Оборудование: игровое поле, название секторов, конверты с
заданиями, вращающаяся стрелка, магнитофон (аудиокассета с мелодией "Что? Где?
Когда?”), три черных ящика, лист итогов, скрипичный ключ, телеэкран, рисунки –
портреты телезрителей, игла, молоток, поварешка, кусочек сыра, шахматная доска.
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент.
Подготовить
игровое поле: разложить номера секторов, конверты с заданиями, установить
вращающуюся стрелку. Под мелодию "Что? Где? Когда?” игроки рассаживаются за
круглым столом.
Ведущий: Добрый день, уважаемая команда знатоков чтения. Мы
находимся в телевизионной студии, где сейчас будет проходить интеллектуальная
игра "Что? Где? Когда?”.
Против
телезрителей сегодня играют: (представление команды знатоков под музыку).
Напоминаю
правила игры:
игра
состоит из 10 раундов;
каждый
раунд соответствует номеру сектора на игровом поле;
на
обдумывание и обсуждение вопроса команде дается указанное время, когда игрокам
разрешается общаться между собой;
после
обсуждения вопроса отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок,
уверенный в правильности своего ответа;
если
выпадет сектор блиц – турнир, команда отвечает подряд на 3 вопроса, на
подготовку ответа дается 1 минута;
если
выпадет сектор суперблиц, за столом остается один игрок, которого выберет
команда, ему задается три вопроса подряд, если он проигрывает суперблиц, то он
выбывает из игры.
II. Игра по заданиям.
Первый
раунд
Ведущий: Уважаемые знатоки! Против вас играет Сергей из рассказа
А.Куприна "Белый пудель”.
Прослушайте
внимательно отрывок: "…Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, не
зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночества, бессилия,
сознание гибели закрадываются в его душу…
-
Не надо бояться, не надо бояться,- говорит он дрожащим от ужаса голосом.
-
Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное – боится, а я дурного не
делаю…”
Внимание, вопрос: назовите
название произведения, его автора и имя героя, о котором идет речь. На
подготовку ответа вам дается 2 минуты.
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: это рассказ "Тема и Жучка” Н. Гарина –
Михайловского, речь идет о Теме.
На
листе итогов вывешивается счет.
Второй
раунд
Ведущий: Уважаемые знатоки! Против вас играет царевна из
произведения А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Внимание, вопрос: к кому
обращался за помощью королевич Елисей, чтобы предотвратить гибель царевны? На
подготовку ответа вам дается 2 минуты.
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: королевич Елисей обращался за помощью к
солнцу, месяцу и ветру.
На
листе итогов вывешивается счет.
Третий
раунд
Ведущий: Уважаемые знатоки! Против вас играет Олена Даниловна
Туркина из "Рассказов Олены Даниловны” Ф. Абрамова.
Внимание, вопрос: Почему внук
Владимир называет свою бабушку доктором Айболитом? На подготовку ответа вам
дается 3 минуты.
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: Внук Владимир называет свою бабушку доктором
Айболитом потому, что она лечила "птах и всякую живность”: грача, скворцов,
журку, лягушку, черепаху, ежа, бурундука.
Вопрос первый: в этом черном
ящике находятся вещи, которые принадлежат ремесленнику из Башкирской сказки
"Золотые руки”. Как вы думаете, что в ящике?
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, откройте ящик и посмотрите, правильно ли вы ответили? (В ящике
находятся игла, молоток и поварешка).
Вопрос второй: в этом ящике
находится лакомство героини басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица”. Что находится
в ящике?
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, откройте ящик и посмотрите, правильно ли вы ответили? (В ящике
находится кусочек сыра, который Бог послал Вороне).
Вопрос третий: в этом черном
ящике находится предмет, по которому ребята 5 "Б” сразу догадались об увлечении
Толи Шарокина из рассказа В.Медведева ""Фосфорический” мальчик”. Какой предмет
лежит в ящике?
