Предложим ученикам поразмышлять о
стихотворении, которое начинается упоминанием
самого земного и дающего жизнь — "желтеющей
нивы”, а заканчивается словами, которые нечасто
можно встретить у Лермонтова, — "в небесах я
вижу Бога”. Что же располагается в тексте между
двумя этими понятиями? Стихотворение кажется
простым и понятным, это впечатление во многом
обусловлено чёткостью, выверенностью его
построения. М.Л. Гаспаров пишет: "…Это четыре
строфы, из них первые три начинаются «когда…
когда… когда…», а заключительная — «тогда»;
синтаксическая схема обнажена до предела”. А
поэтому предложим ученикам проанализировать
последовательность действий, характеристик,
точек зрения, охвата времени и пространства и
метрику стихотворения Лермонтова. Размышляя о
формальных элементах текста, ребята открывают
для себя новые пласты смысла. Чрезвычайно
полезной может оказаться работа в группах, когда
ребята отвечают только на один вопрос, знакомя
остальных с результатами своего
мини-исследования, а в конце суммируются выводы,
к которым пришли в каждой группе.
Вот краткая запись сделанных наблюдений.
Действия:
1-я строфа — волнуется нива, лес шумит —
начинается одушевление неодушевлённых
предметов, слива прячется — пассивное состояние;
2-я строфа — ландыш кивает (приветливо) —
активное действие, эмоционально окрашенное;
3-я строфа — ключ играет и лепечет — предмет из
бессловесного становится наделённым речью,
внимание переносится с предмета на содержание
его речи.
Вывод: от 1-й строфы к 3-й — от
неодушевлённости к одушевлённости.
Характеристики:
1-я строфа — желтеющая, малиновая, зелёный —
цветовые эпитеты, есть еще 2 — свежий, сладостный;
2-я строфа — характер эпитетов меняется:
румяный, златой, серебристый (не столько цвет,
сколько свет), душистая;
3-я строфа — цветовые эпитеты отсутствуют,
студёный — вместо зримого предмета — атмосфера,
но появляются эпитеты совсем другого характера
— смутный, таинственная, мирный.
Вывод: от конкретности к таинственности, от
сторонней ясности — к внутренней смутности.
Точка зрения:
1-я строфа — объективна, со стороны, всякий
может удостовериться;
2-я строфа — субъективна — МНЕ — проверить
нельзя;
3-я строфа — МНЕ — и сага, и сон существуют
только для души поэта.
Вывод: душа выдвигается на первый план.
Время:
1-я строфа — конкретное время, определённый
временной момент;
2-я строфа — момент не совпадает с предыдущим,
момент не фиксирован, а произволен (иль), вечер —
утро — не случайно размытые, переходные моменты
суток.
3-я строфа — нет никаких временных указаний, сон
— выходит за пределы времени.
Вывод: от 1-й к 3-й строфе мы наблюдаем
переход от конкретности к неопределённости,
вневременность.
Пространство:
1-я строфа — широко, многообразно: нива, лес, сад
— как будто три взгляда в три разные стороны;
2-я строфа — резко сжимается, крупным планом —
только куст и ландыш; сужение не скачком, а
постепенно (важно проследить, как построено
предложение).
3-я строфа — пространство прорывается, "ключ
играет по оврагу” — появляется протяжённость,
первое движение.
Вывод: внимание читателя уводится за
пределы конкретности материального мира.
Метрика:
1-я строфа — шестистопный ямб.
2-я и 3-я строфа — чередование пяти- и
шестистопного ямба.
4-я строфа — шестистопный ямб, последняя строка
укорочена — четырёхстопный ямб, рифмовка —
охватная, а не перекрёстная, как в первых трёх
строфах.
Вывод: концовка стихотворения
подчёркивается и ритмически; в финале возникает
ощущение недосказанности (укороченная строка).
Предложим ученикам сопоставить выводы,
сделанные в каждой группе, а в конце работы
приведём вывод, к которому приходит
М.Л. Гаспаров: "…Композиционное равновесие
лермонтовского стихотворения идеально: в части
«когда…» три ступени, по которым мы словно
уходим из мира внешнего и углубляемся в мир
внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в
части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы
словно возвращаемся из мира внутреннего в мир
внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за
ними четвёртая ступень — с Богом в небе.
Заключительная строка «И в небесах я вижу Бога»
сталкивает понятия «я» и «Бог» — оба полюса,
между которыми лежит то понятие «мир», с которого
начиналось стихотворение”.
Вопросы и задания для самопроверки
- Прочитайте и законспектируйте статью
Ю.М. Лотмана о стихотворении «Парус» в
указанном издании (см. список литературы).
- Сформулируйте систему вопросов, которые можно
было бы предложить ученикам для помощи в анализе
стихотворений «Утёс» и «На севере диком…».
- Ответьте на вопрос: какие литературоведческие
понятия и термины возможно "отработать” при
анализе лирики М.Ю. Лермонтова?
- Подберите цитаты из воспоминаний
современников, помогающие охарактеризовать
эпоху, в которую жил М.Ю. Лермонтов.
|