Для тех, кто на своих уроках читает
и изучает с учениками два романа эпохи Просвещения — Дефо
«Приключения Робинзона Крузо» и Свифта «Путешествие Гулливера»,
предлагаем, как вариант, провести заключительный урок-турнир «Робинзоны
против Гулливеров». Сама идея не является новой, так как известно, что
писатели во многом были антиподами: по происхождению, по
вероисповеданию, по образованию, по роду занятий… Социальные,
общественные, а также мировоззренческие противоречия всегда лежат в
основе интеллектуальных игр, посвящённых творчеству Дефо и Свифта. В
частности, Т.В. Себар предлагает разыграть несколько гипотетических
ситуаций (см.: Уроки мировой художественной культуры:
Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Б.Я. Табачникова. М.: ТЦ
«Сфера», 2000). В нашем варианте предлагаем разыграть не отдельные
гипотетические ситуации, а некий сюжет — от встречи, через решение ряда
проблем, которых писатели касаются в своих романах, до расставания.
Каждая пара получает "билет” с темой и условиями (в зависимости от
количества участников можно сократить или увеличить число ситуаций).
Пользоваться книгами нельзя — так можно проверить и знание текстов.
Общая задача: вспомнив соответствующие места из романов, за пять минут
составить небольшой диалог, в котором отражается позиция авторов и
героев; использовать в репликах лексику и стиль романов. Цель:
в игровой форме обобщить сведения о мировоззрении английских писателей
эпохи Просвещения. В этой игре есть ещё одна особенность: поскольку
ситуации выстроены в некий сюжет, то участники выступают в роли
соавторов английских писателей — они творят свою робинзонаду.
Критерии оценивания
• Знание текста (правильно ли выбраны эпизоды и детали из романов).
• Понимание характера героя.
• Верное отражение позиции автора.
• Соответствие лексики и стиля авторскому тексту.
• Выразительная, живая, интересная игра.
Робинзоны против Гулливеров
1. Гулливер и Робинзон приходят к цирюльнику, и кажется им, что они
уже где-то встречались. Представить внешность обоих: Робинзон
разглядывает Гулливера, тот, в свою очередь, — Робинзона. Составляя
диалог, постарайтесь выразить характер героев.
2. Робинзон и Гулливер оказались вместе на судне, которое потерпело
кораблекрушение. Оба волнами выброшены на берег. Какие чувства и мысли
испытал каждый и какие действия каждый предложил осуществить в первую
очередь?
3. Гулливер и Робинзон на необитаемом острове, где они оказались
волею судьбы вместе, повстречали аборигена и решили его воспитать —
сделать из него "современного англичанина”. Как они это сделали?
4. Прожив после кораблекрушения на острове некоторое время отдельно,
Гулливер и Робинзон встретились и стали говорить о своих успехах в
освоении острова. Чем похвастался каждый?
5. После всех морских злоключений, обретя покой и материальный
достаток, Гулливер и Робинзон, вернувшись в Англию, сидят у камина и
рассуждают о материальных ценностях. Каково отношение каждого
к этим ценностям?
6. Знаменитых путешественников, Гулливера и Робинзона, пригласили в
английскую школу на урок общения по теме «Что важнее для человека —
разум или чувство?». Какую позицию в этом вопросе занял каждый?
7. Гулливера и Робинзона пригласил на приём французский король, и
каждый по-своему представил Англию. Восстановите диалог: два англичанина
рассказывают при французе об отношении к Отечеству.
8. Гулливер и Робинзон встретились в английском парламенте на
обсуждении вопроса о рабстве. Кто к какой партии принадлежит и каково
отношение каждого к рабству?
9. Гулливер и Робинзон вновь встретились в порту, но теперь они
плывут в разных направлениях и на прощание описывают друг другу
идеальное место, где хотели бы поселиться до конца дней своих. В каком
государстве хотел бы жить каждый?