Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 18:08:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Семь чудес света: факты и легенды
27.01.2011, 21:36:43
Канонический перечень семи чудес света, традиционно приписываемый Филону, не является единственным. Существует множество подобных списков, составленных разными авторами, каждый из которых руководствовался собственными соображениями.

В некоторых случаях к каноническому списку прибавлялись Ноев Ковчег или Колизей в Риме — по усмотрению составителей.
В то же время маяк в Александрии обычно в списках не упоминают.
Чтобы понять, как древние считали свои чудеса, обратимся к истокам.

Список семи чудес света и его авторы
Гробница Мавзола в Галикарнасе
Гробница Мавзола в Галикарнасе

Автором древнего трактата, полностью посвященного семи чудесам, считается некий Филон. Это имя носят по меньшей мере двадцать античных авторов; известно, однако, что в данном случае речь идет о Филоне Византийском, который жил во II в. до н.э. и которого называли также Mechanikos. Автор дает описание семи памятников, но на пятом трактат обрывается из-за повреждений манускрипта. Впрочем, все памятники перечислены во введении, никакой неопределенности не существует.
Вот эти памятники по порядку их представления в трактате:
— Висячие сады Вавилона;
— египетские пирамиды;
— статуя Зевса в Олимпии;
— Колосс в Родосе;
— Вавилонские стены;
— храм Артемиды в Эфесе;
— Мавзолей в Галикарнасе.
В трактате не дается полноценного описания исчезнувших чудес. В главе, посвященной Колоссу, приводятся вес использованных материалов, описываются технологические процессы, подробности возведения статуи — но всё это не позволяет воссоздать композицию монумента и его атрибуты.
О Висячих садах мы узнаем, что это орошаемые террасы, но каких они были размеров? Террасы засажены деревьями и цветами разнообразных видов — но каких именно? А характеристика статуи Зевса сводится к восхвалению скульптора Фидия.
Невозможно получить достоверные данные о памятниках по списку Филона; если бы они не были дополнительно описаны другими древними авторами, мы с трудом могли бы представить себе облик этих сооружений. Иногда в описании Филона присутствует совершенно ложная информация; так обстоит дело со сверкающими камнями, которыми будто были облицованы пирамиды (это единственное утверждение, которое можно проверить и которое дает повод усомниться в остальной части рассказа).
Из первых же строк трактата следует, что тот, кто описывал эти чудеса, их никогда не видел: «Весь мир знает о славе семи чудес света, но мало кто их видел собственными глазами». Развивая эту мысль, Филон повествует о трудностях путешествия, которое надо предпринять для такого знакомства: «И тому, кто блуждая по свету, потратив годы, истощенный утомительным путешествием, увидит наконец осуществленной свою мечту, придется расстаться с жизнью».
Конечно, Филон преувеличивает, и такое путешествие было вполне возможно. Очень маловероятно, что он его совершил, так как, будь это так, автор текста напрямик об этом и сказал бы. Именно поэтому зародилось сомнение в подлинности (по крайней мере, в давности) этого произведения, обнаруженного довольно поздно: его первое издание датируется 1640 г.
Обращает на себя внимание тот факт, что в манускрипте Х в., где текст Филона занимает всего шесть страниц, фигурируют также чудеса, известные из других античных источников. Филологи утверждают, что этот небольшой труд, являющийся простой компиляцией, не может принадлежать Филону Византийскому. Анализ стиля и языка выявляет позднего ритора (самое раннее — IV в. н.э., более вероятно — V или VI в.). Во вступлении автор обращается к публике, называя ее «слушателем»; вероятно, текст был предназначен для публичного чтения — для своего рода конференции, которые созывали в древности софисты и риторы.
Как уже говорилось, помимо Филона знаменитые памятники были описаны и другими греческими и римскими авторами, такими как Диодор Сицилийский, Павсаний, Витрувий, Плиний Старший. Первое довольно точное свидетельство принадлежит жившему в V в. до н.э. Геродоту, который описал египетские пирамиды и монументальные сооружения Вавилона. Греческий историк охотно восхваляет эти сооружения, но ни разу не использует термин чудо, из чего следует, что в эпоху Геродота такая концепция еще не родилась. Отметим, что Колосс, который фигурирует в каноническом списке, во времена Геродота еще не был возведен — его строительство началось лишь в 290 г. до н.э.
