Цель: Создание условий для
осмысления новой информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой
учебных ситуациях.
Задачи:
образовательные:
-закрепить
умения производить расчеты с использованием понятий: «количество вещества»,
«молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро», «молярная
концентрация»;
-актуализировать
умение находить формулы веществ по массовым долям химического элемента с
использованием плотности и относительной плотности газов. Закрепить расчетное
понятие «доля», такие разновидности его, как «доля химического элемента и
комбинаций элементов в сложном веществе», «доля объемная» или « доля массовая»,
«доля компонента в смеси», «доля выхода продукта реакции в % к теоретически
возможному»;
-развивать
навыки решения задач по химическим уравнениям: массы, объема или количества
продукта реакции, если известна масса или объем исходного вещества, содержащего
массовую долю растворенного вещества; расчет массы продукта, если одно из
реагирующих веществ взято в избытке;
развивающие:
-формировать
умения правильного использования медицинской информации;
-развивать
логическое мышление;
воспитательные:
стимулировать
развитие познавательного интереса;
Подготовка к занятию.
1.
Составление задач.
2.
Структурирование материала.
3.
Подготовка цветных табличек с терминами урока, дидактических карточек с
условиями задач, (на кружках из ватмана-условия задач для устного решения), подготовка
листа для учителя с решениями задач.
4.
Подготовка таблицы для фиксирования результатов работы.
Занятие №1 Групповое решение задач
1.
Актуализация знаний. Закрепление способов решения.
Методы
и приемы: фронтальная беседа, устное решение задачи №1, комментирование пробных
задач по действиям (№3, №7), решение у доски с подробным решением более сложной
задачи (№4).
2.
Решение задач. Самостоятельная групповая работа в виде соревнования двух команд
по 6 человек. Для решения предлагается пять задач, объединенных в три группы по убывающей сложности и объему (с целью
создания ситуации успеха и возникновения желания победы):
-
комбинированная задача на избыток и недостаток с использованием относительной
плотности и массовой доли - №1;
-
задача по уравнению реакции - №2;
-задачи
с использованием понятия «доля» - №3-5.
За
25-30 минут команды должны решить три задачи: №1, 2 и из №3-5 одну на выбор.
Учитель направляет и контролирует работу команд: последовательность,
правильность, сотрудничество в группе, решение в тетрадях, ознакомление с
медицинскими и фармацевтическими данными задачи.
Через
условие задач привносим прикладную направленность изучаемым вопросам в обоих
занятиях.
3.
Подведение итогов. Фронтальная беседа с целью усвоения теоретической части
задачи, анализ решений, выяснение трудностей.
Занятие №2. Химические догонялки
Учащиеся
рассаживаются за отдельными столами и решают первую задачу.
После
окончания решения быстро подходят к учителю для проверки. Если решено верно,
решение остается у учителя и выдается новый листочек для второй задачи.
Напротив
фамилии ученика, решившего задачу, ставится плюс в таблицу результатов. Если
решено неверно, путем наводящих вопросов учитель побуждает учащегося к
дальнейшим действиям. По такому плану школьники работают все занятие.
Для
работы предложено девять задач по нарастающей сложности и объему решения.
Задания каждой группы примерно одинаковы по уровню сложности.
-
Решение по формулам № 1-3;
-
Решение по формулам с введением дополнительных данных №4-5;
-Задача
№6 на выведение формул;
-Задачи
№7-9 по уравнениям реакций.
Всего
за занятие нужно решить четыре задачи: из каждой группы по одной.
За
5 минут до окончания занятия проводится анализ решенных задач, анализ работы
участников, сообщается, что нового узнали, какими навыками и умениями овладели.
Подводятся итоги.
Желающим
предлагается дома составить и решить задачу с медицинским и фармацевтическим
содержанием, аналогично решенным в классе. Достоверные сведения о веществах
можно взять в источниках: 4, 14, 15, 16 и других.
Положительным
в проведении такого занятия является исключение списывания, большая доля
самостоятельности в работе. На занятии учащимся необходимо организовать себя,
напряженно мыслить и работать в темпе. |