Цель. В игровой форме дать ребятам
представление о науке химии, о химических
превращениях, о значении химии в жизни человека.
ХОД УРОКА
ХИМИКИ (все вместе). Здравствуйте!
1-й ХИМИК. Мы – химики! А химия – это бессонные
ночи.
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК. Это химические лаборатории.
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш
ребенок – химик».
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК. Но вы можете спросить: почему же не все
становятся химиками? Да потому, что химия – это
бес-сон-ные ночи.
2-й ХИМИК. Это по-сто-ян-ные разговоры о химии.
3-й ХИМИК (говорит, зажимая нос). Это химические
лаборатории.
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш
ребенок (тьфу!) – химик».
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК (гордо). Но все-таки мы – химики, потому
что химия – это бессонные ночи!
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК. Это химические лаборатории!
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш
ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) –
химик!»
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в
которых добрые феи и могущественные волшебники
совершают удивительные чудеса!
2-й ХИМИК. Но вот мы дочитали сказку до конца,
закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане,
исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь
смутное воспоминание.
3-й химик. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не
встречал волшебников, не ходил с ними по улицам,
не разговаривал.
4-й ХИМИК. Но значит ли это, что чудес в жизни не
бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса.
Но они так к ним привыкают, что перестают видеть
что-либо чудесное. Наука – вот истинная
волшебница наших дней.
1-й ХИМИК. И если уж говорить о чудесах, то среди
всех прочих наук особенно выделяется химия.
Недаром ее называют доброй волшебницей.
2-й ХИМИК. Она позволяет человеку добывать
металлы из руд и минералов, извлекать из
природного сырья вещества, одно чудесней и
удивительней другого. Она рождает сотни тысяч
веществ, даже не встречающихся в природе, со
свойствами полезными и важными.
3-й ХИМИК. Она превращает нефть в каучук и бензин,
газ – в ткань, уголь – в духи, красители и
лекарственные вещества. Перечень добрых дел,
которые творит химия, поистине неисчерпаем.
Химия нас кормит, одевает и обувает.
4-й ХИМИК. Каждый человек, сам того не подозревая,
ежедневно осуществляет химические реакции, даже
не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички
и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий
организм – большая химическая фабрика, в которой
происходит множество химических реакций.
1-й ХИМИК.
Ну, конечно, без сомненья,
Надо химию учить,
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
2-й ХИМИК.
Надо лучше успевать
Нам, друзья, в учении
И не следует вздыхать,
Что химия – мучение!
3-й ХИМИК.
Если б химии не знали,
Топали б пешком всегда:
Без горючего автобус
Не поедет никогда!
4-й ХИМИК.
Чтобы мы росли нормально,
Крепкими и сильными,
Витамины выпускает
Тоже наша химия!
1-й ХИМИК.
Чтоб растения росли,
Вещества изобрели.
Хорошо бы нам такие –
Быстро б выросли большие.
2-й ХИМИК.
Каучук в природе редок,
Без него не проживешь.
Мы ходили бы по лужам
В валенках и без калош.
3-й ХИМИК.
Широко вошли к нам в быт
Разные пластмассы.
За короткий очень срок
Их признали массы!
4-й ХИМИК.
Полимер пусть для волос,
Стимулирующий рост,
Поскорей изобретут,
Тогда косы вырастут.
1-й ХИМИК. Сегодня – ваше первое знакомство с
химией. Мы покажем вам некоторые фокусы, которые
вы сможете, изучая химию, скоро проделывать сами.
Демонстрационный опыт «Марсианский пейзаж»
На плакате спиртовым раствором фенолфталеина
заранее написать: «Химия – волшебная страна», а
затем при показе опыта бесцветную надпись
протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись
окрасится в малиновый цвет.
2-й ХИМИК. Да, действительно, химия – волшебная
страна. Ведь больше вы нигде не увидите таких
чудес.
Демонстрационный опыт «Зажигание костра без спичек»
Для опыта приготовить кашицу из КМnO4 и Н2SO4
(конц.). В эту кашицу опустить стеклянную палочку
и дотронуться ею до ваты, пропитанной спиртом.
Происходит реакция с выделением большого
количества теплоты и освобождением кислорода:
3Н2SO4 (конц.) + 2KMnO4 = K2SO4
+ 2MnSO4 + 5[O] + 3H2O.
Спирт воспламеняется.
