В основе фотографического процесса лежат
превращения светочувствительных веществ — галогенидов серебра, чаще
всего бромида. Находясь в светочувствительной эмульсии, они распадаются
под действием света, и на освещенных участках появляются крохотные
кристаллические зародыши серебра.
А серебро — драгоценный металл, нужный
не только для фотографии. И поэтому исследователи ищут такие
светочувствительные вещества и системы, которые не содержали бы серебра.
На этом пути есть и удачные находки, но полноценного заменителя пока не
найдено. Впрочем, для некоторых целей фотографию без серебра или почти
без серебра успешно используют. И такие необычные процессы можно
воспроизвести самостоятельно. Вот несколько примеров.
В 100 мл дистиллированной воды
растворите 15 г глюкозы и 2 г бихромата аммония. Чистую тонкую белую
ткань пропитайте приготовленным раствором и высушите ее, но обязательно в
темноте, потому что она стала светочувствительной, и в темноте же
прогладьте утюгом. Заранее приготовьте проявляющий раствор. Он состоит
из 1 г нитрата серебра (обойтись вовсе без солей серебра не удается) и
10 мл уксусной кислоты на 100 мл воды.
Сделайте на кальке рисунок — то
изображение, которое вы хотели бы перенести на ткань. Положите кальку
поверх ткани и вынесите на дневной свет. Не торопитесь; чтобы
фотохимический процесс завершился, понадобится около пяти минут, а при
электрическом освещении и того больше. Для проявления опустите ткань в
проявляющий раствор. Полная темнота уже необязательна, допустимо слабое
рассеянное освещение.
Высушите проявленную ткань; на ней темно-коричневый рисунок.
В этом опыте вы воспользовались
восстановительными свойствами глюкозы — она восстанавливала хром в
бихромате аммония. А тот бихромат, который не восстановился, вступил в
реакцию с ионами серебра из проявителя, образовал окрашенное соединение,
которое и осталось на ткани, так как оно нерастворимо. И поскольку
окраска появилась на неосвещенных участках, вы получили сразу позитивное
изображение.
Другой вариант этого способа, тоже с
бихроматом аммония, но уже без глюкозы и, что важнее, без серебра даже в
проявителе. Приготовьте эмульсию, состоящую из двух растворов. Первый
раствор: 17 г столярного клея и 6 г желатины залейте 100 мл воды,
добавьте 3 мл водного раствора аммиака и оставьте для набухания на
сутки, а затем нагревайте около часа на водяной бане при 80 °C до
полного растворения. Второй раствор: по 2,5 г бихромата аммония и
хромокалиевых квасцов, 3 мл водного раствора аммиака, 30 мл воды и 6 мл
спирта. Когда первый раствор остынет примерно до 50 °C, при энергичном
перемешивании влейте в него второй раствор и полученную эмульсию дважды
профильтруйте (лучше — через вату). Поставьте ее в темное место, и
следующую операцию — нанесение эмульсии на металлическую, стеклянную или
керамическую пластинку — проводите в затемненном помещении.
Подогретую до 30–40 °C эмульсию налейте
тонкой струйкой на чистую пластинку, покачивав ее, чтобы выровнять
слой. Минут десять-пятнадцать посушите пластинку, желательно при
небольшом нагревании, и, как и в предыдущем опыте, положите на
светочувствительный слой кальку с изображением. Прижмите ее стеклом,
чтобы она распрямилась, и осветите. Несколько минут на ярком солнце —
то, что нужно, а если освещение искусственное, то включите на 10 мин
несколько ламп общей мощностью около 2000 Вт, желательно с рефлекторами.
Проявлять надо сразу, иначе хромовые
соли задубят желатину и там, где не надо. Проявитель — чуть теплая, не
более 30 °C, вода. Незадубленная желатина в ней растворится. А те
участки, в которых под действием света белки желатины затвердели,
останутся на поверхности.
Изображение получилось не очень четким.
Чтобы исправить этот недостаток, опустите отпечаток в 1 %-ный раствор
индикатора метилового фиолетового (можно взять разбавленные фиолетовые
чернила). Промойте пластину в воде и приступайте к закреплению в
растворе: 5 г бихромата аммония, 2 г хромокалиевых квасцов и 4 мл спирта
на 100 мл воды; время — три-четыре минуты. Высушите фотографию на
воздухе. Для дополнительного закрепления снимка можно нагреть его
несколько минут в сушильном шкафу или в духовке.
Следующую бессеребряную фотографию
сделаем более привычно — на бумаге. Правда, на фильтровальной; но все
равно — этот опыт демонстрационный.
Кружок бумаги опустите в раствор, содержащий по 20 мл 5 %-ных растворов красной кровяной соли К3[Fе(СN)6], хлорида железа FeCl3 и щавелевой кислоты Н2СO4
(осторожно!). Пропитанную бумагу извлеките из раствора и высушите в
темноте, затем положите кальку с рисунком и засветите солнечным светом.
Лампы накаливания для этой цели не годятся, а вот ультрафиолетовая
(кварцевая) лампа подойдет. Освещенные места станут темно-синими из-за
образования уже знакомой вам турнбулевой сини. Проявления не нужно, а
для закрепления промойте бумагу водой, чтобы смыть вещества, не
вступившие в реакцию.
И последний опыт с бессеребряной
фотографией. В одном стакане растворите в 100 мл воды по 0,4 г хлорида
железа (III) и щавелевой кислоты, в другом—1,4 г хлорида меди в таком же
количестве воды. Смешайте 10 мл первого и 0,6 мл второго раствора,
пропитайте смесью фильтровальную бумагу и высушите ее в темноте.
Заготовьте проявитель: 3,5 г медного купороса, 17 г сегнетовой соли
(двойной натриево-калиевой соли винной кислоты), 5 г едкого натра
(осторожно!) на 100 мл воды и смешайте с 25 мл 40 %-ного раствора
формальдегида. Вновь засветите бумагу на солнечном свете или под
ультрафиолетовой лампой через кальку с рисунком; в отличие от
предыдущего опыта изображения сперва не видно. Оно появится после
15-минутной выдержки в проявителе и промывки в большом количестве воды.
Этот процесс несколько напоминает
серебряную фотографию, поскольку в светочувствительном слое также
образуются центры кристаллизации, но не серебра, а меди; однако медь
осаждалась не из эмульсии, как в обычной фотографии, а из проявляющего
раствора. |