Готовясь к Большой булгаковской игре, командам
следует особенно внимательно перечитать
произведения "Собачье сердце”, "Театральный
роман”, "Мастер и Маргарита”.
I. Разминка
Продолжим фразу. Ведущий читает начало фраз,
команды по очереди продолжают их; если команда
затрудняется ответить или отвечает неправильно,
вопрос переходит к соперникам.
- Не шалю, никого не трогаю...
- Котам обычно почему-то говорят "ты”...
- Сим удостоверяю, что предъявитель сего, Николай
Иванович, провёл упомянутую ночь на балу у
сатаны, будучи привлечён туда в качестве...
- Единственно, что может спасти смертельно
раненного кота...
- Пусть бы ездил Бегемот...
- Холодными закусками и супом закусывают только...
- Если вы заботитесь о своём пищеварении, вот
добрый совет...
- Невозможно в одно и то же время подметать
трамвайные пути и...
- Интересно. Человек окончил приходскую школу,
бреется каждый день и...
- Ошейник всё равно что... (сострил мысленно пёс).
Болельщикам можно предложить припомнить
ответные реплики в диалогах.
- — Достоевский умер, — сказала гражданка, но
как-то не очень уверенно. — ...
- — А что это за шаги такие на лестнице? —
спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с
чёрным кофе. —...
- — Вы хотите курить, как я вижу? вы какие
предпочитаете? — ...
II.
Каждая команда получает по два набора
карточек со словами. Нужно из слов каждого набора
сложить булгаковскую фразу, обнаружить в ней
неправильное, нейтральное, небулгаковское слово
и заменить его булгаковским.
Для первой команды:
а) Бегемот съел стопку отрезал его поперчил
спирта и этого так кусок залихватски выпил
вторую что всё после посолил зааплодировали
ананаса
б) удивительного Иван я купаться эту
Москва-реку ну и украли нету мою а на дрянь ничего
пошёл одежу ответил тут оставили
Для второй команды:
а) когда охраной сказал что Иван подошёл к
тому где по второе выяснилось осталось под его
бородача платье похищено не только ступеням но и
первый мокрый месту
б) взять в неожиданно бы Иван Канта да
доказательства сказал такие года на за Соловки
совершенно три этого Николаевич
III.
"Ведь, я не ошибаюсь, вы человек
невежественный”? — спрашивает Мастер Ивана
Бездомного в доме скорби. — "Бесспорно”, —
согласился неузнаваемый Иван. Большинство же
персонажей так о себе не думает. (Ответ на
следующие вопросы даёт тот игрок, который раньше
других поднял руку, показывая, что хочет
отвечать.)
- Кто до своего сна "совершенно не знал
произведений Пушкина, но самого его знал
прекрасно”?
- Кто и о ком говорит: "...надеялся, что резвые
нимфы сбегутся к нему и произойдёт ещё многое
приятное в том же духе. Но, как видите, ничего
этого не случилось, никакие нимфы не сбежались к
нему, и музы ему дань не принесли, и чертогов он
никаких не воздвиг, а, наоборот, кончил очень
скверно, помер к чёртовой матери от удара на
своём сундуке с валютой и камнями”?
- В каких словах "чугунного человека” поэт
Рюхин не находит ничего особенного?
IV.
А вот Максудов, герой "Театрального романа”,
по его словам, "окончил в университете два
факультета и скрывал это”. Однако скрыть это не
удаётся — ни от героев, ни от читателей. (Этот
конкурс проводится так же, как предыдущий.)
- О каких Толстых говорит рассерженный
Максудов, отвечая на реплику Рудольфи "Толстому
подражаете”?
- На какие слова Бомбардова Максудов отвечает:
"Этот разговор уже описан Гоголем, не будем же
повторяться”?
- Где в "Театральном романе” появляется
портрет Гоголя?
V.
Известно, что Булгаков был внимательным и
благодарным читателем Гоголя. Бывает трудно с
уверенностью сказать, кто автор того или иного
отрывка. Например такого: "...перед ним в чудной
сияющей панораме предстал вечный город. Вся
светлая груда домов, церквей, куполов,
остроконечий сильно освещена была блеском
понизившегося солнца. Группами и поодиночке один
из-за другого выходили дома, крыши, статуи,
воздушные террасы и галереи...” Этот отрывок из
"Рима” Гоголя очень напоминает булгаковские
строчки о Москве из "Мастера и Маргариты”.
Команды получают тексты, написанные Гоголем,
и находят им соответствия в романе Булгакова
"Мастер и Маргарита”.
- Галопад летел во всю пропалую: почтмейстерша,
капитан-исправник, дама с голубым пером, дама с
белым пером, грузинский князь Чипхайхилидзев,
чиновник из Петербурга, чиновник из Москвы,
француз Куку, Перхуновский, Беребендовский — всё
поднялось и понеслось...
- ...Точно, был чудотворец: как только услышал он,
в чём дело, в ту ж минуту кликнул квартального,
бойкого малого в лакированных ботфортах, и,
кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да
прибавил только: "Понимаешь!” — а уж там, в
другой комнате, в продолжение того времени, как
гости резалися в вист, появилась на столе белуга,
осётры, сёмга, икра паюсная, икра
свежепросольная, селёдки, севрюжки, сыры,
копчёные языки и балыки...
