Цели. Выяснить особенности состава и
строения белков как природных
высокомолекулярных соединений, определить,
какие функции выполняют белки в организме. Участники
. Ведущий-учитель, два
помощника, команды по шесть человек (формируются
заранее). Оформление
. На доске:
1) тема урока; 2) таблица результатов
(см. приложение 1); 3) таблица итогов игры: самая алчная команда – ... ,
главный алчущий – ... .
На плакате
: «Алчность – жадность,
корыстолюбие» (Толковый словарь русского языка
С.И.Ожегова). Оборудование
. Графопроектор, карточки с
вопросами, тест для заключительной работы (см.
приложение 2), бумага, ручки, таблички с
названиями команд. Предварительная работа
. Индивидуальная
самостоятельная подготовка участников по
заданной теме, консультации учителя.
ХОД УРОКА
Ведущий. Добро пожаловать на игру
«Алчность». На нашем уроке мы будем смотреть на
корыстолюбие как на желание иметь «отлично» и
только «отлично», а жадность – желание иметь
«отлично» по теме «Состав и строение белков.
Функции белков в организме». Итак, тема нашей
сегодняшней игры «Алчность» – особенности
состава и строения белков как природных
высокомолекулярных соединений, функции белков в
организме. Правила игры.
В ходе игры идет
командное и личное первенство. Итоги командного
первенства по окончании игры мы увидим в таблице.
Итоги личного первенства подводятся по
окончании урока, когда каждому будет предложен
тест «Состав и строение белков».
В отборочном туре играет вся команда. Команда,
первой правильно ответившая на вопрос
отборочного тура, вступает в игру. Высшая оценка
нашей алчности – 30 баллов. Каждый игрок отвечает
на один вопрос. Играющего выбирает капитан,
который после предложенного ответа может с ним
согласиться либо дать свой ответ. Вопросы и
ответы не обсуждаются.
За правильный ответ – 5 баллов команде и 1 балл
ответившему верно. Все результаты помощник
фиксирует в таблице.
Игра I
Отборочный тур. Укажите полимеры,
образованные разными мономерами:
а) крахмал;
б) белок;
в) ДНК;
г) полиэтилен;
д) целлюлоза;
е) РНК.
Вопрос 1. Укажите элементарный
состав белков:
а) С, Н;
б) С, Н, О, N, S, P;
в) C, H, N, O;
г) вся таблица Менделеева.
Вопрос 2. Укажите функциональные
группы мономеров белков:
а) СООН, ОН;
б) С=О, СООН;
в) CООН, NH2;
г) OH, C=O.
Вопрос 3. Белки, обусловливающие
способность организма к росту и размножению,
называются:
а) гормоны;
б) ферменты;
в) нуклеопротеиды;
г) токсины.
Вопрос 4. Какой вид химической
связи поддерживает первичную структуру белковой
молекулы?
а) Водородная;
б) пептидная;
в) ионная;
г) сложноэфирная.
Вопрос 5. -Аминопропионовая кислота по-другому
называется:
а) глицин;
б) аланин;
в) валин;
г) лейцин.
Вопрос 6. Наличие в белках
пептидной связи обнаружил ученый:
а) М.В.Ломоносов;
б) В.В.Марковников;
в) А.Я.Данилевский;
г) Э.Г.Фишер.
Игра II
Отборочный тур. Какие виды
химической связи поддерживают третичную
структуру белковой молекулы?
а) Водородная;
б) пептидная;
в) сложноэфирная;
г) металлическая;
д) мостики –S–S–;
е) силы Ван-дер-Ваальса.
Вопрос 1. Сколько мономеров
участвует в образовании белка?
а) 4;
б) 20;
в) 15;
г) 30.
Вопрос 2. Какую функцию выполняют
белки в организме?
а) Источник энергии;
б) запасающая;
в) строительный материал;
г) теплоизоляторы.
Вопрос 3. Мономерами белков
являются:
а) аминокислоты;
б) -аминокислоты;
в) жирные кислоты;
г) углеводы.
Вопрос 4. Состав белков –
природных полимеров – был доказан при помощи
реакции:
а) гидролиза;
б) электролиза;
в) гидратации;
г) гидрирования.
Вопрос 5. Укажите пептидную
группу:
Вопрос 6. Какое заболевание
является примером, доказывающим определяющую
роль первичной структуры белковой молекулы?
а) острое респираторное заболевание (ОРЗ);
б) серповидная анемия;
в) атеросклероз;
г) сахарный диабет.
Игра III
Отборочный тур. Укажите вещества,
имеющие белковую природу:
а) ферменты
б) гормоны;
в) липиды;
г) углеводы;
д) пигменты;
е) аминокислоты.
