Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 15.05.2024, 03:09:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [86]
ЛИТЕРАТУРА [156]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [7]
МАТЕМАТИКА [58]
ИСТОРИЯ [30]
БИОЛОГИЯ [122]
ГЕОГРАФИЯ [90]
ФИЗИКА [126]
АСТРОНОМИЯ [61]
ХИМИЯ [120]
ЭКОНОМИКА [2]
МУЗЫКА [18]
ИНФОРМАТИКА [6]
ФИЗКУЛЬТУРА [4]

«Ревизор»: еда и напитки
29.12.2010, 14:45:31

Я ничего не понимаю: к чему же тут солёные огурцы и икра?

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская

• Гоголь в своих произведениях исключительно часто обращается к теме еды. Когда читаешь его «Вечера», «Миргород», петербургские повести, «Мёртвые души», создаётся впечатление, что в мире Гоголя едят все и всё, в любую минуту, в любых количествах: вареники летят и летят в рот Пацюку, старосветские помещики только и делают, что закусывают (да так, что слюнки текут), свинья съела просьбу Ивана Никифоровича, нос майора Ковалёва нашёлся не где-нибудь, а в свежеиспечённом хлебе, помещики в «Мёртвых душах» кормят Чичикова, и этому кормлению отводится неизменно значительное место. Не остаётся в стороне от этого постоянного пиршества и «Ревизор». С едой мы встречаемся уже при чтении списка действующих лиц.

• Еда в именах. У Гоголя вообще много имён и фамилий, связанных с едой (Бульба, Плюшкин, Пирогов), так что и в «Ревизоре» ты привычно отмечаешь фамилии и имена Земляника, Лука Лукич ("съедобная” природа последнего подтвердится в письме Хлестакова: "Смотритель училищ насквозь протухнул луком”), Бобчинский (вместе с Добчинским они напоминают одинаковые горошины или бобы из одного стручка — такие они низенькие, коротенькие, с одинаковыми брюшками и именами). Любопытный каламбурно-кулинарный эффект возникает во фразе "А подать сюда Землянику!” (из речи городничего).

• С этой темой перекликается тема «Еда в языке, во фразеологизмах». Их рассыпано в тексте пьесы множество: городничий купцам "солоно пришёлся”, Аммос Фёдорович шёл к городничему "попотчевать [его] собачонкою”, на улицах города "кабак”, городничий собирается "задать перцу” всем просителям, он же говорит о купцах: "Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды” (мотив еды-наказания возникнет в обратной речи купцов о городничем: "Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать — это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селёдки”); встречаются в пьесе и выражения "судьба-индейка”, "кукиш с маслом”. Особую группу оборотов составляют выражения, которыми описывается голод, желание есть: "желудочное трясение” испытывает Добчинский, у Осипа "в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы”. Ему же принадлежат такие фразы, напоминающие пословицы и поговорки: "лопнешь с голоду”, "так бы теперь весь свет съел”, "на пустое брюхо всякая ноша кажется тяжела”.

• Чаще всего в пьесе еда становится показателем статуса человека. Возможность или невозможность обладания той или иной пищей и связанные с этим переживания знакомы многим персонажам «Ревизора». Вот характерная сцена: Бобчинский и Добчинский в гостинице едят сёмгу — она недоступна Хлестакову, он может лишь прогуливаться рядом и заглядывать в тарелки. Хлестаков не хочет мириться с таким положением дел, он остро ощущает свой низкий статус, возникший после проигрыша, и выражает свои переживания через мотив еды: "Я не могу есть дурного обеда”. О еде говорит, размышляя о своём положении, и Осип: в мечтах ему приходит жизнь в деревне, где можно вдоволь есть пироги — а сейчас нельзя получить "хоть какие-нибудь щи”. Низкий статус Хлестакова и Осипа выражается в том, что им отказано от еды: ничего не приносят в гостинице, не дают в долг "в овощенных лавках”. Их положение сходно в этом смысле с положением арестантов, которым, как в ужасе вспоминает городничий при известии о появлении ревизора, две недели не выдавали провизии. Чуть выше оказывается статус больных: им не готовят положенный габерсуп, но хотя бы кормят капустой (то есть "хоть какие-нибудь щи” имеются).

Скажем в скобках, что почему-то именно суп чаще всего становится мерилом богатства и положения: в сцене вранья Хлестаков пропел первому блюду целый гимн ("Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе”); городничий, узнав, что его дочь выходит за Хлестакова замуж, мечтает: "В Петербурге будете деликатные разные супы кушать”. Невиданный, неслыханный суп превращается в речах персонажей в символ недоступной, почти райской жизни.

Как только Хлестакову удаётся добиться от хозяина гостиницы обеда, он мгновенно забывает о своём статусе и перешагивает в своих мыслях на следующую ступеньку. Теперь ему уже мало двух блюд — без соуса и пирожного он не готов считать свой обед обедом. Мир еды гораздо более разнообразен, чем сомнительный суп с "перьями вместо масла” и жаркое, жёсткое, как зажаренный топор или деревянная кора — "а сёмга, а рыба, а котлеты?” "Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось” — вся эта еда не для Хлестакова, которому теперь "хоть сайку купить”, да не на что. Как только он осознаёт это, так поднимается до почти трагического монолога о мировой несправедливости (отчасти он напоминает рассуждения Поприщина о камер-юнкерах): "Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, чёрт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

• Любопытно, что жалоба Хлестакова на мир, обвинение миру выражается именно через еду. В испуге перед появившимся городничим он начинает почти кричать: "Да что ж делать?.. Я не виноват… Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп — он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем”. Неблагополучие в мире еды, о котором говорит Хлестаков, воспринимается городничим как знак катастрофы: ведь он хозяин города, а главное хозяйское дело — кормить. Поэтому и линия обороны и оправдания выстраивается тоже через еду: "Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холомогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую”. Логика Хлестакова в этом столкновении: я не виноват, меня плохо кормят — поэтому и я не могу вести себя должным образом; логика городничего: у нас кормят хорошо, следовательно, всё в полном порядке — а ваш случай просто небольшое недоразумение, досадное исключение из общего правила.

