых мощных христианских крепостей, замок Святого Петра. Для этого понадобилась материалы соседних античных монументов. По признанию архитектора, ему пришлось разбить эти монументы «на тысячу кусков», чтобы получить известь, или использовать мрамор повторно в качестве строительного материала.
Форт оставался в руках крестоносцев до его взятия Сулейманом Великим в 1523 г. Христиане перед осадой 1522 г. решили укрепить форт. Им не удалось закончить работы, но Мавзолей был разрушен.
Раскопки, начатые в XIX в., продолжились в 1966 г. Датской экспедиции удалось раскрыть участок Мавзолея и установить его размеры. Изучение всех найденных фрагментов, а также древних текстов позволило археологам предложить несколько гипотез для воссоздания образа Мавзолея.
Наши знания о том, как выглядел Мавзолей, базируются главным образом на описании Плиния Старшего, содержащемся в его «Естественной истории». Витрувий упоминает имя Пифия, автора Мавзолея, известного также по другим работам, среди которых храм Афины в Приене. Пифий был приверженцем строгих геометрических форм и находился под влиянием распространенного в то время пифагореизма.
Мавзолей, построенный Пифием и Сатиром, состоял из мощной прямоугольной нижней части (35,6 x 26,8 метра), над которой возвышалась напоминающая храм галерея с ионическими колоннами (по 11 с длинной стороны и по 9 с короткой). Над колоннадой находилась мраморная пирамида из 24 ступеней, увенчанная квадригой с гигантскими фигурами царя и царицы. Прямоугольный склеп был расположен под нижней целлой; его площадь составляла 6,8 x 4,2 метра, высота — 3,8 метра. Доступ к склепу был замурован. Общая высота Мавзолея до верхушки квадриги равнялась 42,7 метра.
Мавзолей в Галикарнасе служит ярким примером проникновения греческой культуры и архитектуры на Восток (сочетание греческого периптера с пирамидой). Скульптурное оформление Мавзолея (рельефы, мраморные статуи между колоннами), выполненное знаменитыми мастерами Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем, относится к лучшим образцам греческого искусства середины IV в. до н.э.
Сохранилось очень мало элементов скульптурного декора. Их красота, тем не менее, позволяет судить об утонченности вкуса создателей. Мраморные изображения Артемизии и Мавзола, которые хранятся в Британском музее, могут служить подтверждением этого.
Лепные фризы украшали не только фасады, но и подиум. На одном из них, высотой около трех метров, были изображены события из жизни Мавзола.

Александрийский маяк

Александрийский маяк: сохранившиеся (перестроенные) сооружения

Александрийский маяк (реконструкция)

Александрийский маяк:
сохранившиеся (перестроенные)
сооружения
Александрийский маяк
(реконструкция)

Знаменитый маяк был построен в Александрии около 290 г. до н.э. Сооружение было видно с расстояния 50—60 километров. Местом для строительства был выбран Фарос; название этого острова стало нарицательным для маяков вообще.
Начиная с IV в. н.э. маяк многократно подвергался сейсмическим воздействиям, но был окончательно разрушен лишь в ХIV в.
Многие античные авторы, среди которых Страбон, Плиний Старший, Флавий, с восторгом отзывались об Александрийском маяке, но не дали его подробного описания. Рассказы арабских хронистов позволяют более точно представить себе архитектурный облик сооружения.
Высота этого монумента оценивается разными источниками по-разному: по одним источникам, она составляла 120 метров, а по другим — 170 метров (включая статую наверху). Благодаря своей известности маяк неоднократно изображался на протяжении всей древней эпохи. Многочисленные монеты, жетоны, мозаика, графити помогают уточнить наши представления о маяке.
Согласно одной из версий, предложенной в 1909 г. германским археологом Германом Тиршем, маяк имел три этажа: в основании была квадратная башня высотой 30 метров, выше располагалась восьмигранная 55-метровая башня, а над ней — круглая башня меньшей высоты. На вершине была установлена колоссальная статуя.
Огонь на маяке поддерживался с помощью большой топки, находившейся на вершине. Туда приходилось доставлять дрова или нефть, причем в огромном количестве. Устройство фонаря установить не удалось; неизвестно, использовались ли зеркала или линзы. Маяк подвергался разрушениям во время землетрясений, но его восстанавливали. Арабы построили на вершине мечеть.
В 1326 г. путешественник Ибн Баттута поднялся на квадратную (нижнюю) башню; в 1349 г. ему это уже не удалось. На месте маяка в 1477 г. был построен форт.
О существовании под водой обломков развалившегося маяка было известно давно, но поскольку рейд Александрии служил военной базой, погружение долго было запрещено по соображениям безопасности. В 1961 г. Кемаль Абу эль-Садат обнаружил в воде крупные блоки; по его инициативе городские власти подняли колоссальную статую богини Изиды. В 1968 г. египетское правительство запросило экспертизу ЮНЕСКО. Приглашенный английский археолог госпожа Форст в 1975 г. опубликовала отчет, включающий в себя список обнаруженных находок. Так подтвердилась археологическая ценность этого участка.
Для защиты форта от штормов египетское правительство построило волнорез; в результате множество объектов были утрачены. Общественное мнение всколыхнулось, и исследования возобновились, но трудность по-прежнему заключалась в военной значимости зоны.
В 1994 г. по просьбе Департамента египетских древностей Центр исследований Александрии, финансируемый Французским институтом восточной археологии, предпринял серию изыскательных работ. Подтвердилось, что на глубине 6—8 метров хранятся сотни обломков маяка, покрывающие площадь более двух гектаров.
Изыскания продолжились в 1995 г. В течение шести месяцев около тридцати французских и египетских ныряльщиков осуществляли ежедневные погружения, если состояние моря этому не препятствовало. В бригаде работали археологи, египтологи, топографы, архитекторы, фотографы, художники и реставраторы.
Была составлена топографическая карта, к которой прилагались графические, фотографические и иные материалы. Благодаря подводным изысканиям были обнаружены объекты гораздо более древние, чем маяк. Из воды были подняты сотни колонн диаметром от 60 сантиметров до 2,4 метра, базы, капители, принадлежащие разным эпохам и выполненные из асуанского гранита, мрамора или местного известняка. Некоторые объекты относились к эпохе фараонов; встречались и такие, на которых можно было прочесть имя Рамзеса II.
Среди находок привлекли к себе внимание элементы городского декора: в первую очереди так называемые иглы Клеопатры — знаменитые обелиски, привезенные в Александрию по приказу императора Августа в 13 г. до н.э для Цезареона — храма, начатого Клеопатрой и превратившегося при принципате в средство прославления императора и его предков.
Эти обелиски продолжали путешествовать и в современную эпоху. Одна из игл была установлена в 1877 г. на берегах Темзы, а другая — в 1879 г. в Нью-Йорке, перед музеем Метрополитен. Многие поднятые из воды статуи и архитектурные фрагменты были отреставрированы и выставлялись в разных музеях под открытым небом.

Автор использовал — наряду с другими источниками —
ряд публикаций во французском журнале «История»
(Historia. 1997. June. № 606).

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець | Теги: для учителя истории, дополнительный материал к уроку, это интересно, занимательный урок, урок истории, Самый умный, дидактический материал, Почемучки
Просмотров: 1118 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0