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, откройте ящик и посмотрите, правильно ли вы ответили? (В ящике
находится шахматная доска).
1.
Продолжи считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть…
(Звезды, месяц, луг, цветы.
Ты пойди-ка, поводи!)
2.
Отгадай загадку:
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
3.
Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе с другими птицами? (У Серой
Шейки было сломано крыло).
На
листе итогов вывешивается счет.
Музыкальная
пауза.
Ведущий
берет музыкальную паузу, когда она необходима команде знатоков.
Звучит
песня "Огромное небо” на стихи Р. Рождественского.
Шестой
раунд.
Ведущий: Уважаемые знатоки! Против вас играет Борькин товарищ
из рассказа В.Осеевой "Бабка”.
Внимание, вопрос: Можно ли к
выражению спешите делать добро
добавить слова а то будет поздно?
Почему? На подготовку ответа вам дается 2 минуты.
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: Да, можно. Нужно спешить делать добро, чтобы
потом не сожалеть, как Борька, потому что, когда он понял это, было уже поздно.
На
листе итогов вывешивается счет.
Седьмой
раунд.
Ведущий:
Уважаемые знатоки! Против вас играет хозяин тайги - медведь из Тофаларской
сказки "Как наказали медведя”.
Внимание, вопрос: Какие дикие
животные водятся в вашей местности? На подготовку ответа вам дается 2 минуты.
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: В нашей местности водятся: волки, лисы,
зайцы, медведи, лоси, белки, барсуки.
На
листе итогов вывешивается счет.
Восьмой
раунд.
Ведущий: Уважаемые знатоки! Против вас играет падчерица из
русской сказки "Морозко”.
Внимание, вопрос: Что сказал
Морозко, принимая работу ленивицы – бездельницы? На подготовку ответа вам
дается 2 минуты.
-Время
истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: "Ну, какова работа, такова и награда будет!”
На
листе итогов вывешивается счет.
Девятый
раунд.
Ведущий: Уважаемые знатоки! Внимание на экран.
Внимание, вопрос: Как
получилось, что мальчик отправился в путешествие с дикими гусями? Назовите
название произведения, автора и имя мальчика. На подготовку ответа вам дается 3
минуты.
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: Нильс хотел остановить лучшего маминого гуся
Мартина. Мальчик подпрыгнул, обхватил руками длинную гусиную шею, повис на ней.
Гусь сильно взмахнул крыльями и, сам того не ожидая, полетел. Это произведение
называется "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” , автор – С. Лагерлеф,
имя мальчика – Нильс.
На
листе итогов вывешивается счет.
Десятый
раунд.
Ведущий: Уважаемые Знатоки! Против вас играет учительница
Ольга Николаевна из повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома”.
Прослушайте
внимательно отрывок из повести:
"…-
Почему же ты, Витя, говорил мне, что Костя болен?
От
стыда я не знал куда деваться.
-
Почему же ты молчишь? Ты мне неправду сказал?
-
Это не я сказал. Это он сказал, чтоб я сказал. Я и сказал.
-
Значит, Костя просил тебя обмануть меня?
-
Да,- пролепетал я.
-
И ты обманул.
-
Обманул.
-
И ты думаешь, хорошо сделал?...”
Внимание, вопрос: Правильно
ли поступил Витя Малеев? На подготовку ответа вам дается 2 минуты.
-
Время истекло. Кто будет отвечать?
-
Внимание, правильный ответ: Витя Малеев поступил неправильно, он
обманывал учительницу и прикрывал лентяя Костю, хотя это не по-товарищески. Он
не был для Кости настоящим другом.
На
листе итогов вывешивается счет.
III. Итог игры.
Ведущий: Команда знатоков выиграла у команды телезрителей со
счетом (сообщается счет). Все члены команды знатоков чтения награждаются
медалями. Поздравления. Игра окончена. Спасибо вам за игру.