Цель. Развитие интереса к предмету,
активизация познавательной деятельности
учащихся.
Задачи. Формирование потребности в
познании, творчестве, труде.
В кабинете химии находятся две-три команды
десятиклассников (5–6 человек в каждой команде),
болельщики (десятиклассники, родители, учащиеся
других классов, учителя), жюри.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Правила
техники безопасности
Ведущий. Обычно говорят, что театр
начинается с вешалки, перефразируем: кабинет
химии начинается с правил техники безопасности.
Как вы поступите, если: просыпете вещество;
прольете азотную кислоту; потребуется
определить запах незнакомого вещества?
Ученики – члены команд отвечают на вопросы
ведущего.
Викторина:
«Закончите фразу»
Ведущий (дает задания командам
поочередно).
– Углерод в органических соединениях имеет
валентность, равную… (IV.)
– Углеводороды, в молекулах которых имеется
тройная связь, называют… (Алкинами.)
– Двойная связь – это сочетание двух связей: -связи и… (-Связи.)
– Для предельных углеводородов характерны
реакции… (Замещения.)
– Для непредельных углеводородов наиболее
характерны реакции… (Присоединения.)
– Многократно повторяющаяся в структуре
полимера группировка атомов называется…
(Структурным звеном.)
– Число структурных звеньев в молекуле
полимера называют… (Степенью полимеризации.)
– Реакция отщепления водорода называется…
(Дегидрированием.)
– Реакция, в результате которой происходит
отщепление воды, – это… (Дегидратация.)
– Для большинства органических веществ
характерны реакции… (Горения.)
– Для ароматических углеводородов
характерны реакции… (Замещения,
присоединения, окисления.)
Конкурс
«Химический кроссворд»
Можно подобрать самые разнообразные
кроссворды (не менее трех).
Разминка
(c болельщиками-десятиклассниками)
Ведущий. Напишите на листочках и сдайте
жюри общие формулы указанных классов
углеводородов и их названия по номенклатуре IUPAC.
На слайде: предельные углеводороды; этиленовые
углеводороды; диеновые углеводороды;
ацетиленовые углеводороды; циклопарафины;
ароматические углеводороды.
Конкурс
капитанов
Задание 1 (на задание дается 5 мин.)
В трех пробирках выданы неизвестные вещества.
Угадайте по запаху, где что.
Можно взять, например, этиловый спирт, уксусную
кислоту и нашатырный спирт.
Задание 2. Р е ш и т е з а д а ч у. какова
формула углеводорода, содержащего 25% водорода по
массе? (Ответ. Метан – CH4.)
Задание
остальным участникам команды
(во время подготовки капитанами команд своих
ответов)
Ведущий. Назовите вещества, изображенные
на слайде.
1) СН3–С(CH3)=СН–СН3;
2) СНС–СН2–СН3;
3) С6Н4–(СН3)2;
4) СН2ОН–СНОН–СНОН–СН2ОН;
5) СН3–СН(CH3)–СН(C2H5)–СН2–СН3;
6) СН3–O–С2Н5.
Далее следует слайд с ответами:
1) 2-метилбутен-2;
2) бутин-1;
3) диметилбензол;
4) 1,2,3,4-бутан-тетраол;
5) 3-этил-2-метилпентан;
6) этилметиловый эфир.
Химический
эксперимент «Вулкан»
(можно приготовить другой опыт)
Подготовленный десятиклассник демонстрирует
всем присутствующим опыт «Вулкан».
|
«Вулкан» на столе: раскаленные
частицы оксида хрома(III)
уносятся вверх, как камни и пепел при извержении
настоящего вулкана
|
Ведущий (задание болельщикам).
напишите уравнение реакции, назовите вещества,
сдайте ответы жюри.
Демонстрация слайда с уравнением реакции:
Головоломка
по теме «Предельные углеводороды»
Ведущий. Среди буквенной неразберихи
найдите слова, относящиеся к теме «Предельные
углеводороды». (На листке в шахматном
порядке – разные буквы. Из них нужно составить
необходимые слова, складывающиеся из
последовательности букв по горизонтали,
вертикали или диагонали.)
Ребусы по
органической химии
Можно подобрать или самостоятельно составить
4–5 ребусов.
(Пока жюри оценивает работу команд, команды и
болельщики слушают ведущего.)
Знаете ли вы,
что…
(или кое-что о металлах)
Ведущий. Наиболее ковкий металл – золото
(из 1 г можно вытянуть проволоку длиной 2,4 км);
самый тугоплавкий металл – вольфрам
(температура плавления 3420 °C); самый тяжелый
металл – осмий; самый твердый – хром; самый
теплопроводный и электропроводный – серебро.
Как наказание
оказалось пророчеством
Ведущий. Еще будучи воспитанником
пансиона (учебное заведение для детей помещиков
и чиновников) в Казани, Саша Бутлеров начал
интересоваться химией; вместе с товарищем они
пытались изготовить то порох, то «бенгальские
огни». Однажды, когда один из опытов привел к
сильному взрыву, воспитатель сурово наказал
Бутлерова. Три дня подряд Сашу выводили и ставили
в угол на все время, пока другие обедали. На шею
ему вешали черную доску, на которой было написано
«Великий химик». Мог ли воспитатель
предположить, что эти слова окажутся
пророческими?! Александр Михайлович Бутлеров
стал великим ученым, преобразовавшим
органическую химию, профессором Казанского
университета. Он был уверен в славном будущем
этой науки.
Кто дольше?
Ведущий. Выходят по одному желающему из
каждой команды. На каждый шаг необходимо
сказать вслух молекулярную формулу и название
соединения, например, представителей алкинов,
спиртов, альдегидов…
Заключительный
этап вечера
(пожелания участникам и болельщикам)
После подведения итогов мероприятия на большом
столе раскладываются разноцветные лепестки
ромашки, сделанные из бумаги. Участники команд
выбирают понравившийся лепесток, переворачивают
его и читают вслух пожелания.
Примеры пожеланий:
– Пусть сбудется твоя мечта стать великим
химиком!
– Из каких бы элементов ни состояла жизнь,
всегда важно уметь правильно реагировать на нее.
– Пусть в сердце будет место химии, мечты
всегда влекут вперед!
– Обмена реакция есть между нами…
– Химия грусть мою излечит, украсит время нашей
встречи.
– Да я в невежестве бы прозябал, когда б
не химия!
– Пусть даже ночами валентности снятся, уроки
химии мне пригодятся.
– Не выпасть в осадок и не раствориться и с
золотом по благородству сравниться!
– Тому, кто одолел химию, просто ничего не
страшно!
– Я бы в химики пошел, пусть меня научат!
Такие шутливые пожелания формируют
положительные эмоции, и дети неоднократно будут
вспоминать этот вечер (тем более если его снять с
помощью фотоаппарата или видеокамеры). |