Когда мы говорили о жизни
братьев Гримм как о сказке, то это была наша игра
— не их. Они во всём любили порядок: в сказках
пусть будут чудеса, а в жизни — научные труды,
семейные обязанности и тихие удовольствия
дружбы. Другое дело — Андерсен.
Датский сказочник Ганс Христиан Андерсен
(1805–1875; сохраняем здесь традиционное в России
написание его имени) говорил: "Из
действительности вырастают чудеснейшие
сказки”. С юных лет он ждал настоящих чудес — и
дождался: "Жизнь моя настоящая сказка, богатая
событиями, прекрасная! Если бы в ту пору, когда я
бедным, беспомощным ребёнком пустился по белу
свету, меня встретила на пути могущественная фея
и сказала мне: «Я буду охранять и направлять
тебя!» — и тогда жизнь моя не сложилась бы лучше,
счастливее, разумнее”.
Оставалось только взять и написать сказку о
самом себе. И Андерсен написал такую сказку.
Называется она «Гадкий утёнок». Давайте
прочитаем её.
Вряд ли кто-нибудь подумает, что это сказка о
животных. Совершенно ясно: речь в ней идёт о
людях. Но зачем же сказочнику понадобилось
изображать людей под видом животных и себя под
видом гадкого утёнка?
А затем, чтобы в итоге получилась сказка.
Иносказание для Андерсена — прежде всего
повод воспользоваться магическими секретами,
превращающими жизненную историю в историю
сказочную. Воплотившись в гадкого утёнка,
Андерсен смог увидеть себя с неожиданной —
сказочной — точки зрения.
Понятие
Иносказание — это когда о чём-то сказано
не прямо, а как-то иначе, чаще всего образно и
занимательно. Возьмём понятие лести. Пример
прямого высказывания: лесть — это притворная,
корыстная похвала. Пример иносказания — басенный
рассказ о вороне и лисице. В басне понятие лести
представлено другими словами — через
рассказанное происшествие и персонажей.
Сочиняя сказку о себе, он явно держал в уме
предсказание старухи-гадалки, услышанное им ещё
в раннем детстве: "Ганс — дикая птица с высоким
полётом, большая и благородная”.
Удивительное прозрение, особенно если знать,
что родился Ганс Христиан Андерсен в одной из
самых нищих семей захолустного датского городка
Оденсе. Сказка его жизни началась со слов
старухи-гадалки: "Когда-нибудь по всему Оденсе
устроят фейерверк в его честь” — а закончилась
так, как и положено по сказочному закону, —
именно грандиозным фейерверком в Оденсе.
Любопытно было бы сопоставить сюжет сказки
«Гадкий утёнок» и факты реальной биографии
Андерсена. Посмотрим, какие из этих фактов он
освещает сказочным светом, а какие остаются в
тени.
Гадкого утёнка оценивают по его наружности и
манерам. "Больно велик”, "не удался”,
"несносный урод” — судят о нём. И ещё: "совсем
рехнулся”, всё делает не так.
Нечто подобное приходилось слышать и самому
Андерсену.
Цитата
Говорили, что Андерсен странен, нелеп, смешон.
Как будто даже внешне походил на гадкого утёнка:
"Фигура его всегда имела в себе что-то странное,
что-то неловкое, неустойчивое, невольно
вызывающее улыбку. Руки и ноги его были
несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и
плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что
ему, вероятно, никогда не случалось опасаться,
чтобы кто-нибудь подменил его калоши. Нос его был
тоже несоразмерно велик и как-то особенно
выдавался вперёд”.
Поскольку Гадкий утёнок был непохож на
других, его "клевали, толкали и осыпали
насмешками”.
Юному Андерсену было не легче. В школе для
бедных его дразнили "полоумным” и "дурачком”;
в среде подмастерьев травили грубыми шутками.
Наконец, в течение трёх своих гимназических лет
он подвергался изощрённым издевательствам
тамошнего ректора. Изо дня в день тот твердил
Андерсену: "Вы глупый юноша, из вас не выйдет
ничего путного. Вы ещё поплачете, верзила
эдакий!”; "Тупее вас я никого не встречал. Вы
лентяй! Вы несносный болван, полоумный, глупая
скотина и тому подобное!” По выходе из гимназии
Андерсен обратился к своему мучителю со словами:
"Я хочу попрощаться с вами и поблагодарить за то
хорошее, что вы для меня сделали”. И услышал в
ответ: "Убирайтесь к чёрту!”
