Жюль Габриэль Верн в науке XIX и XX
веков был всепроникающей невидимой силой, о присутствии, влиянии
которой говорили геолог Обручев, инженер Маркони, полярник Нансен,
аэродинамик Жуковский, химик Менделеев, Циолковский, создатель подводных
и воздушных аппаратов Пикар, космонавты и писатели, поэты и
футурологи...
1828 год. Уже ушли в историю французская революция и
Наполеон, уже установилась почти спокойная жизнь при Бурбонах, уже
только в детских воспоминаниях отцов и матерей и в памяти о молодой
зрелости дедов и бабушек остался XVIII век.
Но нового века ещё не видно. Ещё не сменились одежды, ещё остаются
диковинками паровая машина, подзорная труба и громоотвод, только ещё
слухи (мало кто видел) о сухопутном чудище паровозе и морском
огнедышащем драконе пароходе.
Восьмого февраля в мире парусников, тёмных улиц, масляных фонарей,
конских выездов, бронзовых канделябров, гладкоствольных пушек, вечных
бретонских виноградников, распространяющихся сомнений в существовании
Бога, в мире уже круглой Земли, в мире заморских товаров, недавно
открытой планеты Уран и только открываемых первых астероидов родился
мальчик, сказавший впоследствии, уже будучи немолодым человеком: "Моя
любовь — музыка, море и свобода. Мой любимый герой — Робинзон”.
Рассказывая школьникам о Жюле Верне, надо не забыть рассказать про
чуть-чуть не состоявшийся побег отрока из дома на шхуне, про бестолковое
пятнадцатилетие пребывания в Париже, писание пьес, которые почти не
ставили, водевилей, одобряемых в узких дружеских кругах, поэм и
рассказов, не замечаемых читателями... Убегая от Фемиды (ради служения
которой отец направил Жюля в Париж) в поисках Урании, Верн женится на
состоятельной вдове и пытается делать деньги на бирже.
Есть только одна странность, особенность в этой нормальной биографии
молодого более-менее обеспеченного француза — её величество КАРТОТЕКА:
тысячи и тысячи карточек с описанием морей, зверей, растений,
путешествий, изобретений и открытий.
Но на пороге 60-е годы, и в них какой-то великий всемирный запас
энергетики: Дарвин уже написал об эволюции видов, Маркс приближается к
«Капиталу», Менделееву вот-вот приснится Периодическая система, Лев
Толстой любуется Наташей и переживает за Андрея Болконского, Флобер
пишет «Саламбо». Уже появились спички и марки, газовое освещение и
телеграф, железная дорога, лайнер «Грейт Истерн», почти открыт закон
сохранения энергии, а физики и физиологи начинают докапываться до
душевных проявлений человека, сводя их к нервам и рефлексам.
1862 год. Случай и закономерность соединяют
тридцатичетырёхлетнего Верна и издателя и редактора Пьера Жюля Этцеля.
Из этой встречи высекается искра "романа о науке”, разгораясь
многолетним то ослепительным, то ослабевающим, но не гаснущим более
полувека огнём, пережившим на двадцать семь лет Этцеля и на девять лет
самого Жюля Верна (новые, дописанные сыном Мишелем романы выходили и
после его смерти).
1905 год. Почти ослепший, слабый (диабет), седой
Жюль Габриэль Верн уходил, оставив мир, который он выдумал, описал и в
именовании которого участвовал: мир фонографа и телефона, электрических
машин и электрического освещения, самолёта и радиотелеграфа, рентгена и
трамвая, автомобиля и печатной машинки Ремингтон.
Собственно, мы ещё три четверти столетия жили в мире, из которого
ушёл Жюль Верн. Мир начал переворачиваться заново только в 80–90-е годы
ХХ века усилиями компьютера, Интернета и мобильного телефона.
Рассказывать о Жюле Верне — это рассказывать о «L’ile mysterieuse» —
«Таинственном острове».
1874 год. Новый роман Жюля Верна по частям поступает
в хозяйство Этцеля и печатается из номера в номер в «Журнале воспитания
и развлечения». В начале 1875 года «Остров» становится книгой и в этом
же году переводится на русский язык.
Кто они, герои «Таинственного острова»?
Инженер Сайрес Смит. Учёный-воитель, 45 лет.
Классический американец своего века: высокий, жилистый,
целеустремлённый, упорный. Даже если его цель уничтожена, долг —
работать! Работать и наблюдать! Наблюдать и работать! Его девиз:
"Упорствуя в делах, не нуждаюсь в успехе”. Вера инженера Смита — вера в
рациональное устройство мира, доверие к науке и изобретательство. Знание
имеет смысл, если оно нужно для дела. Дело рождает мысль. Знание,
воплощённое в дело, и есть миссия человека.
