Вначале сказки героям положено
претерпевать всевозможные беды и испытания,
чтобы когда-нибудь достичь счастливого конца. Не
часто, но так бывает и в жизни. Так произошло с братьями
Гримм. Братья Гримм, Якоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859),
прожили скромную жизнь. Они были великими
учёными-филологами. После них филология
совершенно преобразилась. Но в биографии братьев
на первый взгляд нет ничего замечательного. Так
ли это? Примем к сведению мнение поэта Новалиса,
современника братьев Гримм, утверждавшего, что
всё в жизни можно увидеть в свете сказки.
Якоб и Вильгельм рано
остались без родителей и должны были взять на
себя ответственность за трёх младших братьев и
сестру. Им предстояли годы труда и материальных
невзгод. Помимо личных несчастий, братьям
суждено было в то же время пережить и общее горе
— когда их родная германская земля Гессен была
захвачена наполеоновскими войсками.
Если в начале сказки герою приходится худо, то в
конце концов его непременно ждёт чудесная
награда. И это сбылось: братья Гримм нашли
сокровища. Эти сокровища — народные сказки.
В библиотеках разных городов братья находили
забытые рукописи, старинные книги и открывали их
для читателей. Они хотели "разбудить покоящиеся
веками творения, воскресить дремавшую в тени
милую сердцу мудрость старины”. Учёные как будто
видели себя в роли принцев, пробуждающих Спящую
царевну.
Ещё ближе к сказочным героям они были, когда
разыскивали подлинные народные сказки. По их
словам, к ним в руки как будто попала волшебная
палочка, способная находить клады. Когда же
сказки были собраны в книгу, сокровищница
открылась и для читателей. "Я хотел бы стать
хорошим горняком, — не без зависти отозвался
друг братьев, писатель-сказочник Людвиг Ахим фон
Арним, — чтобы раскопать этот клад и получить
сокровище — детские сказки!”
Братьям Гримм не пришлось искать свои
сокровища за тридевять земель. Сказителей —
пастухов, крестьянок, отставных солдат — они
встречали во время прогулок в окрестностях их
родного города Ханау. Им рассказывали сказки в
соседской аптеке, в доме важного городского
чиновника, даже в гостиной баронессы. Им помогали
друзья, направляя их поиски, записывая и присылая
сказки. Волшебная палочка делала своё дело.
Сказки принадлежат языку. Углубляясь в
изучение языка, братья вновь обнаружили
несметные богатства. Сказочным героям в поиске
кладов помогают заклинания. Вот и у братьев
научные идеи порой звучат, как волшебные слова:
"Мысль — молния, слово — гром; согласные — это
скелет языка, гласные — это кровь языка”.
В сказках должны совершаться чудесные
подвиги. Именно так, в духе богатырской
героики, современники и воспринимали научные
труды братьев ("героическое дело”,
"исполинские создания”, "творения могучих
гениев”, "гигантов”). Почти каждая выпущенная
ими книга открывала какую-то новую,
неисследованную область знаний; значит, подобно
многим сказочным героям, братья шли "неведомыми
дорожками”, по следам "неведомых зверей”.
Сюжет
Богатырские труды братьев Гримм
Мир сказки полон чудесных цифр. В научной
биографии братьев Гримм сухие цифры почти так же
поражают воображение. Они издали 170 древних
рукописей. Их собственные труды заняли два
десятка увесистых томов. "На это не могло
хватить человеческой жизни и человеческого
терпения”, — сказал поэт Генрих Гейне по поводу
«Немецкой грамматики», изданной в 4 книгах по 1000
страниц каждая.
Ещё удивительнее подвиг создания 4 огромных
томов «Немецкого словаря»; в нём братья, уже
пожилые люди, решили описать историю всех слов
немецкого языка. "Дело неохватного объёма, —
ужасался Якоб. — Как бывает, когда с неба целый
день падают снежные хлопья и вскоре всю
местность покрывает необозримый снежный покров,
так и меня, словно снегом, засыпает масса
отовсюду, изо всех углов и щелей напирающих на
меня слов”. Якоб, уже после смерти Вильгельма,
успел сделать почти четверть всей работы (до
буквы "F”); а чтобы завершить начатый Гриммами
труд, многим и многим учёным понадобилось более
ста лет. Замечательное совпадение: смерть
прервала Якоба на слове "Frucht” ("Плод”), как
будто указав на волшебные плоды, добытые
братьями.
Как правило, в конце сказки герой обретает
королевский трон. Якоба Гримма в конце его жизни
объявили владыкой трёх королевств —
правоведения, истории и языка. Он разделил этот
трон с братом.
Что же помогло им совершить все эти подвиги?
Конечно, талант и трудолюбие. Но ещё дружба, как в
сказке, где брат обязательно выручит брата из
беды. Ещё молодыми людьми братья-сказочники дали
клятву: "Оставаться вместе, покуда это в наших
силах”. Им не просто было остаться вместе: их
разлучали нужда и война. Но слова, сказанные в
разлуке, оказались сильнее разлуки.
Братья исполнили свою клятву. Где бы в
дальнейшем они ни жили, они были вместе. В детстве
братья работали за одним столом, в зрелые годы
делали одно дело, и в конце концов их имена
составили одно целое — как две стороны
волшебного ножа из сказки.