Пока команды работают, болельщики отвечают
на вопрос ведущего: "О каких "девушках с
дефектами” говорится в романе "Мастер и
Маргарита”?
Я пришёл через две недели и был принят какой-то
девицей со скошенными к носу от постоянного
вранья глазами.
Сообщают о них всегда какие-то девушки,
невнятно произносящие названия мест. Кроме того,
каждая третья из них немного косноязычна, как
будто таких нарочно подбирают.
Сложением девица отличалась безукоризненным,
и единственным дефектом её внешности можно было
считать багровый шрам на шее.
VI.
В произведениях Булгакова, как и в
произведениях Гоголя, часты так называемые
каталоги — длинные перечни (этот приём известен
ещё с гомеровской "Илиады” — вспомним список
кораблей).
Ведущий называет для каждой команды первые
пункты такого перечня, команда определяет
произведение и припоминает ещё два-три пункта.
- Рыбно-дачная секция. Однодневная творческая
путёвка...
- Сара Бернар, Севастьянов Андрей Пахомович,
заведующий осветительными приборами театра...
VII.
Мемуарист Ермолинский вспоминает, как Булгаков
в тяжёлую для себя пору однажды прибежал в дом с
торжествующим криком: "Напечатали!” — и прочёл
отчёркнутое в газете: "На первый взгляд его
творческая система кажется необычайно
противоречивой, характер образов колеблется от
чудовищного гротеска до нормы реалистического
обобщения. У него чёрт разгуливает по улицам
города...” Это была грустная мистификация —
напечатали не хвалебный отзыв о Булгакове, а
статью о Гофмане. Но эти слова можно было отнести
и к Булгакову.
Какие его герои кажутся связанными с
нечистой силой?
Какие три слова Рудольфи предложил
вычеркнуть из романа — "на странице первой,
семьдесят первой и триста второй”?
Вспомните, как по-разному ведут себя его
герои, когда на них обрушивается беда. Вставьте
пропущенные слова (каждая команда получает по
предложению с пропущенным словом).
- Кроме того я чувствовал, что _____, прерванное на
самом интересном месте, теперь уже не состоится,
и, следовательно, с завтрашнего дня я опять
окажусь в пучине бедствий.
- Я стала ____от горя и бедствий, поразивших меня.
VIII.
В произведениях Булгакова отразился и мир
современной ему литературы. Герои разных
произведений оценивают его одинаково и вполне
определённо.
Кому принадлежат следующие высказывания?
Я впервые попал в мир литературы, но теперь,
когда всё уже кончилось и гибель моя налицо,
вспоминаю о нём с ужасом!
Я лелеял мысль стать писателем. Ну и что же?
...собственно говоря, открылся передо мною мир, в
который я так стремился, и вот такая оказия, что
он мне показался сразу же нестерпимым.
Каких писателей — современников Булгакова —
вы можете узнать в эпизодических героях его
произведений?
IX.
Отношение современников к Булгакову тоже было
разным. Догадайтесь, о каких эпизодах
произведений Булгакова идёт речь во фрагментах
из "Второй книги” Надежды Яковлевны
Мандельштам?
- По-моему, рассказ о ящичке — лучшее, что сказал
Булгаков. Видеть сцену и слышать голоса актёров
— необходимая предпосылка для сочинения
театрализованных вещей.
- Я вспоминаю убогие мечты мои и женщин моего
поколения: домишко, вернее, комната в
коммунальной квартире, кучка червонцев — хоть на
неделю вперёд, туфельки и хорошие чулки. Женщины,
замужние и секретарши — все мы бредили чулками.
Непрочные — из настоящего шёлка, чуть
прогнившего, — они рвались на второй день...
Дурень Булгаков, нашёл над чем смеяться: бедные
нэповские женщины бросились за тряпками, потому
что им надоело ходить в обносках, в дивных юбках
из отцовских брюк.
X.
Во многих произведениях Булгакова звучит
музыка. Писатель был большим знатоком и
любителем оперы. Команды и болельщики слушают
музыкальные фрагменты, определяют композиторов,
названия опер и произведения Булгакова, в
которых о них идёт речь. Письменные ответы сдают
жюри. (Можно включить фрагменты из "Аиды”
Верди, "Евгения Онегина” Чайковского, "Демона”
Рубинштейна.)
XI.
Как относился Булгаков к хоровому пению?
Команды получают задание: удалиться,
порепетировать и спеть хором что-нибудь из того,
что пели хором в произведениях Булгакова.
Пока они репетируют, болельщики отвечают на
вопросы.
"Квартирный вопрос”, испортивший москвичей,
появляется в большинстве булгаковских книг. В
каких произведениях есть "нехорошая квартира”,
"похабная квартира”, "проклятая квартира”?
Возвратившиеся команды по очереди исполняют
отрепетированные хоровые номера и отвечают на
последний вопрос:
Какой эпиграф вычеркнул издатель "Записок
покойника”?
Получив ответ ("Коемуждо по делом его...”), жюри
поступает в соответствии с этими словами:
называет и награждает победителей.
|