Все упоминаемые в списке Филона памятники описаны греческим поэтом Антипатром из Сидона, который умер в I в. до н.э.: «Могучая стена Вавилона, по которой могут катиться колесницы, и Зевс на берегу Алфея, я их лицезрел; так же, как и висячие сады, и Колосс Гелиоса, и громаду высоких пирамид, и гигантскую могилу Мавзола; но, когда я увидел Храм Артемиды, который возвышается до облаков, все другие чудеса померкли».
Из свидетельства поэта можно заключить, что в ту эпоху список чудес составлял часть научного достояния.
Крупным интеллектуальным центром греческого мира III и II вв. до н.э. была, безусловно, Александрия — со своим Мусеем, где жили и работали ученые, писатели, философы. При Мусее была самая большая в древности Библиотека, поджог которой ошибочно приписывают Цезарю. В Мусее ученые, грамматики, поэты составляли опись знаний, собирали манускрипты и организовывали издание великих текстов прошлого. Эта работа сопровождалась созданием каталогов, списков авторов и их произведений.
Интересно, что основанием для включения в перечень чудес света были не столько эстетических характеристики сооружений, сколько их необычность (которая, возможно, воспринималась как следствие нерукотворности). Все упоминаемые в перечнях памятники поражают гигантскими размерами, оригинальностью, объемом использованных для их создания материалов — или вызовом, который они бросают природе.
Существует искушение предположить, что идея списка родилась в среде эрудитов, сплотившихся вокруг Библиотеки Александрии. Авторство перечня чудес иногда приписывается ветерану Мусея — знаменитому александрийскому поэту и грамматику Каллимаху (на основании дошедшего до нас названия одного из его произведений: «Коллекция, или Список чудес всей земли, классифицированных по местоположению»). Но за этим предположением сразу следует возражение: как объяснить, что список, составленный в столице Египта, отдает предпочтение эллинскому миру — Родос, Галикарнас, Эфес — и почему доминирует Вавилон, в котором сосредоточены два чуда?
Если к этому добавить, что выбор цифры семь свидетельствует о математических умозрениях, зародившихся в Вавилоне, то на передний план выступает другая гипотеза.
Известно, как восхищался Александр Великий Вавилоном. Монарх намеревался сделать этот город своей столицей; можно допустить, что именно образованные люди из окружения завоевателя, постоянно сопровождавшие суверена, разработали первый перечень чудес.
Возможно, перечень чудес — с упоминанием двух вавилонских — появился уже после раздела империи Александра в Александрии. Кажется правдоподобным, что субъективный выбор монарха и его приближенных стал основой укоренившихся в массовом сознании вкусов именно благодаря авторитету завоевателя тогдашней Ойкумены — и благодаря славе основанного в Египте города, интеллектуальной столицы эллинистического мира.
Но из догмы почти всегда рождается ересь — поэтому и первичный список чудес не замедлил породить множество вариантов. Существует четырнадцать различных списков, которые трудно датировать и связать с какими-то конкретными авторами.
Интересно отметить, что некоторые памятники стабильно присутствуют во всех списках (Мавзолей в Галикарнасе и Колосс в Родосе); другие — пирамиды, статуя Зевса, храм Артемиды — исключаются редко. Вероятно, мотивация включения или исключения того или иного сооружения в перечень чаще всего носила идеологический характер или была связана с этнокультурными предпочтениями. Так, римские авторы были склонны числить среди чудесных сооружений воздвигнутые в новой столице мира (в первую очередь Колизей), а христианские — за недостатком впечатляющих архитектурных решений (эпоха строительства соборов еще предстояла) — упоминали Ноев Ковчег.
Иногда перечень просто пополнялся, а сакральный смыл числа семь уже не давал авторам новых вариантов. В некоторых случаях список чудес содержал до тридцати позиций.
Очень показательным можно считать случай с маяком в Александрии. Он впервые упоминается в списке Григория Турского (VI в.), но именно этот памятник с самого начала вызывал всеобщее восхищение и удостоился наибольшего числа посетителей.
Стоит отметить, что и люди нового и новейшего времени, не менее обитателей античного мира расположенные фиксировать рекорды (в книге Гиннеса или иным способом), продолжают пополнять перечень чудес. Американский континент, первоначально не представленный в списке шедевров, попытался туда попасть; патриоты Нового Света окрестили Empire State Building восьмым чудом света. А регистрация самых достойных памятников человеческой культуры под эгидой ЮНЕСКО показывает, что список продолжает расти и традиция не прерывается.
Вернемся, однако, к временам древним и воспроизведем два варианта списков, предложенных тогдашними ценителями прекрасного.

