Обстановка "магического кабинета", где я
собираюсь демонстрировать вам серию опытов, подтверждающих перечисленные
выше свойства "трех китов химии", весьма несложна. Стол, пара
совершенно одинаковых бутылок из бесцветного стекла, полдюжины
тонкостенных чайных стаканов - вот и все, что пока мне понадобится.
Стол может быть заменен низеньким шкафом с
раскрытыми дверцами, либо обыкновенным столом с табуретом или
перевернутым вверх дном ящиком под ним. В последнем случае пространство
между верхним краем стола, обращенным к зрителям, и полом должно быть
закрыто свесившейся со стола скатертью.
Рис. 5. Пробирка
Стаканы, если не гнаться за сценичностью
опытов, можно заменить пробирками (рис. 5) - открытыми цилиндриками с
тоненькими стенками, применяемыми в лабораториях.
Рис. 6. Банка
На скрытой от взоров зрителей полке
стола-шкафа помещаю запас реагентов (химических веществ, нужных для
опытов): твердых - в баночках (рис. 6), растворенных - в склянках (рис.
7).
Рис. 7. Склянка
Те и другие - с притертыми стеклянными
пробками; на тех и других наклеены ярлычки с названиями веществ, в них
содержащихся. Тут же в углу, на всякий случай, - противоядия против
некоторых ядовитых веществ, без которых в этой серии опытов не
обойдешься.
Сядьте невдалеке против стола и смотрите внимательно: я начинаю.
Молоко... из воды
У известного американского писателя Брет-Гарда в повести "История одной руды" есть такая сценка:
"Незнакомец обмакнул в склянку сухую
былинку и стряхнул с нее каплю в воду. Вода осталась такой же чистой и
прозрачной, как прежде.
- Теперь брось туда щепотку соли.
Кунго повиновался. В ту же минуту на поверхности воды показался беловатый пар, и вся вода стала молочного цвета.
- Это колдовство! - воскликнул Кунго.
- Это хлористое серебро! Неуч!"
Какая реакция описывается здесь романистом и верно ли она описана?
Следующий опыт даст вам ответ на эти вопросы.
На столе пустой стакан. Можете осмотреть его, - в нем нет ничего магического; стакан как стакан.
Два таких же стакана, наполовину налитых
каждый, насколько можно судить по виду, прозрачной чистой водой, держу в
правой и левой руке.
Я сливаю воду из обоих стаканов одновременно в стакан, который стоит на столе (рис. 8).
Рис. 8. Молоко из воды
Чудеса! Лил воду, а стакан наполнился... молоком.
Но стоит подождать несколько минут, и
иллюзия рассеивается - густой белый творожистый осадок опускается на дно
стакана, а вода над осадком снова становится прозрачной.
Поэтому, если, повторяя мой опыт, вы не
захотите испортить его эффект, немедленно прячьте стакан с "молоком" в
стол и переходите к другим фокусам. Я же открою вам секрет превращения.
В стаканах, которые я держал в руках, была
налита не вода, а прозрачные водные растворы: в одном - обыкновенной
поваренной соли (хлористого натрия), в другом - ляписа (азотнокислого
серебра). Имейте в виду, что ляпис ядовит, обращайтесь с ним с особенной
осторожностью, в руки не берите, вынимайте его из баночки, в которой
храните, пинцетом (рис. 9); баночка должна быть из темного стекла, так
как на свету ляпис разлагается. На этом, между прочим сообщу вам, и
основано его применение в фотографии. Растворять азотнокислое серебро
необходимо в перегнанной (дистиллированной) воде, купленной в аптеке,
так как в обыкновенной воде оно дает муть.
