Конкурс проводится после изучения раздела
«Сказки» и может быть вынесен на внеурочное
время, а может представлять из себя итоговый урок
темы. Цель работы заключается не только в
проверке знаний, но и в повышении интереса к
книге, и в развитии речевых и актёрских данных,
наконец, в формировании традиции, о чём речь
пойдёт ниже. В данном материале основной упор
сделан на авторскую, как русскую, так и
зарубежную сказку, так как по русским народным
сказкам проводилась отдельная работа. Подобная
форма со временем должна стать традиционной,
поэтому сразу оговариваются законы и правила
игры. Идея была позаимствована из журнала
«Русский язык и литература в средних учебных
заведениях УССР» (1989, № 2; статья
В.Д. Дубинина «Учение с увлечением»).
Предварительно класс делится учителем на
четыре равные по силам команды из 5–6 человек.
Заранее обговариваются конкурсы, требующие
предварительной подготовки (см. далее). Ребятам
должны быть заранее известны и правила работы, в
начале же конкурса мы их ещё раз напомним.
1. В конкурсе участвуют все, поэтому каждый
имеет право выступить только раз (исключение
составляют театрализованные эпизоды).
2. Команды располагаются за круглыми столами,
по возможности отдалившись друг от друга. Каждая
команда готовит своё место и убирает его сама.
3. Если нет приглашённого со стороны жюри,
учитель является судьёй: он объявляет вопросы и
задания, комментирует и оценивает ответы,
подсчитывает в открытой таблице набранные баллы.
4. Слишком шумное обсуждение, пререкания с
соперниками и судьёй, невнимание к ответам
карается штрафными очками.
5. Итоги конкурса подводим все вместе.
Таблица баллов на доске.
Призов за конкурс не предусмотрено.
Команда-победитель получает оценку "5”; второе
место даёт право на "4”; третье — на "3”. Однако
по усмотрению ребят могут быть выставлены более
высокие оценки тем игрокам проигравших команд,
которые оказались наиболее активными.
6. Обязательно обсуждаем с ребятами конкурс:
какой уровень знаний был показан, в чём
недостатки проведения и подготовки, кто был
полезно активен, а кто оказался "балластом”.
Разумеется, эти правила не учитывают всех
ситуаций, возникающих во время подобных уроков,
но этот набор обязателен — без него не получится
игры.
Ход игры (рассчитано на два урока)
Команды готовят и занимают свои места до
прихода учителя. На доску выносятся название
конкурса и таблица для подсчёта баллов. Слово
берёт учитель.
— Итак, начинаем наше путешествие в мир
сказки. Сегодня мы посмотрим, кто же из вас сможет
стать лучшим проводником в этом удивительном
мире, кто чувствует себя уверенно среди чудес, а
кому ещё нужно многое прочесть, прежде чем он
сумеет назвать себя другом сказок и приключений.
Но прежде всего пусть каждая команда выберет
себе капитана-сказочника и соответствующее теме
название — это поможет нам войти в мир сказки.
Предупреждаем, что для капитанов будет особый
конкурс, поэтому права ответа на других этапах
они лишаются. (Обсуждение две минуты.) Названия
выносятся в таблицу на доске.
Кто быстрей найдёт тропинку (Разминка по
типу кавээновской.)
Обсуждение вопросов по 30 секунд. Право ответа
даётся командам по очереди, в случае если у
команды нет ответа, отвечают те, кто раньше
поднял руки. С пятого вопроса отвечает тот, кто
первым готов. (Ответ даёт два балла.)
— Героине какой сказки пришлось помочь трём
друзьям, чтобы исполнилось её заветное желание?
— Как зовут героя немецких сказок, очень
напоминающего русского Иванушку-дурачка?
— Какой добрый сказочный герой и как мог
вызвать слёзы противника? (Назвать сказку и
автора.)
— Какой героине Андерсена и где поставлен
памятник?
— Какое слово должен был сложить из льдин
Кай, чтобы получить целый мир и новые коньки в
придачу?
— За что "наградила” маленького Якова
ведьма, дав ему огромный нос и сделав искусным
поваром?
Конкурс требует предварительной подготовки. На
одного участника команды готовят костюм
сказочного героя. Естественно, "герой” должен
всё о себе знать. Костюм должен быть оригинален,
узнаваем, а персонаж должен уметь задать о себе
вопросы. Герой отправляется в соседнюю группу. За
шесть минут команда узнаёт героя, составляет его
характеристику, отметив следующее: чем себя
прославил герой, какие его качества и черты
характера вы бы отметили? Один человек отвечает
за команду и должен быть готов к вопросам самого
героя. Оценивается глубина знаний, правильность
ответов, а в герое — оригинальность костюма,
знания о "себе”, доброжелательность к
соперникам (по пятибалльной системе). Порядок
выступлений определит жребий.