Журналист Гедеон Спилет во многом похож на Сайреса
Смита. Но чуть меньше годами, с чуть меньшими умениями, немного не
дотягивает до самоактуализации — стремление победить Пенкрофа,
стремление первым сказать "А!” (где можно подождать и сказать "Б!”)
занимает не меньше места в его душе, чем порыв проявить себя. Его роднит
с Сайресом наблюдательность, энергия, физическая закалённость,
смелость. Но наблюдательность Спилета и его любознательность менее
деятельны: не столько понять и сделать, сколько узнать и сообщить,
поведать миру. На острове Линкольн он единственный, для кого острова
мало, — единственный, кого хоть иногда гложет тоска по своей профессии.
Наб, Нахвудоносор. Нет, конечно, просто Наб. Из того
же теста, что Смит и Спилет. Сила, энергия, смелость,
сообразительность. Но тесто выпечено в другой социальной печи. Поэтому
непосредственен, проворен, предан хорошим людям и первому из хороших,
инженеру Смиту. Его бойкость и умелость соединены в редко удачном сплаве
с кротостью и услужливостью. Источник — неколебимая вера в
справедливого, доброго хозяина. Энергия и общительность Наба чуть
подкрашена красками сентиментальности и скрываемой верой в чудесность и
справедливость устройства мира.
Моряк Пенкроф. Рослый, крепкий, зоркий ("глаза —
телескопы”), не совсем понятного возраста (35? 40? Скорее верна вторая
цифра: не столько по судьбе, сколько по его отношению к Герберту,
Спилету, Смиту). Плотник, портной, садовник, землепашец, животновод,
кораблестроитель и кораблеводитель. Его вера, его кредо — жизненный
опыт. Для Пенкрофа в мире существует только то, что было в его опыте,
или, в крайнем случае, то, что есть предмет теперешнего его делания. Всё
иное — повод для невероятного удивления, недоумения и серьёзного
сомнения.
Герберт Браун. В начале романа ему пятнадцать, в
конце — девятнадцать. Остров Линкольн — его университеты. Смелость,
поддержанная верой в Пенкрофа и в образ отца-капитана. Ум, прилежность,
великодушие, приличный кругозор и жажда знаний. Поиск жизненных
образцов. Здесь везенье — на его пути оказался инженер Смит, символ
всего и вся: знания, ума, смелости, заботы... Что ещё нужно тинейджеру
для того, чтобы взрастилась в нём разумная смелость, любознательность и
гордость успехами?
И ещё бывший беглый каторжник и отшельник Айртон —
как воплощение пробуждающейся совести.
Но никто из них не станет героем романа. Герой романа — их
сообщество, общность, КОМАНДА ОСТРОВА ЛИНКОЛЬН.
Для рассказа о команде недостаточно представить её состав. Надо
назвать те черты, ценности, особенности, которые скрепляют, соединяют
людей в новую надличностную силу.
Каков же стиль, какой же психологический
склад, какие ценности и особенности команды острова Линкольн? Базовые
общие ценности: Свобода! Уважение! Доверие! Ценности-дополнения:
Действенное знание, Смелость — Храбрость, Неуныние. А каковы качества
команды? Доверие, воплощённое во взаимной заботе. Направленность не
столько на людей, сколько на задачу (исключений немного: поиски Смита,
болезнь Герберта, "пробуждение” Айртона). Взаимодополнительность как
стиль действия. Деликатность как стиль общения (замечательно это
проявляется в обращениях: "спасибо, друг мой”, "дружище”, "голубчик”,
"дитя моё”, "ну что, милейший”, "дорогой мой”, "дорогой Сайрес”, "друзья
мои”…).
Но кроме команды острова Линкольн в романе ещё три особенных
персонажа: Айртон, капитан Немо и Автор.
Айртон — наиболее меняющийся герой «Таинственного
острова». Его путь — путь от животного, через появление ещё не совсем
человеческого чувства доверия (доверчивы и звери) к воспоминаниям,
открывающим дверцу к переживаниям, к пробуждению совести и только из
этого (из памяти, чувств, совести) — возвращение сознания, осознанности
происходящего, возможности понять и адекватно оценить отношение и
действия сотоварищей, и только поэтому появление открытости и укрепление
чувства достоинства.
Капитан Немо и колонисты, точнее, отношение
колонистов к нему — вторая эволюционная тема романа. Пунктиры этой
эволюции: от осознания наличия тайны острова — к восприятию таинственной
силы как блага — к поиску простых объяснений тайны — к преувеличению её
значимости для жизни колонии — к жажде понять "благодетеля”. Встреча с
носителем тайны, с острым чувством совпадения ожидаемого (чудесного) и
несовпадения (немощь Немо), чувство благодарности и жалости, отказ
судить, ощущение потери защищённости и боязнь разрушения мира.