Рис. 9. Пинцет
При сливании растворов произошла химическая
реакция (взаимодействие) - соли обменялись металлами, входившими в их
состав. Получились: хлористое серебро, нерастворимое в воде и вскоре
осевшее в виде снежно-белого осадка, и азотнокислый натрий (селитра),
оставшийся в растворе. В последнем нетрудно убедиться, если, осторожно
слив жидкость с осадка, выпарить ее в фарфоровой чашечке на спиртовой
лампе. Когда вода выкипит, на дне останутся кристаллики селитры.
Маленькое замечание практического
характера: оттого-то и нельзя растворять ляпис в водопроводной воде, что
самая, казалось бы, чистая и на вкус совершенно пресная вода содержит
всегда в растворе хотя бы следы поваренной соли. В лабораториях
пользуются описанной реакцией для определения количественного содержания
в воде хлористого натрия. Осадив его полностью из отмеренного
количества испытуемой воды, осадок высушивают и взвешивают. Химические
соединения, в отличие от простой смеси веществ, происходят лишь при
наличии строго определенных весовых отношений между составляющими их
веществами. Зная вес образовавшегося хлористого серебра, химик умеет
вычислить, какое количество соли было в испытуемой воде.
Вода и вино в одной бутылке (Химические индикаторы)
А теперь, если хотите, я могу налить вам либо вина, либо воды, по вашему указанию, из... одной и той же бутылки.
Пожалуйста, осмотрите ее перед началом опыта.
Это убедит вас, что в бутылке не вино, а самая обыкновенная вода.
Вы просите налить вина.
Наполняю из бутылки один из стоящих передо
мною стаканов, и по красивой окраске жидкости вы можете судить что перед
вами красное вино.
Но мне хочется выпить воды. Я переливаю вино в другой стакан, и оно снова превращается в воду (рис. 10).
Рис. 10. «Превращение вина в воду»
Но пить воду эту нельзя. И вот почему.
В бутылку налита действительно простая
вода, но к ней было предварительно прибавлено несколько капель раствора
фенолфталеина (ядовит!). На дно первого стакана я налил еще до начала
опыта немного крепкого раствора соды, на дно второго - такой же раствор
виннокаменной кислоты.
Фенолфталеин краснеет в щелочах и солях с
преобладающими щелочными свойствами. Сода (углекислый натрий) как раз и
есть такая соль. Она образована очень слабой угольной кислотой и резкой
щелочью - едким натром. Кислоты разрушают эту окраску, поэтому при
переливании окрасившегося от соды раствора в стакан с виннокаменной
кислотой он снова обесцветился.
Кстати, о фенолфталеине.
Он постоянно применяется в химических
лабораториях, служа для указания появления и исчезновения щелочной
реакции растворов в так называемом объемном анализе веществ. Как и
лакмус, он, следовательно, является химическим индикатором, то-есть
указателем реакции.
Заменяя фенолфталеин другой искусственной
органической краской - метилоранжем, дающим желтую окраску в щелочах и
красную в кислотах, можно в нашем опыте налить из бутылки с водою в один
стакан белого вина, в другой - красного, а в третий - чистой воды.
Но и в этом случае пить налитые "вина" нельзя!
Мнимая ошибка физиков (Обесцвечивание хлором)
Физика учит, что при смешении синего и
желтого цветов получается составной зеленый цвет. В том же убеждены все
живописцы. А между тем я легко могу доказать вам, что такое утверждение
ошибочно. Синий и желтый - дополнительные цвета, взаимно уничтожающие
друг друга. Растворы синей и желтой краски при сливании дают бесцветную
смесь.
Смотрите сами. В этом стакане, как видите,
синяя жидкость, в этом - желтая. Выливаю их в третий стакан. Перед вами
прозрачная вода: синий и желтый цвета уничтожили друг друга...
Почти уверен, что вас я не введу в
заблуждение и вы сами разгадаете тайну такого "нарушения" законов
оптики; но кто еще не видел показанных мною раньше опытов, тот, пожалуй,
будет поставлен этим опытом в тупик.