Что знает сказочник? (Конкурс капитанов.)
Без предварительной подготовки, за три минуты
капитаны готовят вопросы друг другу и
обмениваются ими. Вопрос приносит три балла,
ответ — два. На случай затруднений у учителя
имеются два-три вопроса, которые принесут
меньшее число баллов.
Что за прелесть эти сказки! (Конкурс
домашних заданий.)
Предварительно под наблюдением учителя
команды выбирают и инсценируют фрагмент из
сказки. По жребию определяется порядок
выступлений. Инсценируя, ребята не называют
автора и сказку. Соперники, узнав отрывок,
поднимают руки. Оценивается каждое выступление
самими ребятами: посовещавшись, команда ставит
оценку, а учитель затем выведет среднее
арифметическое из всех оценок (по пятибалльной
шкале). Правильно определённые автор и название
дают по два балла. При подготовке следует учесть,
что эта часть не должна затягиваться, иначе она
перестаёт быть интересной, поэтому отрывки
выбираем небольшие и по возможности яркие.
Посмотрите, что за диво! (Узнай героя.)
Игра проходит в два этапа. Сначала команды
отправляют по одному-два человека (в зависимости
от числа команд и игроков) для подготовки
пантомимы. Эти ребята вытягивают карточки с
именами сказочных героев (старик Хоттабыч,
Спящая красавица, Баба-яга, Карлсон и другие) и
обдумывают, как при помощи пантомимы представить
их. Эти игроки изолируются от остальных. Команда
в это время заслушивает фрагменты авторских
сказок и определяет, о каком герое какой сказки
идёт речь.
Примерные варианты задания
1. "Никто не знает, что я ношу эту отметину —
след ошейника. Однако я родилась среди людей,
среди людей умерла моя мать — в зверинце
королевского дворца. Поэтому я и заплатила за
тебя выкуп... Смолоду меня кормили за решёткой из
железной миски, но вот однажды ночью я
почувствовала, что я не игрушка человека. Одним
ударом лапы я сломала этот глупый замок и
убежала…” (Багира.)
2. "После долгих размышлений честолюбивый
столяр решил, что эта штука для него полезна, так
как даёт ему большую власть над вещами. Но надо
было проверить, как велика сила живительного
порошка. На его столе стояло сделанное им самим
чучело попугая с синими, красными и зелёными
перьями. Столяр достал щепотку бурого порошка и
посыпал голову и спину чучела. Произошла
удивительная вещь…” (Урфин Джюс.)
3. " Он вдруг умолк и, показывая лапой на
дверь, добавил:
— А вот и одна из них сама к нам пришла.
Живая-живёхонькая, но хочет быть супом.
Папа, мама и все их дети с удивлением уставились
на незваную гостью.
— Такая молоденькая, — вздохнула мама…
— Я пришла не играть, а спасать! — гордо
сказала она, даже ни разу не заикнулась.
— Жалкий маленький цыплёнок хочет спасти
самую храбрую в лесу семью, — засмеялся папа. —
От кого же, разрешите спросить?..” (Тутта, первая
и единственная.)
4. "Промелькнула под самым ковром громада
санатория, от которой бежали к морю вниз по
крутому берегу две голубоватые ниточки рельсов
фуникулёра. Ещё несколько мгновений, и, подняв
тучу брызг, ковёр со всего хода шлёпнулся в
бассейн для плавания санатория имени
Орджоникидзе… Борода теперь была бессильна”. (
Л.Лагин. «Старик-Хоттабыч».)
Каждый узнанный герой приносит пять баллов.
Затем выступают участники пантомимы. Их задача:
представить без слов свои персонажи так, чтобы их
узнали товарищи. (Оцениваются и артистизм, и
реакция команды, и соблюдение условий игры.)
В зависимости от уровня класса могут быть
предложены и другие задания: конкурс живых
картин-иллюстраций к сказкам, словарная работа с
отрывками — предлагаем по ключевым словам
восстановить отрывок и охарактеризовать его;
могут быть предложены вопросы-аукционы: балл
зарабатывает тот, кто дал ответ в перечислении
последним (к примеру, перечисление волшебных
предметов, писателей-сказочников).
Конкурс хорошо оформят песни о сказках, помогут
заполнить паузы.
Подводим итоги конкурса, выставляем оценки.
Ребятам интересна сама игра, а для учителя, став
традиционной, эта форма работы поможет проводить
обобщение по тексту. Сначала такие уроки
применяем после изучения крупных книг
(«Приключения Тома Сойера»), а затем, постепенно
приучив к культуре подобной работы, подходим к
урокам-диспутам, заставляющим более глубоко
вникать в текст. |