3-й ХИМИК. В середине века жили люди, которые
много времени проводили в небольших
лабораториях, изучая различные вещества. Это
были алхимики. Алхимики пытались превратить
металлы в золото. Цари и короли держали во
дворцах алхимиков, чтобы они получали для них
золото.
4-й ХИМИК. Но алхимикам так и не удалось
превратить металлы в золото, поэтому алхимию
запретили во многих странах. Людей, которые
занимались алхимическими исследованиями,
обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
|
В лаборатории алхимика
|
1-й ХИМИК. А я вот запросто могу получить
золото из простого железного гвоздя.
Демонстрационный опыт «Золотой нож»
Приготовить очищенный наждачной бумагой
железный нож или гвоздь. Этот нож или гвоздь
опустить в концентрированный раствор сульфата
меди. Нож или гвоздь становится «золотым».
2-й ХИМИК. Но науку запретить нельзя, поэтому
ученые отбросили от слова «алхимия» приставку
«ал-», и получилось новое название – «химия». Так
и сейчас называется наука, изучающая окружающие
нас вещества, а также их свойства и превращения.
3-й ХИМИК. Если в древности люди проводили
какие-то превращения, то они считались великими
магами. А я не маг, но могу запросто получить
«эликсир жизни», который так и не удалось
получить алхимикам.
Демонстрационный опыт «Хамелеон»
В стакан налить раствор хромата калия,
подкислив его несколькими каплями серной
кислоты. Помешивая оранжевый раствор стеклянной
палочкой, прилить раствор пероксида водорода:
появляется синяя окраска, которая вскоре
становится зеленой.
4-й ХИМИК. Тоже мне чудо – эликсир. Вот посмотри,
я моментально могу получить вино или молоко из
воды, а из вина, наоборот, получить воду.
Демонстрационный опыт «Получение вина и молока»
Получение вина взаимодействием растворов
фенолфталеина и щелочи; получение молока
взаимодействием растворов серной кислоты и
хлорида бария.
Демонстрационный опыт «Превращение малинового раствора в бесцветный»
В стакан налить раствор КМnO4, подкислить
его Н2SO4 (конц.), затем добавить к этому
раствору по каплям H2O2. Малиновый
раствор становится бесцветным.
1-й ХИМИК. Применяя самое распространенное
вещество на Земле, можно проводить много разных
превращений. Какое вы знаете самое
распространенное вещество на Земле? Да. Это вода.
2-й ХИМИК. Послушайте стихотворение о воде:
«В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет, все растает,
И будет простая вода».
Формула этого удивительного вещества – Н2О.
С водой можно провести много интересных и
занимательных превращений.
Демонстрационный опыт «Взаимодействие калия с водой»
В стакан с водой добавить 3 капли раствора
фенолфталеина и внести небольшой кусочек
металлического калия.
Демонстрационный опыт «Самовоспламеняющаяся жидкость»
В фарфоровую чашку поместить растертые
кристаллы КMnO4, а затем из пипетки прикапать
к ним 3–4 капли глицерина. Через некоторое время
глицерин воспламеняется и сгорает.
Демонстрационный опыт «Пламя над водой»
В ложке для сжигания веществ накалить на
пламени порошок магния, затем ложку погрузить в
колбу с водой. Происходит бурная реакция с
выделением газообразного водорода, который
воспламеняется.
Демонстрационный опыт «Огненное облако»
Пробирку закрепить в пробиркодержателе и
наполнить на 1/3 кусочками парафина. Нагреть
парафин до бурного кипения и вылить с высоты 10 см
тонкой струей в банку с водой. Парафин
вспыхивает, образуя большое пламя.
|
Воспламенение парафина
|
Демонстрационный опыт «6 стаканов»
В первом стакане – 100 мл воды, воду переливают
во второй стакан, содержащий 2–3 кристалла
хлорида железа(III), кристаллы растворяются. Этот
раствор переливают в третий стакан, где
находится 1 мл раствора гексацианоферрата(II)
калия. Появляется голубая окраска вследствие
образования берлинской лазури. Переливают
голубой раствор в четвертый стакан, куда
помещены 3–4 гранулы гидроксида натрия. При этом
во всем объеме возникает бурое окрашивание,
обусловленное гидроксидом железа(III). Содержимое
четвертого стакана переливают в пятый стакан с 5
каплями раствора фенолфталеина. Раствор
приобретает малиновую окраску. Эту жидкость
переливают в шестой стакан, на дне которого – 5–6
капель концентрированной соляной кислоты. В
результате нейтрализации щелочи кислотой
фенолфталеин теряет окраску, но вновь
проявляется голубая окраска берлинской лазури.