Вы говорите, что в первом стакане у меня
был щелочный раствор лакмуса, в другом - такой же раствор метилоранжа, а
в третьем, куда я слил содержимое двух первых, - хлорная вода.
Вы правы: так оно и было!
Превращение воды в "кровь" (Реакция качественного анализа)
На столе перед вами стакан с водою. Беру
кусок воска или парафина и отделяю от него крохотный кусочек, остальное
передаю вам. Можете убедиться, что это действительно воск или парафин,
которые в воде, как вам известно, нерастворимы.
Заодно осмотрите внимательно и мою
"волшебную палочку" (рис. 11). Это самая обыкновенная стеклянная
палочка. На ваших глазах прилепляю на ее конец свой кусочек воска и
начинаю помешивать ею воду в стакане. Ничего не происходит. Неужели опыт
не удался? Подождите. Считайте до десяти. Как только вы скажете
"десять", вода мгновенно превратится в "кровь".
Рис. 11. «Волшебная» палочка
Поднимаю стакан, и вы видите - он до краев полон "крови".
В крупинке воска, которую я отделил от
целого куска, был предварительно залеплен мною крошечный кристаллик
роданистого аммония. В воду заранее прилито несколько капель хлорного
железа с соблюдением осторожности, чтобы вода не пожелтела. В противном
случае следует вылить часть раствора и долить стакан чистой водою. Когда
вы сказали "десять", я слегка надавил концом палочки на дно стакана:
этим я раздавил кристаллик роданистого аммония, освободив его от
восковой оболочки. С хлорным железом он дал роданистое железо, и
последнее окрасило воду в кроваво-красный цвет.
Наш "фокус" ежедневно проделывают в
химических лабораториях всего мира. Эта в высшей степени чувствительная
реакция служит для обнаружения малейших следов железа при качественном
анализе, то-есть исследовании, из каких химических элементов состоит
данное сложное вещество или смесь веществ.
Как одной краской красят в разные цвета (Крашение по протраве)
Если вам не скучно посидеть несколько минут
без дела, могу на ваших глазах отварить несколько листьев красной
капусты в кипящей воде, чтобы извлечь из них сок, содержащий
органическую краску, напоминающую по своим свойствам лакмус.
Ну, вот, отвар готов; сливаю его в три тарелки и приступаю к крашению.
В первую тарелку погружаю лоскуток белой
ткани и вынимаю его зеленым; во вторую погружаю такой же лоскуток, но он
становится пурпурным; третий лоскуток в третьей тарелке делается
пунцово-красным.
Это химическое "чудо" и сотни ему подобных
являются самым обыкновенным приемом красильщиков пряжи и тканей. Его
знали еще красильные мастера древнего Египта и Индии, где оно
практиковалось за тысячи лет до нашей эры.
Называется оно окраской по протраве.
Тряпочки, которые я погружал в одну и ту же краску, оттого окрашивались
ею каждая в другой цвет, что я до начала опыта пропитал их различными
веществами, после чего все их высушил. Первую я обработал раствором
квасцов, вторую - раствором поташа, третью смочил соляной кислотой.
Одна и та же краска, вступая в химическую реакцию с разными протравами, дает различно окрашенные соединения.
Секрет старых красильщиков
Химики наших дней дали красильщикам пряжи и
тканей такое обилие искусственных органических красок, что крашение
естественными растительными красками почти совершенно вышло из
употребления.
Во второй половине прошлого века было не
так. Выбор красильных веществ в те времена не отличался особым
богатством, так что мастерам красильного дела приходилось изыскивать
способы, как одним и тем же красильным пигментом окрашивать пряжу и
ткани в различные цвета.
Одной из излюбленных старыми мастерами
красок был отвар кампешевого дерева. Его иногда можно найти в
москательных лавках, так как приготовляемые из него краски безвредны и
применяются для окраски пищевых веществ.
К сожалению, надо отметить, что
безвредность не принадлежит к числу достоинств большинства искусственных
органических и минеральных красок.
