Подготовка. Заранее выбрать две команды из
5–6 человек и дать домашнее задание:
• придумать название и девиз команды;
• подготовить приветствие;
• изобразить скульптуры на тему «Жертвы
химических опытов (взрыва, любопытства, кислоты,
щелочи, дегустации…)» и придумать тексты к ним;
• нарисовать газету на химическую тему.
Жюри. Ученики старших классов.
План игры
1. Приветствие команд.
2. Проспект эрудитов.
3. Проспект капитанов.
4. Кафе «Химики-лирики».
5. Экспериментальный проспект.
6. Скульптурная галерея «Жертвы химических
опытов».
7. Парк химических аттракционов.
8. Поле чудес.
9. Конкурс химических газет.
|
ХОД ИГРЫ
1-й ведущий.
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
2-й ведущий.
Дым легкий, а скала тверда.
Что значит лед, а что – вода?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
1-й ведущий.
Бумага не сгорит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте.
2-й ведущий.
Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.
1-й ведущий. Химия – это наука о
веществах и их превращениях, настолько
необыкновенных, что для непосвященных они
кажутся чудесами.
2-й ведущий. Секрет ее магии – знание
химического ремесла.
1-й ведущий. Сегодня – праздник
посвящения в химики. Прежде чем получить это
почетное звание, вам придется пройти испытания
на профессиональную пригодность. Ваши знания и
умения оценят мастера – лучшие химики старших
классов.
2-й ведущий. Представляю вам наше
уважаемое жюри.
1-й ведущий. В конкурсе участвуют
команды 8-го «Г» и 8-го «Б» классов. Предоставляю
им слово для приветствия.
(Приветствия команд. Оцениваются в 3 балла.)
2-й ведущий. Благодарим команды за
приветствия и начинаем наш марафон.
1-я о с т а н о в к
а. Проспект эрудитов |
• Разминка (10 баллов).
Каждой команде задаются вопросы, отвечает
любой член команды после 3 секунд размышления.
1-й ведущий (вопросы 1-й команде).
1. То, из чего состоят тела… (Вещество.)
2. В центре атома находится… (Ядро.)
3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.)
4. Определенный вид атомов – … (Элемент.)
5. Ученый, открывший закон сохранения массы
веществ, – … (Ломоносов.)
6. Рождающий воду – … (Водород.)
7. Вещества, состоящие из двух элементов, один
из которых кислород, – ... (Оксиды.)
8. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.)
9. Валентность атома водорода... (I.)
10. Вещества, молекулы которых состоят из
атомов одного элемента... (Простые.)
2-й ведущий (вопросы 2-й команде)
1. Мельчайшая, химически неделимая частица
вещества – ... (Атом.)
2. Разновидности атомов элемента, имеющие
одинаковый заряд, но разную массу, – … (Изотопы.)
3. В ядре атома находятся протоны и… (Нейтроны.)
4. Ученый, открывший закон постоянства
состава, – ... (Пруст.)
5. Рождающий кислоты – … (Кислород.)
6. Свойство атомов элемента присоединять
определенное число атомов других элементов – … (Валентность.)
7. Число, показывающее количество атомов
элемента в молекуле, – … (Индекс.)
8. Валентность атомов кислорода... (II.)
9. Явления, при которых образуются новые
вещества... (Химические.)
10. Вещества, молекулы которых состоят из
атомов разных химических элементов… (Сложные.)
• «Слоеный пирог» (6 баллов, по 2 за каждое
уравнение; время – 1 мин)
1-й ведущий. Сейчас мы проверим
кулинарные способности наших участников. Кто
быстрее и по всем правилам химического искусства
испечет слоеный пирог?
(Команды получают рисунки слоеного пирога, на
каждом слое которого зашифровано уравнение.)
Ваша задача – дописать уравнения реакций и
расставить коэффициенты.
1-я к о м а н д а:
а) А1 + … = Al2S3;
б) … + О2 = СuО;
в) K + О2 = … .
2-я к о м а н д а:
a) Na + …= Na2S;
б) …+ О2 = Al2О3;
в) Са + N2 = … .
