Цель: Показать значение химии
для решения проблем, связанных с медициной. Развивать умение аргументировать
свою точку зрения, делать выводы на основе анализа.
Участники: а) команды-конкуренты
«Химики» и «Медики»; б) арбитр- учитель, решающий спорные вопросы; в) директор
и представители фирмы «Химмед»- группа старшеклассников, определяющих
победителей с целью принятия их на работу.
Подготовка.
-
Объявление темы игры на первом занятии (мотивация).
-Формирование
команд, определение директора и представителей фирмы.
Ход занятия.
1.
Объявление темы арбитром.
2.
Получение задания от директора фирмы.
3.
Обсуждение задания, решение (если требуется) в течение 3-5 минут.
4.
Объяснение решения задачи. Право ответа у команды, первой подающей сигнал
(свисток, звонок). Если ответ неверный, отвечает вторая команда. Арбитр
регулирует спорные вопросы, дополнительными вопросами побуждает команды к
нахождению правильного решения, дает возможность ответить еще раз. Если и
второй раз команды не справляются с решением, объясняет решение сам.
5.
Повторение хода игры со 2 по 5 пункты до разрешения всех намеченных заданий.
6.
Оценивание каждого задания представителями фирмы, внесение
результатов
в таблицу:
|
Оценки
в баллах.
|
Команда
Задание
|
Правильность
|
Полнота
|
Аргументирован-ность
|
Итог
|
Химики
|
Медики
|
Химики
|
Медики
|
Химики
|
Медики
|
Химики
|
Медики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее
задание (для желающих): аналогично заданиям игры, придумать и решить одну
задачу с фармацевтическим содержанием.
7.
Совещание директора с представителями фирмы, выявление победителей, вручение
памятных адресов с приглашением на работу в фирму, угощение «своей» продукцией
(витаминами «Алфавит»).
Группирование заданий.
1
группа. Препараты кальция и рациональный выбор: № 1, 3, 6, 7.
2
группа. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Действие препаратов на организм
человека. № 8.
3
группа. Другие заболевания человека: № 2,4,5.
Задания
№1.
Представьте, что вы медицинский работник (фельдшер или медсестра) в небольшом
поселке, где нет аптеки. К вам обратился житель поселка с вопросом: можно ли
использовать для приема внутрь раствор хлорида кальция, в котором образовался
небольшой хлопьевидный осадок белого цвета, если ему срочно нужно принять этот
препарат, а приобрести свежий в данный момент невозможно?
№2.
В книге М.М. Гуревича «Домашняя диетология» есть такая рекомендация для больных
мочекаменной болезнью: «Из зелени и овощей в рацион включают те сорта, которые
считаются бедными кальцием и щелочными валентностями: горох, брюссельскую
капусту». Прокомментируйте эту формулировку с позиции химика, а если сможете,
то с позиции агронома и биолога.
№3.
Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им страдают более
96% населения. Одна из мер профилактики-тщательный уход за зубами. Желательно
их чистить щеткой после каждого приема пищи, но есть одно исключение: если вы
ели кислые ягоды или фрукты, лучше в течение часа не чистить зубы, особенно
жесткой щеткой. Почему? Подсказка: Химический состав зубной эмали близок
к составу минерала гидроксилапатита Ca5OH (PO4)3.
№4.
Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Ионы кальция
необходимы для осуществления процесса передачи нервных импульсов, для
сокращения скелетных мышц и мышцы сердца, для формирования костной ткани, для
свертывания крови. Препараты кальция широко используют, в частности, при
лечении переломов, при усиленном выделении кальция из организма, что имеет
место у долго лежащих больных. В арсенале медика есть несколько препаратов
кальция. Чаще всего применяют глюконат кальция, лактат кальция, глицерофосфат
кальция, похожие по своему действию на организм, которые выпускаются в
таблетках. Поэтому врачи нередко рекомендуют приобрести любой из них, оставляя
право выбора за пациентом. Какой препарат рациональнее выбрать из
вышеперечисленных, если их цена примерно одинакова? Приведите доказательство.
№5.
Для уменьшения кислотности желудочного сока и снижения его активности при язвенной болезни желудка и
двенадцатиперстной кишки, гастритах с повышенной кислотностью в арсенале врачей
есть такие препараты, как бекарбон (1 таблетка содержит сухого экстракта
красавки 0,01г. и гидрокарбоната натрия 0,3г), оксида магния; магнезия белая- Mg (OH)2 .
4MgCO3 .Н2О; викалин BiNO3(OH)2, Al(OH)3 (в
виде аморфного белого порошка), алмагель (смесь специально приготовленного геля
гидроксида алюминия с оксидом магния и сорбитом). Многие больные до сих пор,
если нет этих лекарств, пользуются обычной питьевой содой, чтобы избавиться от
изжоги (что врачи делать не рекомендуют!). Сравнить действия всех названных
препаратов и объяснить, какие есть преимущества у каждого из них, почему врачи
сейчас отдают предпочтение препаратам на основе гидроксида алюминия и не рекомендуют
принимать соду для нейтрализации избыточной кислотности желудочного сока.
№6.
Для лечения чесотки, заразного кожного заболевания, вызываемого чесоточным
клещом, существуют высокоэффективные препараты, содержащие органические
соединения, например, мазь или эмульсия бензилбензоата-сложного эфира бензойной
кислоты и бензилового спирта (С6Н5-С (О) - О-СН2-С6Н5).
К сожалению, у многих больных они вызывают аллергию, поэтому до сих пор не
потеряли актуальность старые методы лечения, основанные на применении серы в
виде мазей на вазелине. Но значительно более эффективен, хотя и трудоемок,
метод М. П. Демьяновича. При лечении по этому методу в кожу втирают в течение
10-15 минут 60 %-ный водный раствор тиосульфата натрия. При высыхании кожи и
появлении на ней кристалликов втирают в течение 10-15 минут 6% соляную кислоту.
Мытье разрешается через три дня. К этому времени больной выздоравливает.
Объясните сущность метода М. П. Демьяновича с точки зрения химика.
№7.
Для лечения малокровия (пониженного содержания в крови гемоглобина) издавна
применяют препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда и восстановленное железо в порошке.
Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия - «железное»
яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают
сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедает больной. Может ли быть
эффективным с точки зрения химика такое «железное» яблоко?
№8.
Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной
соли. Ее нагревают на сковороде или в духовке, насыпают в мешочек из плотной
ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие
свойства поваренной соли использованы в этом рецепте? Можно ли вместо соли
использовать чистый речной песок? Докажите. |