Если найдете в продаже кампешевое дерево
(оно продается в виде стружек), отварите его в тонкостенной колбе, а за
неимением таковой - хоть в глиняном горшке, но не в металлической
кастрюле. Разлейте отвар по чашкам и прилейте к нему в одну чашку
уксуса, в другую - раствора квасцов (двойная сернокислая соль алюминия и
калия, натрия или аммония), в третью - раствора хлорного железа, и вы
поймете, как одной и той же краской можно красить в разные цвета.
В капиталистических странах, где система
обмана потребителей фирмами является основой для выкачивания прибыли,
широко практикуется фальсификация пищевых продуктов (молока, мяса и
др.). Суррогаты пищи ярко окрашиваются, великолепно упаковываются. Химия
и здесь служит целям капиталистической конкуренции.
Для разоблачения подделок существуют сотни
химических реактивов. Среди них находится и кампеш. Кампеш, например,
служит прекрасным средством, чтобы уличить булочников в прибавке квасцов
к муке, из которой выпекаются булки. Прибавляют же квасцы к муке с
целью улучшить цвет хлеба и увеличить его пористость. Нельзя сказать,
чтобы эта примесь была ядовита, но, во всяком случае, она не вполне
безразлична для здоровья потребителей хлеба. Лучшим способом обнаружить
ее является вымачивание испытуемого хлеба в свежем спиртовом настое
кампешевых стружек, к которому прибавлено небольшое количество
углекислого аммония. Пропитавшийся настоем кампеша хлеб вынимают из
жидкости и сушат в теплой печке. Если в нем были квасцы, то, в
зависимости от их количества, хлеб приобретает более или менее
выраженный синий цвет. При отсутствии квасцов, цвет высушенного хлеба
будет красно-бурый.
Гораздо вреднее и опаснее, чем подмесь
квасцов, прибавка к затхлой и низкосортной муке толченого порошка
медного купороса. Между тем в царское время булочников неоднократно
уличали в таком "сдабривании" хлеба.
Чтобы открыть эту примесь, хлеб смачивают
раствором уксусной кислоты и затем - раствором - желтой кроткой соли,
(железисто-синеродистого калия). В случае присутствия солей меди, хлеб
при такой обработке окрашивается в шоколадно-коричневый цвет.
У нас в стране, где здоровье трудящихся
является важнейшей государственной заботой, конечно, никаких подделок не
производится, а сами подделки, если они и имеют место в корыстных
целях, караются по всей строгости законов.
Забытое слово
В одной очень старинной басне есть такое
выражение: "Изрядно насандалив нос..." В наше время, пожалуй, не всякий
его поймет. Происходит же слово "насандалить" от слова сандал, как
кратко называют сандаловое дерево, растущее, как и кампешевое, в
тропических краях.
В былые дни, до открытия искусственных
органических красок, сандал был весьма популярен среди красильщиков.
Теперь же его достать так же трудно, как и кампеш, но все же иногда
удается.
Отварите стружки сандала в слабом растворе
щелока (едкого натра или кали), разделите отвар на две порции и
прибавьте к одной из них раствора хлористого кальция, а к другой -
хлористого бария. Получите так называемые лаки фиолетового цвета, еще
сравнительно недавно применявшиеся в обойном производстве.
Другую часть стружек настойте на спирту;
спирт окрасится в красный цвет очень красивого оттенка. Оттого-то и
применялся в старое время сандал в виноделии, что при его помощи из
воды, спирта и карамели готовили "виноградные вина" без... единой
виноградной ягодки. Недаром в конце 80-х годов прошлого века из Москвы
вывозилось "виноградных вин" больше, чем ввозилось в нее, хотя, как
известно, виноград в Москве не растет...
Отсюда понятно и выражение "насандалить
нос". Известно, что от неумеренного употребления спиртных напитков нос
краснеет, сандал же красит тоже в красный цвет.
|