Канонический список

(список Антипатра, Филона,
Григория Вавилонского)
1. Висячие сады Вавилона.
2. Египетские пирамиды.
3. Статуя Зевса в Олимпии.
4. Колосс в Родосе.
5. Вавилонские стены.
6. Храм Артемиды в Эфесе.
7. Мавзолей в Галикарнасе.

 

Список Григория Typского

1. Ноев Ковчег.
2. Вавилон.
3. Храм Соломона.
4. Мавзолей в Галикарнасе.
5. Колосс Родоса.
6. Храм в Гераклее.
7. Маяк в Александрии.
Висячие сады Семирамиды
Ворота Иштар в Вавилоне
Ворота Иштар в Вавилоне

Легенда о Семирамиде, «самой знаменитой из всех известных женщин», дошла до нас благодаря греческому историку Диодору Сицилийскому, жившему в I в. до н.э.
Царица якобы родилась в Палестине — плод преступной любви богини Деркато и смертного, «который собирался принести ей жертвоприношение». Охваченная стыдом, Деркато убила своего любовника, а ребенка бросила «в пустынной и каменистой местности». Дальше в эту историю вмешивается Провидение: ребенка подобрал и вырастил пастух.
Шли годы, девочка росла, хорошела и в конце концов «превзошла красотой всех своих подруг». Замеченная и взятая в жены наместником Ассирии, она появилась при дворе царя Нина, основателя ассирийской столицы Ниневии. Покоренный чарами Семирамиды, царь заставил своего сатрапа уступить ему жену. Нин умирает, и начинается долгое правление царицы Семирамиды — длиной в 42 года.
Семирамида пожелала похоронить своего мужа во Дворце царей и возвести над его могилой гигантскую террасу. После этого, стремясь превзойти покойного супруга, она решила построить город, достойный ее величия. Для строительства Вавилона Семирамида привлекает архитекторов и два миллиона рабочих.
Закончив строительство, царица отправляется завоевывать мир. Побывав в Египте, Ливии, Эфиопии, она добралась даже до Индии. Потом монархиня вернулась в Вавилон и, поверив египетскому оракулу, предсказавшему ей скорую кончину, уступила трон сыну и таинственно исчезла. По версии Диодора, «она превратилась в голубя и улетела с другими голубями, поселившимися на крыше ее дома».
Трудно отделить биографию этой женщины от легенд. Это объясняется тем, что историки опирались в основном на мидийские источники, а мидяне, в свою очередь, познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III, женатого на вавилонской царевне Саммурамат. Археологи и историки полагали, что нашли следы Семирамиды в Ассирии, где регентша Саммурамат правила около 830 г. до н.э. Однако ничто — кроме созвучия имен — не подтверждает версию, в соответствии с которой загадочная Саммурамат и есть знаменитая Семирамида.
Уже в древности некоторые историки сомневались в рассказах о завоеваниях Семирамиды. Так, вавилонский жрец Бероз, который в III в. до н.э. написал историю Вавилона по-гречески, крупнейший географ эллинского мира Страбон, живший между 60  г. до н.э. и 20 г. н.э., и древнееврейский историк I в. н.э. Флавий приписывали строительство Вавилонской стены и Висячих садов — Навуходоносору II, который правил с 605 по 562 г. до н.э.
В 606 г. до н.э. Ниневия была разрушена до основания. На развалинах ассирийской монархии возникло Нововавилонское царство. Его основатель и разрушитель Ассирии Набопалассар был отважным воином и дальновидным политиком. Чувствуя приближение старости, он привлек к управлению своего старшего сына, Навуходоносора.
Царствование этого великого суверена было отмечено строительством множества монументов: Вавилон стал огромной строительной площадкой. Город приобрел при Навуходоносоре тот блеск, о котором восторженно рассказывает Геродот.
Геродота поразили «огромные размеры Вавилона, которому была придана форма квадрата. Город, разделенный посередине глубоким течением Евфрата, был обнесен двумя концентрическими стенами со множеством бойниц и сотней бронзовых ворот. Внешняя стена имела 70 метров в высоту и почти 15 метров в ширину, тек что на ней могли свободно разъехаться колесницы, запряженные четверкой лошадей. Внутри этого пространства помещались дома жителей и так называемый Царский город (около 12 километров в окружности), где высился царский дворец. Навуходоносор не скупился на материалы: золото, серебро, драгоценные камни, ценные горные породы, сокровища моря ... всё для Дворца».