Такова сказка о том, как братья стали
сказочниками, о том, как они нашли сокровище —
народные сказки.
Но возникают вопросы.
Вопрос
Почему сказка — сокровище? И ещё: были ли
братья Гримм сказочниками?
Сказка — сокровище
Cказка — сокровище, потому что
она уходит своими корнями в глубокую древность, к
истокам самых ранних мифов.
Сказка — сокровище, потому что
она обращена в будущее. Она дарит надежду на
будущее преодоление всех несчастий, на
счастливый исход и восстановление
справедливости.
И ещё потому, что в ней даны
уроки народной мудрости.
Сказка любит определённость:
вот добро, а вот зло. Сказка учит добру, но не
прямо, а намёком. Ведь сказка — это игра. Игра по
правилам — по сказочным законам, о которых у нас
уже шла речь. Попробуем проверить их силу на
одной из сказок — «Живая вода».
В начале сказки три брата плачут о своём горе:
король, их отец, неизлечимо болен. Тут-то и
вступает в действие закон всесильного желания
и слова. Стоило братьям пожелать, чтобы король
был здоров, как тут же появился помощник — вещий
старик. Не побрезговали тогда братья рассказать
старику о своём горе — и дал он спасительный
совет: излечить короля можно только живой водой. Получается,
что слёзы,
пролитые за отца, и обычные слова печали уже
обладают волшебной силой.
Братья отправляются в путь за живой водой. На
пути их ждёт испытание. Что же требуется от них?
Только сказать доброе слово первому встречному
— карлику. Старший и средний брат не захотели
разговаривать с карликом, а младший был с ним
приветлив. Так мало — но от этого зависело
многое.
По закону наибольшего контраста, маленькие
дела в сказке превращается в большие: маленькие
проступки — в преступления, маленькие добрые
дела — в подвиги.
На первый взгляд старший и средний братья
наказаны карликом за дурное слово. На самом же
деле — за то злодейство, что вырастет из дурных
слов и мыслей.
Сперва старший и средний братья не были
злодеями. Но стоило им подумать о награде за
доброе дело, и они уже были обречены. Одна
корыстная мысль — и душа их погибла.
Расчёт порождает высокомерие — и братья
смеются над карликом. Высокомерие порождает
коварство — и мысли о троне приводят их к краже
живой воды. Коварство превращается в злодейство
— и они подговаривают отца убить младшего
принца. Вот за что, опережая события, наказывает
их вещий карлик.
А из маленького приветливого слова, сказанного
младшим братом, вырастут большие добрые дела. Он
приветлив, потому что думает не о себе, а о других.
Так будет и в дальнейшем. В заколдованном замке
он достанет живую воду — чтобы помочь отцу. Он
снимет кольца с пальцев зачарованных принцев не
затем, чтобы присвоить кольца, а затем, чтобы
освободить принцев от заклятия. Волшебные
предметы — хлеб и меч — он тоже возьмет не для
себя. Потому и послужат они для великого дела. С
их помощью он избавил целое королевство от
врагов и целый народ от голода.
Сюжет
Превращение волшебных предметов
В награду за доброе слово карлик вручил принцу
железный прут и две маленькие коврижки. В награду
за доброе дело — уже после испытания в замке —
принц получил волшебный меч и хлеб, которого
"невпоед”. Прут превратился во всепобеждающий
меч, коврижки — в неоскудевающий хлеб. Малое
превращается в большое.
Вот что предвидел карлик, вот за что младшему
брату награда — согласно закону сказочной
справедливости.
Действие этого закона парадоксально. Кому не
будет счастья в сказке? Тому, кто охотится за
счастьем. Кому суждено быть счастливым? Тому, кто
меньше всего думает о своём счастье.
Нежелание подумать о себе — в обычной жизни это
может быть воспринято как глупость. А в сказке?
Понятие
Парадокс (от греческого paradoxos —
неожиданный, странный) — суждение,
противоположное привычным суждениям;
неожиданное явление, не соответствующее
привычному порядку вещей.
Вопрос
Почему младший брат засыпает в самые
решающие моменты?
Карлик два раза предупреждал его: не медлить в
замке, не доверять братьям. И что же? Принц оба
раза уснул: сперва в замке — чуть не просрочив
отпущенное ему время, потом на корабле —
позволив братьям осуществить их коварные
замыслы. И в том, и в другом случае сладкий сон
едва не стоил ему жизни.
Принц настолько легкомыслен по отношению к
самому себе, что это уже граничит с наивностью
дурачка. Но именно в кажущейся слабости
сказочных героев и заключается их сила. Пусть
братья потешаются над принцем: "Надо было быть
тебе поумнее”. Всё равно принцесса и королевство
достанутся тому, кто не думает о себе.
В том-то и дело, что сказка не любит расчётливых
и здравомыслящих. Зато она всеми своими чудесами
поддерживает наивных и безоглядных.
Неосторожность чуть не погубила принца, но в ней
же — залог его счастья. Безрассудство сказочных
героев — это как раз то, что позволяет им
преодолеть непреодолимые препятствия и
выполнить невыполнимые задания. Урок сказки —
это урок бескорыстия. |