1. Юрьев день
Урок начинается с поэтического эпиграфа –
отрывка из вступления к поэме Некрасова "Кому на
Руси жить хорошо”:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
А у нас на перекрёстке дорог встретились
несколько семей. Представили, что в начало XIX века
вернулся Юрьев день. И теперь каждая из этих
семей бежит от одного помещика к другому.
Встретившись, крепостные крестьяне делятся
планами, рассказывают друг другу о своих бедах.
Подойдём к одному "костру”...
У "костра” крестьянская семья: муж Еремей,
жена Антипьевна, дочка Олюшка. Они рассказывают,
что пережили у Плюшкина и почему собрались к
Коробочке, узнав о ней от кума. Услышав знакомое
имя, к ним подходят сбежавшие от Коробочки и
объясняют, почему они это сделали.
Разговор переходит от "костра” к "костру”.
Крестьянские семьи рассказывают обо всех
помещиках, изображённых в поэме Гоголя.
Для подготовки к уроку учащиеся заранее
получили задание объединиться в "семьи”,
выбрать помещика, от которого необходимо
сбежать, и нового владельца, к которому они
хотели бы попасть.
Весь ход урока, спор "крестьян”, переходящий в
возмущённый шум, заставляет ребят в какой-то
момент сделать вывод: бежать-то некуда! И учитель
просит определить идею урока. В классе
обязательно находится ученик, которого озаряет:
"мёртвые души”. И такие ограниченные,
нравственно несостоятельные, бездуховные
помещики – господствующий класс России,
обладающий властью и самым большим достоянием
страны – крестьянами и землёй.
Предложенная игра позволяет сделать урок
динамичным и интересным. В нетрадиционной форме
мы обсуждаем приёмы гоголевской типизации,
которые в конце урока можно записать в тетрадь.
2. Обмен передовым опытом (заповеди
бюрократов XIX–XX веков)
Перед уроком школьники получили задание:
выбрать роль чиновника начала XIX века или
чиновника XX века. При этом чиновники конца XX века
должны были подготовить вопросы (на которые сами
затрудняются ответить), чтобы адресовать их
представителям своего сословия прошлого века
(как более опытным).
По очереди начали задавать вопросы. Например, о
том, как замаскировать акт взяточничества (ведь
за взятки нынче сажают, а брать их хочется); как
завоевать благосклонность начальника; как
получить оклад повыше... Чиновники XIX века,
используя содержание поэмы Гоголя, с готовностью
отвечают, рассказывают, как надо решать эти
проблемы. Но вот наступает затруднение: вопросы
начинают выходить за рамки произведения. "Мне
хочется поработать за границей, получать две
зарплаты, на машину денег накопить. Как это
сделать?”; "А я хочу квартиру получить вне
очереди! Кто и как может помочь?”...
Чиновники из "Мёртвых душ” не имеют такого
опыта, а современные чиновники всё больше
активизируются: "А я иначе "убрала” начальника
со своего пути”, "А наш сослуживец поступил не
так...”
В конце концов чиновники прошлого века
возмущаются: ведь это мы им должны передавать
опыт, а получается наоборот!
Учитель и добивался такой растерянности,
вывода о расцвете бюрократических приёмов
современного чиновничества. Тем современнее
становится гоголевская поэма, высмеивающая эти
приёмы.
3. Телемост
Урок проводился в форме телемоста с целью
формирования у школьников навыков полемики:
говорить можно только в микрофон и только тогда,
когда ведущий ("В.Познер”) его предоставит.
Фактически это диспут, связанный с отношением к
Чичикову.
В одну группу садятся ученики, которые обвиняют
Чичикова во всём и безоговорочно. В другую – те,
кто хоть в чём-то (в поступке, в черте характера)
может его понять и оправдать. Роль ведущего –
следить за логикой диспута, приводить доводы,
которые затрудняются подобрать участники спора.
Это трудная роль, поэтому до урока учитель
индивидуально работает с будущим "Владимиром
Познером”. Задача остальных учащихся –
осознанно использовать своё знание текста поэмы.
Одна из целей урока – нестандартное видение
героя, диалектический подход к оценке его
характера и поведения (при необходимости
защищать).