Не смирившись с жалкой участью отщепенца на
птичьем дворе, Гадкий утёнок перемахнул через
изгородь и был таков. Он скитался один; его
преследовали опасности, голод и холод. Он чудом
выжил в суровую зиму.
В 14 лет Андерсен совершил поступок столь же
отчаянный. Почти совсем без денег он отправился
из своего родного Оденсе в столичный Копенгаген,
где у него не было ни родственников, ни знакомых.
Сюжет
Приезд Андерсена в столицу
В Копенгагене мальчик первым делом пришёл в
Королевский театр, чтобы тут же приступить к
осуществлению своей мечты — танцевать в балете
или петь в опере. "Вы слишком худощавы для
сцены”, — сказали ему. "Ах, если бы меня взяли в
труппу с жалованием в 100 монет, я бы сразу
потолстел”, — умолял Ганс. Над ним поначалу
сжалились и взяли учиться вокалу и танцам. Но
вскоре уволили со словами, похожими на приговор:
"дальнейшее пребывание его в театре признано
бесполезным”. Он попробовал писать пьесы — их
вернули с суровой припиской: "ввиду полнейшей
безграмотности автора дирекция просит его
впредь никаких пьес не присылать”. Первые годы,
проведённые в Копенгагене, принесли Андерсену
одни лишения и неудачи.
Гадкого утёнка всюду поучали, но он поступал
по-своему. Ведь у него была мечта. Он тянулся
душой к недоступному — в круг гордых,
величественных лебедей. И вот чудо! Он сам
превратился в прекрасного лебедя.
Как гадкий утёнок преклонялся перед лебедями,
так Андерсен боготворил артистов, художников и
поэтов. Больше всего не свете хотел он быть с
ними, одним из них. Ему доказывали: начинать нужно
с малого — с ручного труда, с посильного ремесла.
Он плакал, но не уступал: "Я буду служить
искусству; только для этого я и живу”. Его учили
ставить перед собой разумные цели, он же
стремился к несбыточному — "быть великим
писателем”. И это сбылось.
А всё же жизнь — не сказка. Вовсе не "вдруг”
сбылась мечта Андерсена. Для того чтобы стать
всеми любимым сказочником, ему потребовались
годы и годы — неустроенности, безрадостного
ученичества, упорной работы над собой; каждый шаг
давался с трудом.
Но всё это осталось за пределами сказки. В
«Гадком утёнке» иной сюжет; здесь главное — чудо.
А чудо несовместимо с постепенным созреванием,
последовательным ростом, мерным движением — оно
должно быть внезапным.
Чтобы чудо состоялось, необходим контраст.
Тем сильнее ощущение чуда, чем до того страшнее и
безнадёжнее положение героя. Поэтому прежде чем
преобразить гадкого утёнка, автор заставил его
замерзать в сжимающейся полынье, без чувств
лежать на снегу, приготовиться к смерти.
Чудо случается в тот самый момент, когда герой и
читатель его менее всего ожидают. Гадкий утёнок
ждал самого худшего, а дождался такого счастья, о
котором не мог и мечтать. Вслед за другими он
считал себя самым уродливым, а оказался
"прекраснейшей между прекрасными птицами” (в
связи с этим какие законы народной сказки
вспоминаются вам?).
Удалось ли Андерсену внушить это ощущение чуда
читателям? Время рассудило: да, удалось.
Подумайте: какие два чуда чаще всего
вспоминаются в наше время? Превращение Золушки в
принцессу и превращение Гадкого утёнка в лебедя.
Эти образы прочно вошли в наше сознание. Когда
нам грустно и одиноко, когда нам кажется, что все
против нас, мы невольно ставим себя или на место
Золушки, или на место Гадкого утёнка. И это
утешает нас, даёт нам надежду.
Вопрос
Знаете ли вы ещё какие-нибудь сказки, где бы
авторы обращались к секрету внезапного чуда?
Вспомните сюжеты этих сказок и перескажите
самые чудесные эпизоды.
Известно, что кино напрямую связано со сказкой.
Вспомните кинофильмы, в которых используется секрет
внезапного чуда.
|