Навуходоносор, женатый на мидийской княжне и знавший, как она тоскует по своим родным горам среди вавилонских равнин, решил создать искусственные горы, покрытые богатой растительностью. Были воздвигнуты грандиозные арки, а на них раскинуты сады, среди которых на разных высотах помещались прохладные комнаты. Мощные каменные террасы были устроены таким образом, что создавалось впечатление перспективы гористой местности. Слой земли на террасах был достаточен для корней крупных деревьев, среди которых обращали на себя внимание специально привезенные из Ливана лучшие породы кедров.
Снизу нельзя было увидеть, что происходит наверху. Чтобы иллюзия висячих садов была полной, акведуки распределяли на террасах воду, доставляемую из Евфрата посредством специальных гидравлических машин.
Раскопки, которые проводились в XX столетии, в первую очередь германской экспедицией, возглавляемой Робертом Кольдвеем, позволяют достаточно точно представить себе Вавилон VI в. до н.э. Это был грандиозный и планомерно построенный город с населением не менее 200 тысяч жителей. Длина стен Вавилона составляла 18 километров; длина внутренних стен (включая стены Нового города на правом берегу реки) равнялась 8150 метрам.
Хотя данные археологов оказались значительно ниже тех цифр, которые называл Геродот в своем описании, результаты раскопок впечатляют. План города имел форму скошенного прямоугольника, ориентированного по странам света, с небольшим отклонением. Город был окружен тройной (а не двойной, как сказано у Геродота) стеной и рвом. Евфрат разделял его на две половины; восточная была старой, в ней находился Внутренний город с храмом и зиккуратом. К северу были расположены дворцы Навуходоносора, самым грандиозным из которых считался южный.
Вавилон имел девять ворот. Улицы, по предположениям, носили имена тех богов, которым были посвящены ворота. Внутрь города шла крупнейшая улица Вавилона — Дорога процессий, пересекавшая улицу Мардука, которая вела с юго-востока по направлению к главному храму города. Обширная площадь, занятая главным храмом и зиккуратом, открывалась на улицу Мардука грандиозными двойными воротами. Огромный зиккурат господствовал над всем внутренним городом.
В ходе раскопок была найдена только огромная яма от фундамента этой «вавилонской башни». Реконструкция Роберта Кольдвея дает изображение зиккурата, поднимающегося огромным массивом ввысь, что расходится с традиционным представлением о нем как о ступенчатой пирамиде. Высота вавилонского зиккурата, согласно Кольдвею, составляет 90 метров. Основанием служит квадрат со стороной 91,5 метра. Верхний ярус (храм) имел два металлических рога — символы солнечного божества.
Главный дворец Навуходоносора находился в старой части города. Он стоял на огромной кирпичной террасе, высотой до 80 метров. Дворец разделялся на две части, восточную и западную, и в плане представлял собой трапецию не вполне правильного очертания. Вход был с востока, на одной из коротких сторон. Пять дворов, расположенных по одной оси, следовали один за другим. Первая часть, восточная, была отведена гарнизону дворца, страже. В северном углу трапеции, по-видимому, и помещались знаменитые Висячие сады.
Западная часть дворца была предназначена для придворных и служащих. Дворцовым центром была третья, средняя часть, с огромным квадратным двором, посередине которого находился колодец. Вытянутый в поперечном направлении тронный зал длиной около 60 метров протяжения был окружен стенами толщиной приблизительно 7 метров.
Вавилон попал в руки Александра Македонского в 331 г. до н.э., но завоеватель не успел превратить город в новую столицу империи. Вавилон был полностью опустошен в I в. н.э.