Демонстрационный опыт «Эскимо»
Насыпать 30 г сахарозы в стакан и добавить 12 мл Н2SO4
(конц.). Смесь вскипает, образуя пористую массу.
3-й ХИМИК. А вы когда-нибудь видели горящий снег?
Вот смотрите.
Демонстрационный опыт «Горящий снег»
В банку насыпать снег и уплотнить его. Затем в
нем сделать углубление, куда поместить кусочек
карбида кальция. Поднести к нему зажженную
спичку. Снег (точнее, выделяющийся газ) начинает
гореть.
4-й ХИМИК. Как вы считаете, почему вещества
способны гореть? В каких условиях вещества горят?
(Должен быть доступ кислорода.) Реакция горения –
это очень важная реакция в химии. Вот посмотрите,
что может происходить с веществами при их
горении.
Демонстрационный опыт «Горение пороха»
Заранее приготовить порох: смесь 7 частей
нитрата калия, 1 части серы и 1 части угля. Смесь
выложить горкой и поджечь. Порох быстро с
шипением сгорает.
Демонстрационный опыт
«Вулкан»
Разложение дихромата аммония, к которому можно
добавить порошок магния. При этом порошок (NH4)2Cr2O7
насыпают конусом в фарфоровую чашку и поджигают
горящей лучинкой.
Демонстрационный опыт «Огненная метель»
В круглодонной колбе заранее смочить стенки
аммиаком. В ложку для сжигания веществ поместить
оксид хрома(III), накалить его и сбросить в колбу с
аммиаком. Образуется сноп искр.
Демонстрационный опыт «Возгонка йода»
|
Возгонка йода
|
В круглодонную колбу положить
несколько кристалликов йода, колбу нагреть на
пламени горелки. Йод возгоняется фиолетовым
паром.
1-й ХИМИК. Оказывается, все может гореть, но не
все способно сгорать.
Демонстрационный опыт «Несгораемый платок»
Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать
и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить
тигельными щипцами и поджечь его. Спирт
вспыхивает, но платок не сгорает.
2-й ХИМИК. Помните, еще Прометей пострадал за то,
что принес людям огонь. Там, где огонь, всегда
много дыма. Вы, наверное, даже слышали пословицу
«Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное.
Демонстрационный опыт «Дым без огня»
Взаимодействие концентрированных растворов
соляной кислоты и аммиака через воздушное
пространство. Смочить этими растворами две
стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
3-й ХИМИК. Да, мы, химики, настоящие волшебники.
Может быть, кто-то из вас посвятит химии всю свою
жизнь. А может, кто-то будет крупным ученым и
придумает лекарство, которое будет
действительно называться «эликсиром жизни», и
тогда он сможет запросто лечить людей. Мы сейчас
можем вам показать, как нужно оперировать совсем
без боли.
Демонстрационный опыт
«Нанесение раны и заживление ее»
Руку смочить раствором хлорида железа(III). После
этого нож смочить раствором роданистого калия и
легко провести им по руке. Образуется
кроваво-красный след.
«Оперируем без боли, правда,
будет |
много крови. |
При каждой операции нужна |
стерилизация. |
Йодом смочим мы обильно,
чтобы было |
все стерильно. |
Не вертитесь, пациент! Нож
подайте, |
ассистент! |
Посмотрите, прямо струйкой
кровь |
течет, а не вода, |
Но сейчас я вытру руку – от
пореза ни |
следа!» |
4-й ХИМИК. Ну и напоследок мы хотим
удивить вас вот чем. Наблюдайте.
Демонстрационный опыт
«Получение и взрыв гремучего газа»
Методом вытеснения воды в банку собрать
небольшие 2 объема водорода и 1 объем кислорода.
Когда банка заполнится, смесь газов поджечь
лучинкой. Раздается оглушительный взрыв.
1-й ХИМИК. Вот и закончилось ваше путешествие. Вы
все справились с трудностями и совсем не
испугались. Вы доказали, что можете стать
химиками. А поэтому мне выпала честь посвятить
вас в химики.
Каждому ученику выдают эмблему и поздравляют
его.
2-й ХИМИК. Мы поздравляем вас с тем, что с
сегодняшнего дня вы можете считать себя
настоящими химиками. А закончить наш вечер мы
хотим гимном химиков:
«Нам суждено пролить
все то, что |
льется, |
Просыпать то, чего
нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить! |
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!» | |
|