Цели. Повторить темы «Периодическая
система и периодический закон Д.И.Менделеева»,
«Неметаллы VIа группы», «Применение металлов»,
«Уравнения химических реакций», «Расчеты по
химическим уравнениям»; воспитывать у учащихся
чувство ответственности, товарищества, здоровой
конкуренции.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня у нас урок повторения и
обобщения ранее пройденных тем. Урок проводим в
виде химического пятиборья, как в спорте. За
отдельный вид состязания в знаниях мы будем
принимать одну тему в химии. Максимум набранных
баллов – 25, по 5 баллов за каждый вид. Вашу работу
будет оценивать судейская команда учащихся из
параллельного 11«А» класса.
Критерии оценки (записаны на доске): за
каждый правильный ответ – 1 балл.
I. Периодическая
система и периодический закон Д.И.Менделеева
Учащимся предлагаются тесты на
перфокартах. Время выполнения – 5 мин.
Вариант I
1. Схема распределения электронов по
энергетическим уровням в атоме углерода:
а) 2, 5; б) 2, 4; в) 2, 7; г) 2, 8, 5.
2. Число электронов на внешнем
энергетическом уровне атома кремния:
а) 1; б) 2; в) 4; г) 6.
3. Из данного перечня выберите изотопы
углерода 126С:
а) 136Х; б) 4019Х; в) 157Х;
г) 178Х.
4. Как изменяются свойства атомов элементов
с увеличением порядкового номера элемента в
главных подгруппах?
а) Металлические свойства уменьшаются, а
неметаллические увеличиваются;
б) металлические и неметаллические свойства
увеличиваются;
в) металлические и неметаллические свойства
уменьшаются;
г) металлические свойства увеличиваются, а
неметаллические уменьшаются.
5. Выберите электронную формулу атома
фосфора:
а) 1s22s22p1; б) 1s22s22p63s23p3;
в) 1s22s22p63s1;
г) 1s22s22p63s2.
Вариант II
1. Схема распределения электронов по
энергетическим уровням в атоме азота:
а) 2, 5; б) 2, 4; в) 2, 7; г) 2, 8, 5.
2. Число электронов на внешнем
энергетическом уровне атома серы:
а) 1; б) 2; в) 4; г) 6.
3. Из данного перечня выберите изотопы
кислорода 168О:
а) 136Х; б) 4019Х; в) 157Х;
г) 178Х.
4. Как изменяются свойства атомов элементов
с увеличением порядкового номера элемента в
периодах?
а) Металлические свойства уменьшаются, а
неметаллические увеличиваются;
б) металлические и неметаллические свойства
увеличиваются;
в) металлические и неметаллические свойства
уменьшаются;
г) металлические свойства увеличиваются, а
неметаллические уменьшаются.
5. Выберите электронную формулу атома
натрия:
а) 1s22s22p1; б) 1s22s22p63s23p3;
в) 1s22s22p63s1;
г) 1s22s22p63s2.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТЕСТА
Вариант I. 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4
– г, 5 – б.
Вариант II. 1 – а, 2 – г, 3 – г, 4
– а, 5 – в. |
II.
Неметаллы VIa группы
Учитель. Проведем цифровой диктант «Узнай
меня». Диктант посвящен трем веществам –
кислороду O2, озону O3 и сере S.
Он рассчитан на два варианта:
вариант I – четные вопросы,
вариант II – нечетные вопросы.
На листах у учащихся записаны формулы веществ:
О2 – … ,
О3 – … ,
S – … ,
напротив которых они указывают номера
подходящих предложений.
Диктант «Узнай меня»
1. Газ, тяжелее воздуха в 1,6 раза.
2. Светло-желтый порошок.
3. Лучинка в этом веществе горит ярче.
4. Порошок, не смачивающийся водой.
5. Газ, обесцвечивающий краски.
6. Газ с запахом свежести.
7. Вещество, которое в расплавленном виде
растягивается, как резина.
8. Газ, необходимый для жизни.
9. Элемент, открытый К.Шееле, в природе
встречается в виде оксидов и как простое
вещество.
10. Используется для очистки воды.
11. Проявляет только окислительные свойства.
12. Проявляет восстановительные и
окислительные свойства.
13. Встречается в природе в составе гипса.
14. Легко плавится.
15. Образуется при фотосинтезе.
16. Бесцветный газ без запаха.
17. Проявляет степени окисления –2, +4, +6.
18. Вещество, задерживающее
ультрафиолетовые лучи Солнца в верхних слоях
атмосферы.
19. Хороший диэлектрик.
20. Получают путем разложения воды
электрическим током.
21. Уничтожает микроорганизмы в питьевой
воде.
22. Входит в состав черного пороха.