Тайна строительства пирамиды Хеопса
все ещё не pacкрыта
Статуя Зевса Олимпийского
Статуя
Зевса Олимпийского

Из чудес древнего мира только пирамида Хеопса, построенная в первой четверти третьего тысячелетия до нашей эры, пережив столетия, сохранилась до наших дней. Египтяне не оставили какого-либо трактата о строительстве пирамид.
Геродот был первым, кто рассказал о своем путешествии на землю фараонов. Греческий историк попал в Египет в V в. до н.э., в эпоху, когда от былого величия сохранился лишь отблеск. Чтобы понять этот новый для него мир, Геродот расспрашивает всех встречных, а также обращается к местным гидам. Размеры пирамиды Хеопса сразили Геродота, родившегося на земле, где сооружали храмы иных масштабов.
Геродот повествует об участии в строительстве пирамиды десятков тысяч людей, сменявших друг друга каждые три месяца. Во время сезона наводнений, когда землю заливала вода и крестьяне не могли на ней работать, рабочие были заняты заготовкой камней.
Продолжительность строительных работ явно преувеличена Геродотом: по его данным, понадобилось 30 лет, чтобы построить пирамиду и ведущую к ней дорогу. Однако Хеопс царствовал не более 20 лет, а не 50, как утверждает историк. Он описывает царя как тирана, обрекшего людей на голод, и без колебаний отправившего свою дочь в Дом разврата, чтобы финансировать столь амбициозный проект.
На протяжении веков отношение путешественников, исследователей и завоевателей к египетским пирамидам зависело от сиюминутных интересов. Калифы искали там клады, западные авантюристы средневековья и эпохи Возрождения надеялись кто на наживу, кто на то, чтобы обнаружить свидетельства событий времен Иосифа и Моисея. Потом появились любопытные умы, которые занялись «научным» изучением могил. С тех пор как египетология сделала свои первые шаги, пирамиды стали объектом активных исследований.
Первые царские погребения представляли собой простые мастаба (на современном арабском языке — скамья). Это были прямоугольные кирпичные сооружения с широким основанием, с наклонными стенами (около 75°) и с плоской крышей. Первая каменная гробница появилась при третьей династии, она была построена фараоном Джосером и имела форму мастаба огромных размеров. Был сделан радикально новый шаг — переход к вертикальному решению архитектурной проблемы. Мастаба осталась формой наземной части могилы знатного лица, для царя же стали строить ступенчатую пирамиду. Видимо, ступени должны были облегчить восхождение усопшего суверена к немеркнущим звездам. Ступенчатая пирамида постепенно заменилась классической — гладкой пирамидой с квадратным основанием.
О грандиозных размерах строительства в эпоху четвертой династии можно судить по пирамидам Хеопса, его сына Хефрена и Микерина. Расположенные на границе Ливийской пустыни, пирамиды колоссальностью размеров и геометрической простотой своей формы производят сильное впечатление и в наше время. Гигантскими треугольниками, то светлыми, то темными, в зависимости от освещения, вырисовываются они на фоне пустыни. Современные размеры пирамид несколько меньше тех, которые они имели 4—
5 тысяч лет тому назад. Сооружения утратили свою облицовку и верхнюю часть (то и другое сохранилось частично у пирамиды Хефрена).
Пирамида Хеопса, первоначально возвышавшаяся на 146,59 метров, сейчас укоротилась до 137 метров. Длина стороны квадрата основания пирамиды равняется 230,35 метров. Вес этого гиганта составляет 5 200 000 тонн, объем — 2 600 000 кубических метров.
Известно, что Бонапарт вычислил, что с помощью этих камней можно окружить Францию стеной высотой 3 метра и толщиной 0,3 метра. Пирамида сына царя Хеопса, Хефрена, вполне сопоставима с более ранним сооружением по размерам. Микерин выстроил себе более скромную гробницу.
Из поколения в поколение руководители работ передавали друг другу секреты мастерства, в том числе связанные с техникой передвижения колоссальных монолитов. Ни Геродоту, ни более поздним ученым не удалось проникнуть в тайну транспортировки и подъема блоков. При этом греческий историк довольно точно указывает, что блоки добывались на противоположном берегу реки.
Все пирамиды четвертой династии имеют у своего подножья с восточной стороны заупокойный храм с вынесенным далеко вперед входным залом. Статуи Хефрена были установлены именно в таком помещении. Одна из этих скульптур, хранящаяся сейчас в Каире, имеет высоту более 1,5 метра.
Редко бывает, чтобы цивилизация оказалась в такой степени сформированной природной средой, как цивилизация египтян. Их земля протянулась вдоль берегов Нила, который течет по оси север—юг, в то время как солнце, как известно, упорно движется по небу с востока на запад. Естественным образом у египтян возникали представения о мире как о плоскости квадратной формы. Стороны квадрата обращены к четырем сторонам света, а по углам располагаются четыре контрофорса, поддерживающие небесный свод. Солнце в зените излучает пучок лучей, который образует световой треугольник, заливающий землю. Так возникает пирамидальная форма — как символ пространства, в котором солнце совершает свой путь.
В египетском менталитете речь идет о чувственном мире, управляемом его создателем, Солнцем. Таким образом, пирамида символизирует космос, световую призму, которая изгоняет мрак хаоса.
К силе, излучаемой дневным светилом, присоединяется другое могущество. Покойников всегда доверяли земле, откуда произрастает зерно. Отсюда второе назначение пирамиды — она является искусственной горой, которая запирает в себе суверена на его пути к свету. Пирамида, прорастая из глубин египетского религиозного сознания, символизирует два элемента, необходимых для развития жизни, — землю и свет.
В наши дни на плато Гизы каждый вечер включаются прожекторы и динамики; многократно повторяется арабская пословица: «Мир страшится времени, а время страшится пирамид». Не в этом ли последний секрет пирамиды Хеопса?