Вопрос 1. Сколько уровней
организации различают в белковой молекуле?
а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1.
Вопрос 2. Некоторые белки
вырабатывают антитела. Тем самым они выполняют
функцию:
а) каталитическую;
б) сократительную;
в) иммунную;
г) пластическую.
Вопрос 3. Какой вид химической
связи поддерживает вторичную структуру белковой
молекулы?
а) водородная;
б) ионная;
в) пептидная;
г) гидрофобная.
Вопрос 4. Имитацией третичной
структуры белковой молекулы является:
а) клубок ниток;
б) произвольно свернутая в клубок
электроспираль;
в) собранная телевизионная антенна;
г) выпрямленный телефонный шнур.
Вопрос 5. Как называется белок, у
которого первым удалось расшифровать первичную
структуру?
а) Рибонуклеаза;
б) инсулин;
в) глобин;
г) миоглобин.
Вопрос 6. Дисульфидные связи
–S–S– возникают при формировании третичной
структуры белка:
а) всегда;
б) если имеются остатки цистеина;
в) если в белке есть остатки глицина;
г) если белок включает остатки аланина.
Игра IV
В отборочном туре играют только капитаны.
Ответивший раньше других правильно продолжает
игру с любым выбранным им соперником. За
правильный ответ игрок получает дополнительные
баллы в личную «копилку» результатов.
Отборочный тур. Расположите
вещества в порядке возрастания значений их
относительной молекулярной массы Mr:
а) дипептид АЛА–ГЛИ;
б) полипептид;
в) белок;
г) дипептид ГЛИ–ВАЛ;
д) дипептид АЛА–ВАЛ.
Вопрос 1. Биологические
катализаторы – вещества белковой природы –
называются:
а) гормоны;
б) ферменты;
в) витамины;
г) углеводы.
Вопрос 2. Какая структура
белковой молекулы определяет специфическую
биологическую активность белка?
а) Четвертичная;
б) третичная;
в) вторичная;
г) первичная.
Вопрос 3. Что называется
вторичной структурой белковой молекулы?
а) Пространственная конфигурация, которую
принимает полипептидная цепь;
б) последовательность чередования аминокислот в
полипептидной цепи;
в) конфигурация, которую принимает в
пространстве закрученная в спираль
полипептидная цепь;
г) объединение нескольких полипептидных цепей в
одну молекулу.
Вопрос 4. Исходя из состава и
строения молекул, предположите химический
характер белков:
а) кислотный;
б) основный;
в) амфотерный;
г) нереакционноспособные вещества.
Вопрос 5. Имитацией вторичной
структуры белковой молекулы является:
а) телевизионная антенна;
б) телефонный шнур;
в) якорная цепь;
г) упаковочный шнур.
Вопрос 6. Укажите, в каком списке
перечислены незаменимые аминокислоты:
а) валин, лейцин, изолейцин, лизин, треонин,
аргинин, гистидин, ... ;
б) глицин, аланин, серин, цистеин, тирозин, пролин,
... .
По окончании всех четырех игр подводятся итоги
командного первенства – выявление и награждение
«Самой алчной команды» (анализ таблицы
результатов, которая заполнялась в ходе игры на
доске помощником).
Подтверждением результатов личного первенства
служит самостоятельная работа на местах с тестом
«Состав и строение белков» (самопроверка). Затем
следует обобщить результаты, выявить и наградить
«главного алчущего».
В конце урока необходимо подвести общие итоги,
отметить лучших, оценить всех участников.
Ведущий. Итак, дорогие участники, в
ходе нашей игры мы выяснили особенности состава
и строения белков как природных
высокомолекулярных соединений, определили их
функции и тем самым связали две стороны вопроса о
белках – биологическую (то, что вы уже знали) и
химическую (то, что еще не было известно).
Всего доброго! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица
Командные и индивидуальные результаты
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Состав и строение белков»
1. Укажите мономеры белков:
а) аминокислоты;
б) предельные углеводороды;
в) непредельные углеводороды;
г) углеводы;
д) жирные кислоты.
2. Сколько известно мономеров,
участвующих в образовании белков?
а) 4;
б) 20;
в) 15;
г) 30;
д) 5.
3. Укажите функциональные группы
мономеров белков:
а) СООН, ОН;
б) С=О, СООН;
в) ОН, С=О;
г) СООН;
д) СООН, NH2.
4. Укажите название химической связи,
возникающей между мономерами в белковой
молекуле:
а) водородная;
б) гидрофобная;
в) пептидная;
г) ионная;
д) гидрофильная.
5. Сколько уровней организации
различают в белковой молекуле?
а) 4;
б) 3;
в) 2;
г) 1;
д) 5.
6. Допишите уравнение реакции,
назовите вещества:
|