• «Кто быстрее?» (10 баллов: 5 –
определение степени окисления (с.о.), 5 – названия
веществ; время – 1 мин)
2-й ведущий. Определить степени
окисления элементов, назвать вещества.
1-я к о м а н д а: Al2S3, P2O5,
CrO3, NaBr, Ca3N2.
2-я к о м а н д а: MgCl2, Cu2O, N2O5,
Fe2S3, Na3N.
2-я о с т а н о в к
а. Проспект капитанов |
Капитанам задают по 2 вопроса: на
конкретные знания и на смекалку (6 баллов; время –
30 с на каждый вопрос).
1-й ведущий (1-му капитану).
а) Какие явления называются физическими?
Привести примеры. (По 1 баллу за каждый
пример, максимально 5 баллов.)
б) Что можно приготовить, но нельзя съесть?
(1 балл.)
2-й ведущий (2-му капитану).
а) Какие явления называются химическими?
Привести примеры. (По 1 баллу за каждый
пример, максимально 5 баллов.)
б) Сырой не едят и вареный выбрасывают? (1
балл.)
3-я о с т а н о в к
а. Кафе «Химики-лирики» |
1-й ведущий. Поэтом можешь ты
не быть, но, может, все же попытаться? За 1
минуту сочините четверостишие, используя рифмы. (5
баллов.)
1-я к о м а н д а: дом – бром, явление –
объяснение.
2-я к о м а н д а: свинец – птенец, штатив –
факультатив.
4-я
о с т а н о в к а. Экспериментальный проспект |
2-й ведущий. А сейчас мы
проверим ваши практические навыки. (5 баллов;
время – 3 мин.)
1-я к о м а н д а: собрать прибор для
фильтрования и очистить воду от примесей речного
песка.
2-я к о м а н д а: собрать прибор для выпаривания
и выделить из раствора поваренную соль.
Прежде чем приступить к выполнению опытов,
вспомните соответствующее правило техники
безопасности. (1 балл.)
5-я о с т а н о в к
а. Скульптурная галерея «Жертвы химических
опытов» |
1-й ведущий. Изобразите
памятники «Жертвы химических опытов» – домашнее
задание.
(15 баллов, по 5 баллов максимально за каждую
скульптуру.)
1-я к о м а н д а: а) жертва взрыва; б) здесь пил...
; в) жертва щелочи.
2-я к о м а н д а: а) жертва любопытства; б) жертва
дегустации; в) жертва кислоты.
|
Карикатура на опыты с газами
в Королевском институте (начало XIX в.)
|
Ведущие (по очереди). Да,
ужасная картина. Но этого не случится,
если вы всегда будете соблюдать правила
выживания в химической лаборатории.
1) Если откупорили что-либо – закупорьте.
2) Если включили – выключите.
3) Если разобрали – соберите.
4) Если не можете собрать – позовите умельца.
5) Если не разбирали – не вздумайте собирать.
6) Если пользуетесь чем-либо – держите в чистоте
и порядке.
7) Если хотите воспользоваться тем, что
принадлежит другому, – спросите разрешения.
8) Если не можете чего-либо понять – почешите в
затылке.
9) Если у вас что-то взорвалось – проверьте,
остались ли вы живы.
10) Если не знаете, как это действует, – не
трогайте.
11) Если не усвоили этих правил – не входите в
лабораторию.
1-й ведущий. Ваши испытания
закончились. Пока жюри подводит итоги, мы с вами
отправимся на «поле чудес», где вы увидите,
чему научились ваши старшие товарищи.
6-я о с т а н о в к
а. Поле чудес |
Ученики старших классов
демонстрируют опыты.
Опыт 1. Получение газировки и химического
молока.
Опыт 2. Зажигание огня без спичек.
Опыт 3. Изменение окраски индикаторов.
Опыт 4. Кровь без раны.
Опыт 5. Вулкан.
2-й ведущий. Для подведения итогов
слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Жюри объявляет результаты по выполнению
заданий марафона и конкурса газет.
1-й ведущий. В сегодняшнем
марафоне вы показали, что любите химию и
имеете прочные знания, а потому достойны
почетного звания «Химик».
В заключение каждому участнику вручается
специальный указ о присвоении звания «Химик» и
приз. |