Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:56:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

Анализ поэтического текста. М.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»
09.10.2011, 12:24:25
Предложим ученикам поразмышлять о стихотворении, которое начинается упоминанием самого земного и дающего жизнь — "желтеющей нивы”, а заканчивается словами, которые нечасто можно встретить у Лермонтова, — "в небесах я вижу Бога”. Что же располагается в тексте между двумя этими понятиями? Стихотворение кажется простым и понятным, это впечатление во многом обусловлено чёткостью, выверенностью его построения. М.Л. Гаспаров пишет: "…Это четыре строфы, из них первые три начинаются «когда… когда… когда…», а заключительная — «тогда»; синтаксическая схема обнажена до предела”. А поэтому предложим ученикам проанализировать последовательность действий, характеристик, точек зрения, охвата времени и пространства и метрику стихотворения Лермонтова. Размышляя о формальных элементах текста, ребята открывают для себя новые пласты смысла. Чрезвычайно полезной может оказаться работа в группах, когда ребята отвечают только на один вопрос, знакомя остальных с результатами своего мини-исследования, а в конце суммируются выводы, к которым пришли в каждой группе.

Вот краткая запись сделанных наблюдений.

Действия:

1-я строфа — волнуется нива, лес шумит — начинается одушевление неодушевлённых предметов, слива прячется — пассивное состояние;

2-я строфа — ландыш кивает (приветливо) — активное действие, эмоционально окрашенное;

3-я строфа — ключ играет и лепечет — предмет из бессловесного становится наделённым речью, внимание переносится с предмета на содержание его речи.

Вывод: от 1-й строфы к 3-й — от неодушевлённости к одушевлённости.

Характеристики:

1-я строфа — желтеющая, малиновая, зелёный — цветовые эпитеты, есть еще 2 — свежий, сладостный;

2-я строфа — характер эпитетов меняется: румяный, златой, серебристый (не столько цвет, сколько свет), душистая;

3-я строфа — цветовые эпитеты отсутствуют, студёный — вместо зримого предмета — атмосфера, но появляются эпитеты совсем другого характера — смутный, таинственная, мирный.

Вывод: от конкретности к таинственности, от сторонней ясности — к внутренней смутности.

Точка зрения:

1-я строфа — объективна, со стороны, всякий может удостовериться;

2-я строфа — субъективна — МНЕ — проверить нельзя;

3-я строфа — МНЕ — и сага, и сон существуют только для души поэта.

Вывод: душа выдвигается на первый план.

Время:

1-я строфа — конкретное время, определённый временной момент;

2-я строфа — момент не совпадает с предыдущим, момент не фиксирован, а произволен (иль), вечер — утро — не случайно размытые, переходные моменты суток.

3-я строфа — нет никаких временных указаний, сон — выходит за пределы времени.

Вывод: от 1-й к 3-й строфе мы наблюдаем переход от конкретности к неопределённости, вневременность.

Пространство:

1-я строфа — широко, многообразно: нива, лес, сад — как будто три взгляда в три разные стороны;

2-я строфа — резко сжимается, крупным планом — только куст и ландыш; сужение не скачком, а постепенно (важно проследить, как построено предложение).

3-я строфа — пространство прорывается, "ключ играет по оврагу” — появляется протяжённость, первое движение.

Вывод: внимание читателя уводится за пределы конкретности материального мира.

Метрика:

1-я строфа — шестистопный ямб.

2-я и 3-я строфа — чередование пяти- и шестистопного ямба.

4-я строфа — шестистопный ямб, последняя строка укорочена — четырёхстопный ямб, рифмовка — охватная, а не перекрёстная, как в первых трёх строфах.

Вывод: концовка стихотворения подчёркивается и ритмически; в финале возникает ощущение недосказанности (укороченная строка).

Предложим ученикам сопоставить выводы, сделанные в каждой группе, а в конце работы приведём вывод, к которому приходит М.Л. Гаспаров: "…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвёртая ступень — с Богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу Бога» сталкивает понятия «я» и «Бог» — оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение”.

Вопросы и задания для самопроверки

  • Прочитайте и законспектируйте статью Ю.М. Лотмана о стихотворении «Парус» в указанном издании (см. список литературы).
  • Сформулируйте систему вопросов, которые можно было бы предложить ученикам для помощи в анализе стихотворений «Утёс» и «На севере диком…».
  • Ответьте на вопрос: какие литературоведческие понятия и термины возможно "отработать” при анализе лирики М.Ю. Лермонтова?
  • Подберите цитаты из воспоминаний современников, помогающие охарактеризовать эпоху, в которую жил М.Ю. Лермонтов.
Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Носик | Теги: занимательный урок, викторина, методическая разработка, зарубежная литература в школе, учителю-словеснику, неделя литературы в школе, веселый урок
Просмотров: 1796 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0