Сам городничий тоже жалуется на жизнь и недостаток средств — и тоже делает это, указывая на невозможность приобрести еду: "Казённого жалования не хватает даже на чай и сахар”. Именно отсюда вытекает необходимость брать взятки — в том числе и едой. Мотив еды-взятки встречается в пьесе несколько раз. Купцы несут Хлестакову сахарные головы и кузов вина — это, судя по всему, взятка обычная: недаром городничий, прощая купцов за донос, велит им выставить к свадьбе дочери особое "поздравление” — "не то, чтоб отбояриться каким-нибудь балычком или головою сахару”. Оправдываясь перед Хлестаковым, тот же городничий говорит о незначительности взяток: "к столу что-нибудь — самая малость”.

Употребление той или иной пищи ярко характеризует статус человека — эта мысль подтверждается в пьесе многократно. Так, например, для слуги Мишки Осип — птица высокого полёта, поэтому предлагать ему "простую” еду — щи, кашу, пироги — никак нельзя: нужно дождаться, пока приготовится "барское кушанье”. Осип же, как мы помним, только недавно был отлучён от пищи вовсе, поэтому для него "простая” еда сейчас настоящая роскошь.

• Мотив роскошной, сказочной, небывалой еды — один из самых сильных в комедии. Обладание такой едой или даже хотя бы лицезрение её поднимает героя на небывалую высоту. На самом деле Хлестаков привык "обедать нашерамыжку” и есть пирожки "на счёт доходов аглицкого короля”. Но рассказ о супе из Парижа или арбузе в семьсот рублей делает Хлестакова в глазах чиновников — и, главное, в своих собственных глазах! — важной персоной. Вообще, сфера еды для него одна из самых главных в жизни ("Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия”; множество раз он вспоминает о прекрасном завтраке в богоугодных заведениях — с "бутылкой толстобрюшки” и рыбой "лабардан-с”), поэтому ему важно реализоваться в этой сфере максимально. Среди разных статусных знакомств ("С Пушкиным на дружеской ноге”, "Министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я”) не забудет он сочинить и приглашение на обед от начальника отделения ("Приходи, братец, обедать!”).

В этом смысле на него неожиданно оказывается похож городничий: обыкновенно не гнушающийся тем, чтобы "запустить целую горсть” в "чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке”, он мигом, только ему помаячила возможность оказаться в Петербурге, в мечтах своих уже обедает у губернатора. Для него пределом невиданной еды становится тоже рыба: "Анна Андреевна. А там ведь жизнь совершенно другая. — Городничий. Да, там, говорят, есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечёт, как начнёшь есть”. Как и Хлестаков, городничий уже почти ест эту рыбу, "слюнка” уже течёт…

• Еда в комедии выполняет определённую роль в развитии сюжета (напившийся и наевшийся Хлестаков врёт без меры, чем нагоняет на чиновников всё больший страх; Осип из желания быть сытым тоже начинает врать городничему насчёт своего хозяина, тем самым усиливая страх), а также позволяет создавать и комические ситуации (вспомним, например, чтение записочки от городничего: "За два солёные огурца особенно и полпорции икры” вперемежку с поручениями к жене). С едой связан и ряд важных для Гоголя мотивов, например, мотив полноты/худобы: Иван Кириллович (из письма к городничему) потолстел, Хлестаков — худенький, этому очень удивляется городничий: это признак не их круга, власть имущие должны быть "в теле” (ср. в «Мёртвых душах» рассуждение о толстых и тонких).

• Несколько слов надо сказать и о питье. Оно неразрывно связано с едой, но имеет и своё особое значение в комедии. Речь идёт о мотиве пьянства (кроме алкогольных напитков, герои «Ревизора» употребляют только чай). Пьющих в комедии много: и заседатель в суде, которого "в детстве мамка ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкою”, и квартальный Прохоров, отправившийся разнимать драку и возвратившийся пьяным, и почтмейстер, который "должно быть, пьёт горькую”, и сам Хлестаков, которого подпоили особой губернской мадерой ("слона повалит с ног”). "Веселие Руси есть пити” — эту мысль по-своему формулирует городничий (заметим перекличку с сентенциями Фамусова): "Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”.

• Помимо всего этого есть ещё несколько примеров, с которыми непонятно что делать.

— Крысы понюхали и ушли — не стали есть! Толкуется как дурное предзнаменование.

— Клопы едят Хлестакова, который сам не может есть вдоволь; где ж справедливость?

— Аммос Фёдорович собирается отдать приказ, чтобы всех гусей, которых он развёл в передней суда, отправили бы на кухню и сделали бы обед.

— Бобчинский и Добчинский встречаются возле будки, где продают пироги, и идут в трактир.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: занимательный урок, викторина, методическая разработка, зарубежная литература в школе, учителю-словеснику, веселый урок, неделя литературы в школе
Просмотров: 923 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0