Глагол "читать” не терпит
повелительного наклонения.
Даниэль Пеннак
Наверное, каждый
учитель-словесник понимает, что насилие и любовь
к чтению — "две вещи несовместные”, и потому
ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с
книгой, как ждут праздника. И такой праздник
можно организовать, например, при изучении
средневековых народных баллад (в разных
программах эта тема встречается в разных классах
— от шестого до восьмого). Помощником учителя
литературы станут в подготовке и проведении
праздника коллеги — учителя истории и
английского языка.
В начале изучения темы я предлагаю ребятам
совершить путешествие в средневековую Англию,
узнать, как можно больше об этом времени из
исторических источников, а также народных
преданий и баллад, а потом самим стать
участниками интеллектуального рыцарского
турнира XXI века. Предложение с воодушевлением
принимается.
Турнир может состояться между двумя классами в
параллели или между командами одного класса (в
соответствии с делением на группы по изучению
английского языка).
На этапе подготовки каждая из двух команд —
участниц турнира — с помощью голосования
выдвигает из своих рядов трёх мальчиков, которым
будет доверено исполнять роль рыцарей. Потом
каждый из рыцарей выбирает себе Прекрасную даму
и формирует свой отряд, предлагая одноклассникам
роли оруженосцев и герольдов.
Рыцари и их команды, готовясь к турниру,
выполняют следующие задания:
1) выбрать исторического или легендарного
героя, подготовить яркий и выразительный рассказ
о нём;
2) придумать девиз и нарисовать на щите герб
его владельца.
Прекрасные дамы также должны определиться с
выбором легендарной или литературной героини,
подготовить рассказ о ней, продумать элементы
костюма.
Есть и общее задание для каждой из двух
противоборствующих сторон: подготовить
инсценировку на английском языке баллады
(легенды) о Робин Гуде (при выполнении этого
задания неоценимую помощь оказывают учителя
английского языка).
Между тем на уроках литературы погружаемся в
мир народной баллады и читаем не только
предложенные в учебниках, но и внепрограммные
баллады: "страшные” («Два ворона», «Лорд
Рэнделл», «Эдвард»), "героические” (о Робин
Гуде), "любовные” («Прекрасная Маргарет и милый
Вильям», «Василий и Софья», «Трагедия Дугласов»),
"исторические” («Королева Элионор», «Юный
Уотерс»), "комические” («А ну, закройка дверь!»,
«Старый плащ»), "волшебные” («Мальчик и мантия»,
«Леди и кузнец», «Том Лин»). Если после вводного
урока, где пойдёт речь о жанровых признаках
баллады, организовать работу в группах, то
количество уроков, где читаются, инсценируются,
обсуждаются все эти баллады, не превысит
положенного по программе.
После изучения темы ребятам предлагается
сформулировать три вопроса по каждому виду
баллад и сочинить свою балладу.
И вот настаёт день турнира. Кабинет
преображается в ристалище: команды
противоборствующих сторон занимают за столами
места друг напротив друга, есть места для
зрителей и жюри (из учителей и старшеклассников).
Звучит «Баллада о времени» В.Высоцкого: "...И
холодное прошлое заговорит // О походах, боях и
победах...”
Оглашаются правила турнира (они заранее
обговариваются с ребятами, ведь "слово не
стрела, но ранит больнее стрелы”). Вот пример
таких правил.
Во время турнира участники должны показать
свои знания по истории, литературе и английскому
языку. Им разрешается принимать помощь от любого
из членов своей команды.
Во время турнира запрещается:
- нарушать дисциплину, отвлекаясь на
посторонние разговоры или занятия;
- критиковать и оскорблять своих соперников;
- громко и явно выражать эмоции удовольствия
или неудовольствия, радости или разочарования.
В случае несоблюдения этих правил рыцарь и его
команда подвергаются "штрафу” (лишению баллов),
а при повторном нарушении — исключаются из числа
участников турнира и выдворяются с ристалища.
Исторический этап турнира состоит из двух
туров.