Статуя Зевса
Колосс Родосский: таким он никогда не был
Колосс Родосский:
таким он никогда не был

В сердце Элиды, в долине, прислонившейся к холму, покрытому соснами и кустарником, наполняющими воздух ароматом смолы, вблизи города Писы, раскинулась Олимпия. Жившие здесь с конца II тысячелетия до н.э. греки обожествляли Зевса и его жену Геру. Позже эллины собирались каждые четыре года в Олимпии, объединенные благоговением перед богами и любовью к спорту.
Вначале Зевс считался богом атмосферных явлений: он освещал небо, покрывал его облаками, вызывал дождь и снег, порождал гром. Затем греки создали богу генеалогию. Зевса стали считать сыном Реи и Крона, бога-детоубийцы, который пожирал своих детей, опасаясь, что они восстанут против него и обрекут на ту же участь, на которую он обрек своего отца, Урана. Уже пятерых детей проглотил Крон, и Рея не хотела потерять своего последнего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, она удалилась на остров Крит и там, в глубокой пещере, у нее родился сын Зевс. Она скрыла своего сына от жестокого отца, а Крону дала проглотить длинный камень, завернутый в пеленки.
Вырос и возмужал могучий Зевс. Он восстал против отца и заставил его вернуть на свет поглощенных им детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба. Зевс и его приверженцы победили...
Упоминание о скульптуре Зевса появилось впервые в III в. до н.э. Александрийский поэт и грамматик Каллимах сочинил поэму из 62 стихов «Зевс эллинов, творение Фидия», в которой описал статую, особо подчеркивая ее поражающие размеры. Многие, однако, отмечали, что статуя Зевса значительно меньше, чем кажется. Тем не менее скульптура Фидия производила впечатление на современников и потомков.
По признанию римского военачальника Эмилия Павла, он пережил религиозное потрясение в 167 г до н.э., когда увидел статую Зевса. Последователь Платона Дион (убитый в 353 г. до н.э.) сказал о Фидии, что скульптор умел «объяснять божественные вещи неопытной толпе зрителей».
Фидий родился около 490 г. до н.э. Ребенком он учился у мастера Аргоса. Его первые творения открыли скульптору дорогу к славе; в 447 г. Перикл привлек его к работе в Акрополе, где возводился Парфенон.
Враги Перикла не решались выступить против него открыто и стали преследовать его друзей. В 433 г. Фидия обвинили в присвоении части золота, отпущенного на сооружение статуи Девы Афины для храма Парфенона. Однако эту клевету удалось опровергнуть. По совету Перикла Фидий выполнил одежду статуи таким образом, что ее можно было легко снять и взвесить. Проверка подтвердила честность великого скульптора.

