В старых книгах часто встречаются
названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин,
сепия, кампешевое дерево… Некоторые из этих красителей применяют и
поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для
приготовления художественных красок. Ведь природные красители с такими
красивыми названиями получают из растений и животных, а это, как вы
понимаете, дорого и сложно. Зато натуральные красящие вещества очень
ярки, прочны, светостойки.
Любопытно было бы проверить. Но каким
образом? Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал — в Южной
Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин — из кошенили (крошечных
насекомых)…
И все же получить природные красители
даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны вполне
возможно. И в привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть
не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались.
Попробуем и мы извлечь красители из растений, а потом на их основе
приготовим водорастворимые краски, известные всем как акварельные.
Естественно, что красители, которые мы будем добивать, должны хорошо
растворяться в воде.
Все красители будем готовить одним и
тем же способом: измельчим растения или какие-либо их части и будем
долго кипятить в воде, чтобы получился концентрированный отвар. Он
должен быть достаточно густым. Извлекать сухой краситель нам не
потребуется — все равно ведь нам предстоит готовить водорастворимую
краску.
Очень важное замечание: берите только
те растения, которые разрешено собирать там, где вы живете; ни в коем
случае не рвите растения, взятые под охрану в вашей области или
республике. И в любом случае, чтобы не наносить вреда природе,
ограничьте число собранных растений до минимума.
Начнем с красного красителя. Его можно
получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня
подмаренника, Возможно, вы не знаете, как выглядят названные растения. В
таком случае посоветуйтесь с учителем биологии либо возьмите в
библиотеке какой-либо справочник или определитель растений; в них, как
правило, даются и описания растений, и их рисунки.
Ольховую кору положите в воду на
несколько дней, а потом приготовьте отвар. Вновь у вас получится красный
краситель. Его можно извлечь также из корней конского щавеля, но в этом
случае не забудьте прибавить к готовому отвару немного алюминиевых
квасцов — иначе цвет будет тусклым.
Из корней известного растения девясила
(он, как и зверобой, относится к лекарственным травам) можно получить
синий красителе. Для этого корни надо сначала подержать в нашатырном
спирте — водном растворе аммиака. Синий краситель можно добыть также из
цветов живокости и корней птичьей гречишки.
Краситель зеленого цвета извлекают из
листьев трилистника (тоже, кстати, лекарственная трава). Не такой яркий,
но тем не менее красивый серо-зеленый краситель вы добудете из листьев и
стеблей манжетки; перед приготовлением отвара их необходимо тщательно
измельчить.
Желтый краситель дают многие растения:
дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья,
ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый
краситель с лимонным оттенком.
Если отварить в воде сухую кожуру
репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков — от
почти желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя —
сухая кора жостера.
Ягоды черники и ежевики, как нетрудно
догадаться, содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне
может пригодиться для акварельных красок. А из стеблей и листьев
чистотела удается извлечь краситель оранжевого цвета.
А как получить черный пигмент?
Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца.
Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к
одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат
дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в присутствии
солей двухвалентного железа они становятся черными.
Вы запаслись достаточным количеством
густых разноцветных отваров? Тогда приступим к главному — изготовлению
акварельной краски. Главные ее составные части — краситель и вода, но
есть и другие обязательные компоненты. Прежде всего, такие вещества,
которые скрепляют краску с бумагой, например гуммиарабик или древесные
клеи — вещества с повышенной липкостью. Далее, нужны вязкие вещества,
они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным
слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин. И последняя добавка —
антисептик и дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами
растительного происхождения, а их надо защищать от действия
микроорганизмов (плесневых грибков, которые непременно захотят питаться
нашими красками).
Если у вас нет гуммиарабика, то в
качестве клеящего вещества лучше всего взять вишневый или сливовый клей,
натеки на стволах, которые можно собрать прямо с деревьев — им это не
во вред. Правда, такой клей (говоря точнее, — камедь) в воде
растворяется с трудом, но если добавить немного кислоты, то растворение
пойдет значительно быстрее.