ОТВЕТЫ К ДИКТАНТУ "УЗНАЙ МЕНЯ"
Вариант I. О2 – 8, 16, 20; О3 – 6, 10,
18; S – 2, 4, 12, 14, 22.
Вариант II. О2 – 3, 9, 11, 15; О3 – 1,
3, 5, 11, 21; S – 7, 13, 17, 19. |
Критерии оценки
5 баллов – 0 ошибок;
4 балла – 1–2 ошибки;
3 балла – 3–4 ошибки;
2 балла – 5–6 ошибок;
1 балл – 7–8 ошибок.
III. Применение
металлов
Повторение этой темы проводится в виде
игры-загадки «Маска, я тебя знаю!». (Вопросы
задают ребята из другого класса.)
1-я маска. Я дружу с человеком очень давно. Я
красив, больше всего мне идет желтый цвет. Меня
легко повредить, т. к. характер у меня очень
мягкий; но многие ругают меня, называют
кровожадным. Без меня нельзя обойтись, когда
совершают покупки, строят храмы, запускают
искусственные спутники Земли. Мой небесный
покровитель – Солнце. Меня называют царем
металлов и металлом царей. Кто я?
(О т в е т. Золото.)
2-я маска. Я не менее красива, чем золото. Мой
род очень древний, ему примерно 7 тыс. лет. С моей
помощью 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую
пирамиду Хеопса. Из меня изготовили щит герою
Троянской войны Ахиллу. Я очень музыкальна, у
меня прекрасный голос. Я умею исцелять, без меня у
человека развивается малокровие, слабость. Кто я?
(О т в е т. Медь.)
3-я маска. В древности некоторые
народы ценили меня больше, чем золото. Считается,
что я пришелец из космоса. Я и воин, и труженик. У
меня настоящая мужская работа. Без меня человек
слаб и немощен. Мой покровитель – бог войны Марс.
Кто я?
(О т в е т. Железо.)
Критерии оценки
5 баллов – за правильный ответ;
0 баллов – за неправильный ответ.
IV. Уравнения
химических реакций
(Полоса препятствий)
Цель этого соревнования – развить умения
писать уравнения реакций для цепочки
превращений и активизировать знания химических
свойств простых и сложных веществ.
На магнитной доске – цветок, на его лепестках –
химические формулы.
Задание. Напишите как можно больше (не
менее восьми) уравнений реакций между
предложенными веществами.
Вариант I
S, О2, СН4, NaOH, Н2О, НСl, С6Н5ОН,
Na.
Р, Н3РО4, О2, S, Н2О, Na, C2H5Сl,
Р2О5, С4Н10.
ОТВЕТЫ
Вариант I
1) 2НСl + Na = 2NaCl + H2;
2) S + O2 = SO2;
3) 2Na + S = Na2S;
4) С6Н5ОН + NaOH = C6H5ONa + H2О;
5) 2С6Н5ОН + 2Na = 2C6H5ONa + Н2;
6) 2Na + O2 = Na2O2;
7) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О;
8) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2.
Вариант II
1) 4Р + 5О2 = 2Р2О5;
2) Р2О5 + 3Н2О = 2Н3РО4;
3) 2Р + 5S = P2S5;
4) 2С2Н5Сl + 2Na = C4H10 + 2NaCl;
5) 2Na + O2 = Na2O2;
6) С4Н10 + 6,5О2 = 4СО2 + 5Н2О;
7) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;
8) 2H3PO4 + 6Na = 2Na3PO4 + 3H2. |
Критерии оценки
5 баллов – написано 8 реакций;
4 балла – 6–7 реакций;
3 балла – 5–6 реакций;
2 балла – 3–4 реакции;
1 балл – 1–2 реакции.
V. Расчеты по
химическим уравнениям
УРОВЕНЬ А (3 балла)
В результате реакции, термохимическое
уравнение которой
2АgNO3 (тв.) = 2Аg (тв.) + 2NO2 (г.) + О2
(г.) – 317 кДж,
поглотилось 15,85 кДж теплоты. Масса
выделившегося серебра равна:
1) 1,08 г; 2) 54 г; 3) 5,4 г; 4) 10,8 г.
(Ответ. 4.)
УРОВЕНЬ В (4 балла)
К 200 г 10%-го раствора КСl добавили 50 г воды.
Рассчитайте массовую долю КСl в полученном
растворе.
(Ответ. 8%.)
УРОВЕНЬ С (5 баллов)
Смешали 125 мл 5%-го раствора гидроксида лития ( = 1,05 г/мл) и 100 мл 5%-го
раствора азотной кислоты ( = 1,03 г/мл). Определите среду полученного
раствора и массовую долю нитрата лития в нем.
(Ответ. Cреда раствора щелочная,
(LiNO3) =
2,4%.)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Раздаются тесты ЕГЭ, шесть
вариантов. |