Первый — это представление рыцарей их
герольдами и оруженосцами: рассказ об
историческом или легендарном герое и объяснение
символики герба (максимальная оценка — по 5
баллов).
Второй — поединки на знание истории Англии
Средних веков. (Тестовые вопросы-задания для
этого тура готовит учитель истории.) В
единоборство попарно вступают рыцари,
находящиеся друг против друга. Каждая команда
получает варианты ответов. После заданного
вопроса нужно поднять карточку, содержащую
правильный ответ. Если рыцарь поднимает карточку
(наносит удар) первый и этот ответ верный
(попадает в цель), он получает 2 балла, если ответ
верный, но запоздавший — 1 балл.
Примеры вопросов (верные ответы выделены
курсивом).
1. Против кого объединил кельтов король Артур?
• Против данов;
• римлян;
• англов и саксов;
• нормандцев.
2. Кто пришёл в Британию во главе с Вильгельмом
Завоевателем?
• Даны;
• римляне;
• англы и саксы;
• нормандцы.
3. Кто издал "Лесной закон”, который нарушали
Робин Гуд и его вольные стрелки?
• Ричард Львиное Сердце;
• Вильгельм Завоеватель;
• Генрих II;
• Эдуард III.
4. В какой битве Вильгельм Завоеватель одержал
победу в 1066 году?
• При Гастингсе;
• при Пуатье;
• при Суасоне;
• при Таласе.
5. Как назывался документ, который в 1215 году
подписал Иоанн Безземельный?
• Великая хартия вольностей;
• Золотая Булла;
• Сент-Жерменский мирный договор;
• Нантский эдикт.
6. Какое название получило собрание
представителей всех сословий, которое в 1265 году
созвал Симон де Монфор?
• Кортесы;
• ландтаги;
• Генеральные штаты;
• парламент.
7. Что в Англии называют "Книгой Страшного
суда”?
• Сборник законов английских королей;
• суд священной инквизиции;
• книги с результатами переписи населения;
• литературное произведение, написанное при
дворе Вильгельма Завоевателя.
8. Слова из какого языка появились в речи
жителей Британии с приходом нормандцев?
• Из старонемецкого;
• латинского;
• греческого;
• старофранцузского.
9. Какая королевская династия никогда не
правила в Англии?
• Плантагенеты;
• Ланкастеры;
• Йорки;
• Капетинги.
10. Кто из этих героев не был рыцарем Круглого
стола?
• Ланселот;
• Гавейн;
• Роланд;
• Парсифаль.
После подведения итогов исторического этапа
начинается "английский” этап, где участники
должны продемонстрировать, насколько хорошо они
владеют английским языком. Каждая из
противоборствующих сторон разыгрывает
по-английски сценку о народном герое
средневековой Англии — Робин Гуде. Их соперники,
внимательно посмотрев сценку, отвечают на
вопросы учителя английского языка по её
содержанию. За полный и правильный ответ команда
максимально может получить 3 балла.
Литературный этап открывают выступления
Прекрасных дам. Каждая из них представляет
какуюнибудь литературную героиню (максимальная
оценка — 5 баллов).
Затем в дело вступают рыцари. Словами из
баллады Владимира Высоцкого:
Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков —
учитель литературы предваряет конкурс, где
рыцарю и его отряду предстоит отразить нападение
объединённых сил соперника, каждая команда
которого задаст свой трудный и неожиданный
вопрос по тому типу баллад, что определит для
отряда жребий: "страшные”, "героические”,
"исторические”, "любовные”, "комические”,
"волшебные”. (За правильный и полный ответ на
один вопрос — 2 балла.)
Завершает литературный этап турнира
творческий конкурс менестрелей, создателей и
исполнителей своих собственных баллад
(максимальная оценка — 7 баллов).
После этого конкурса жюри подводит итоги
турнира и вручает призы. Напутственным аккордом
участникам состязания звучат слова В.Высоцкого:
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки — из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем!
|