Колосс Родосский: одна из реконструкций
Колосс Родосский:
одна из реконструкций

Но завистники не успокоились. Теперь они обвинили Фидия в святотатстве: на щите Афины он изобразил своего покровителя Перикла и самого себя в виде лысого старика, поднявшего камень над головой. В результате скульптор покинул Афины и отправился в Олимпию. В 437 г., спустя 20 лет после окончания строительства большого храма, посвященного Зевсу, эллины обратились к Фидию с просьбой создать для них божественное изображение Громовержца.
Греческий писатель Павсаний, живший во II в. н.э., оставил подробное описание статуи. «Бог сидит на троне из золота и слоновой кости. У него на голове золотая корона, выполненная в виде оливковых ветвей. В правой руке он держит Победу, тоже из золота и слоновой кости; голова Победы стянута повязкой и увенчана короной. В его левой руке находится скипетр, украшенный цветами, сделанными из различных металлов; птица, сидящая на скипетре — орел. Мантия Зевса инкрустирована изображениями животных и цветами лилии. Трон инкрустирован золотом и драгоценными камнями, черным деревом и слоновой костью».
Статуя представляла собой деревянный каркас, на котором были закреплены элементы из слоновой кости — для формирования лица, торса, рук, ног, а также золотые пластины — для изображения волос, бороды, сандалий и мантии, ниспадавшей с левого плеча и покрывавшей нижнюю часть тела. Высота статуи составляла 12,37 метра — без базы; сама база имела размеры 10 x 6,85 метров и высоту 1,11 метра. Ширина трона равнялась 4,5 метра, глубина — 4 метра, а высота — около 10 метров. Высота головы Зевса — более 2,5 метра.
Страбон заметил: «Создается впечатление, что, если бог встанет, он проломит головой крышу Храма». Трон был богато декорирован Победами, Сфинксами, Грациями, Часами, сценами, изображавшим эпизоды спортивных состязаний и борьбы Геракла с амазонками. Вход внутрь трона был перекрыт щитами, разрисованными братом (или племянником) Фидия, на которых были изображены мифологические сюжеты и политические аллегории. Табурет, на котором покоились ноги бога, был украшен сценой борьбы Тесея с амазонками и львами. В основании статуи Фидий вылепил свою любимую космическую композицию: рождение Афродиты посреди собрания богов, в присутствии Солнца и Луны.
Перед статуей был устроен неглубокий бассейн, с полом из черного мрамора и бортом из мрамора белого: сюда стекал остаток масла, омывавшего статую, — чтобы защитить деревянный каркас, более хрупкий, чем слоновая кость. Поскольку свет проникал только через восточную дверь Храма, статуя Зевса вырисовывалась в полумраке, благодаря чему усиливалось впечатление.
В конце III в. до н.э. статуя Зевса была реставрирована скульптором из Мессены Дамофоном. Римский император Калигула хотел перевезти статую в Рим и заменить лицо Зевса своим. Однако боги дали монарху знать о своем гневе, и от проекта пришлось отказаться.
По некоторым свидетельствам, в 384 г. н.э. статую ещё можно было увидеть в храме; видимо, она исчезла при пожаре в 426 г. По другой версии, статуя была перевезена в Константинополь и погибла во время пожара 475 г.

Изида
Изида

Судьба других творений Фидия оказалась не более счастливой; Афина не сохранилась, но дошли ее изображения. Фронтон Храма Парфенона, на котором Фидий изобразил сцену спора Афины с Посейдоном, сохранился в очень поврежденном виде.
В 393 г. император Феодосии запретил олимпийские игры, как несовместимые с христианством, а спустя 30 с небольшим лет он приказал сжечь Храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили игры. Развалины постепенно были занесены песком реки Алфея.
В XIX в. начали проводиться интенсивные раскопки Олимпии. Экспедиция 1829 г., которой удалось очистить часть храма Зевса, не принесла никакой информации. Пришлось изучать тексты, чтобы воспроизвести поперечный разрез храма. Кроме описания, сделанного Павсанием, реставраторы использовали монеты, отчеканенные при императоре Адриане в 121 и 137 гг., а также при императорах Септимии Севере и Каракалле. Поскольку на некоторых монетах изображена голова Зевса в профиль, а на других — скульптура полностью, удалось составить представление о стиле и пропорциях статуи.
Изучение статуи Фидия очень продвинулось после раскопок мастерской знаменитого скульптора. Были найдены кое-какие инструменты мастера, фрагменты слоновой кости, матрицы из терракоты, масса бесцветного стекла и другие материалы. Благодаря матрице удалось восстановить женскую фигуру Победы, которую Зевс держал в правой руке. Внимание археологов привлек ковш с надписью «Я принадлежу Фидию».

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець | Теги: для учителя истории, дополнительный материал к уроку, это интересно, урок истории, занимательный урок, Самый умный, Почемучки, дидактический материал
Просмотров: 1293 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0