Для краски каждого цвета приготовьте
5–7 мл клеевого раствора примерно 50 %-ной концентрации. Смешайте его с
равным количеством глицерина или же примерно втрое меньшим количеством
меда. Антисептиком будет служить фенол, его 5 %-ный раствор под
названием «карболовая кислота» есть в аптеках. Этого вещества нужно
очень мало, буквально несколько капель.
Все компоненты будущей краски смешайте.
Основа краски готова, нет только самого важного — красителя. Добавляйте
его в последнюю очередь в виде густого отвара, взяв его примерно
столько же, сколько у вас получилось основы для краски.
Вот, собственно, и вся процедура.
Возможно, вы удивлены, отчего краска получилась не твердая — в магазинах
ее продают в плитках. Однако художники пользуются и полужидкими
акварельными красками, в тюбиках. По консистенции они как раз напоминают
те разноцветные краски, которые вы только что приготовили.
Если вы собираетесь хранить свои
краски, обязательно перелейте их в какие-нибудь склянки, плотно
закрывающиеся полиэтиленовыми пробками, в противном случае краски скоро
высохнут. А работать ими надо так же, как и всякими другими акварельными
красками: мягкая кисть, плотная бумага… Впрочем, среди юных химиков
наверняка есть и юные художники.
Прежде чем перейти к новой теме, дадим
еще один совет: попробуйте окрасить ткань. Ведь в старину большую часть
растительных красителей использовали именно для этой цели. Договоримся
только вот о чем: не кладите в красильную ванну (а ею может служить
миска или таз) хорошие вещи. Поэкспериментируйте сначала с кусочками
чистой белой ткани или пряжи. И только в том случае, если вы убедитесь,
что опыт проходит успешно, берите какую-либо вещь — обязательно из тех
же волокон, на которых вы ставили эксперимент.
Перед окраской ткань, как правило,
требуется протравить — подержать в горячем растворе какой-либо соли; для
этой цели часто берут раствор алюмокалиевых квасцов. Подержав ткань или
пряжу в протраве несколько минут, опустите ее в отвар красителя,
предварительно процеженный через марлю, и кипятите в нем. Точного
совета, насколько крепким должен быть отвар, дать, к сожалению, нельзя,
потому что два внешне одинаковых растения могут содержать разные
количества красящего вещества. Так что концентрацию и время обработки
придется подбирать опытным путем.
Назовем несколько растении, из которых
можно получить неплохие красящие отвары для ткани. Начнем с
упоминавшейся уже луковой шелухи. В ее отваре ткань станет
желто-красной, если протравить ее квасцами, и зеленой, если протравить
железным купоросом. Луковую шелуху использовали с давних времен для
крашения шерсти и льна.
Из листьев и стеблей картофеля тоже
можно приготовить краситель. Их отвар окрасит ткань в лимонный цвет,
если ткань заранее обработана раствором какой-либо соли олова. А отвар
корня ревеня придаст ткани, протравленной раствором железного купороса,
болотный цвет.
Для окрашивания шерсти можно
использовать и отвары из коры деревьев. Так, кора ольхи окрасит шерсть в
темно-красный цвет, кора ясеня — в синий. Древесина дикой груши
содержит коричневый краситель (шерсть перед крашением надо протравить в
водном растворе какой-либо соли висмута). В листьях березы есть
серо-зеленый краситель, правда, он не очень эффектен.
В былые времена редко, но все же
красили шерсть раствором кофе, только сырого, чтобы получить зеленый
цвет. Опробуйте и этот краситель, благо сырых кофейных зерен нужно
совсем немного. Их надо размолоть и отварить с добавкой стиральной соды,
а шерсть перед тем, как погружать ее в отвар, протравите в горячем
растворе квасцов.
Если это занятие придется вам по вкусу,
проверьте сами красящее действие других растений в сочетании с разными
протравами. Не исключено, что вы обнаружите какое-либо неизвестное или
совершенно забытое сочетание, и окраска окажется на редкость красивой.
|