Теперь об Авторе, точнее его образе в романе.
Рассказчик, несомненно, романтик, но особый тип романтика — не столько
переживающий, сколько действующий ради возвышенных целей. Романтичность
Автора наиболее выпукло отражается в использовании "повышающих”
эпитетов. В романе "превосходные” дичь, канаты, суп, обезьяны, здоровье,
вооружение, деревья…; "великолепные” дерево, гончая, картина, звери…;
"чудесные” пейзажи, действия, опушка леса…; "прекраснейшие” орудия, и
снова деревья, и опять опушка… (деревья, судя по всему, особая симпатия
автора — они и превосходные, и прекрасные, и великолепные, и славные).
А ещё есть "отменный” аппетит и обед, "невероятное” мужество и
"невероятная” жара, "славные” труженики, "безбрежное” море,
"необозримое” лесное царство, "необыкновенная” бухта...
Второй лик автора — лик практика, техника, деятеля. Об этой
особенности романа много писали, начиная с самого Жюля Верна. И
всё-таки… Герои романа учатся. Роман — школа деланья и деяния.
Мы узнаём, как сделать кирпич, цемент, горшок, железо, мыло, свечи,
порох (знаменитый обманный пример), сахар, лодку, стекло, сукно,
проволоку, фото, электрическую батарею… Нам становится известен способ
определения географической долготы и широты, обработки раны, сохранения
тепла и даже эскимосский приём ловли волков.
Но, пожалуй, достаточно про роман как технологическую вещь. Не
забудем, что «Таинственный остров» — ФАНТАСТИЧЕСКОЕ произведение. И его
фантастичность не сводится к теме «Наутилуса» и капитана Немо.
Начнём с того, что «Таинственный
остров» — роман альтернативной геобиологии. Об этом тоже немало
говорилось читателями и критиками. Совместное существование таких и
этаких животных, тех и этих растений не просто невозможно на острове
Тихого океана, но нигде на Земле. Конечно, экология с её биоценозами,
популяциями и прочими описанными в ХХ столетии феноменами в ХIХ веке
почти не существует, но эрудиция, ум и КАРТОТЕКА Верна подтверждают
сознательное построение автором альтернативной геобиологии.
Наиболее прозрачна в романе научно-техническая фантазия. Фантастичен
не только «Наутилус» — это само собой, но и телеграф (созданный на
острове колонистами вид телеграфа в 1867 году нигде на Земле не
существовал). В романе найдётся несколько вполне футуристических
страниц. В рассуждении Сайреса Смита о будущей технологии отсутствует
кровь ХХ века — нефть! Но зато фактически прогнозируются водородные
двигатели — то, над чем работают инженеры ХХI века.
Несомненно фантастична психология героев. Дело не в их идеальности —
какие есть, такие и есть — дело в отсутствии в них значительного пласта
душевного мира: мира близких, мира любви, семьи, детей. В колонии только
три штриха, относящиеся к этим мирам: квазиродственные отношения
Пенкрофа и Герберта, упоминание семьи наряду с родиной в идеологической,
так сказать, речи Сайреса Смита и воспоминания Немо. Для Наба, Смита,
Спилета этот пласт души не существует — и в этом большая фантастика
романа.
Наконец, самая таинственная фантастическая черта романа — знаменитые
временные сдвиги. Профессор Аронакс попадает на «Наутилус» в 1863 году
(«20 тысяч лье под водой»), колонисты встретятся с Немо в 1868 году и из
его рассказа узнают, что с той истории с Аронаксом прошло не пять лет, а
двадцать четыре года! Айртона высаживают на остров Табор в 1865 году, а
находят его колонисты через двенадцать лет — в 1867 году (!?). Как
совместить бедному читателю в своём сознании эти несоответствия, не
ступив на путь шизофрении? Говоря психологическим языком двадцатого
века, как читателю справиться с когнитивным диссонансом (противоречиями
между личностно значимой информацией из разных источников)? Разумеется,
автор прекрасно знал эти несуразности и нашёл ответ, к которому не
придерёшься: "Так решил сочинитель из художественных соображений”.
Подведём итоги. О чём же роман «Таинственный остров»?
— Это история о превосходных людях.
— Это рассказ о силе изобретательства и трудолюбии как силе.
— Это повествование о создании цивилизации людьми, несущими в себе
культуру (ценность знания, деятельности, нравственности).
В романе есть три замечательных символа истории "цивилизации острова
Линкольн”: посадка зерна, из которого вырастает хлеб; строительство
корабля, который может расширить мир; разрушение острова как символ
исчезающего смысла существования, который герои вернули, построив заново
мир колонии Линкольна на просторах (тоже слегка фантастических)
Соединённых Штатов.